Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа
Цель работы - показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности.
Задачи - раскрыть понятие инвестиций, описать влияние инвестиций на макроэкономическое равновесие в зарубежных странах, проанализировать проблемы и перспективы привлечения и эффективного внедрения инвестиций в экономику РБ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...........3
1 ИНВЕСТИЦИИ…………………………………………………………..4
1.1 Сущность инвестиций и их формы ..……..………………………….4
1.2 Источники инвестиций ...…………………….………….……..……...7
1.2.1 Внутренние источники инвестиций………………………………..7
1.2.2 Внешние источники инвестиций…………………………………. 10
2 ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.…...…………………………..13
2.1 Инвестиции в экономике Российской Федерации…………………13
2.2 Значение инвестиций в США………………………………………..16
3 СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..……….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...32
За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2007 год.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Данные о
поступлении иностранных
Таблица 2 - Поступления иностранных инвестиций по основным отраслям экономики
Поступило за 2008 год |
Справочно поступило за 2007 год | ||||
Всего тыс.$ США |
В том числе | ||||
прямые |
Портфельные |
прочие | |||
Республика Беларусь в том числе: |
6525857,3 |
2279822,9 |
1695,3 |
4244339,1 |
5421864,6 |
промышленность |
2802177,0 |
430483,3 |
1483,3 |
2370210,4 |
2371213,7 |
Транспорт |
408222,4 |
408222,4 |
1,5 |
312076,8 |
379985,9 |
Связь |
270003,5 |
183656,6 |
- |
86346,9 |
368226,7 |
Строительство |
103865,1 |
37561,8 |
117,4 |
66185,9 |
52289,8 |
торговля и общественное питание |
556479,5 |
178366,0 |
64,5 |
378049,0 |
320588,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
1941496,3 |
1234063,9 |
- |
707432,4 |
1631660,8 |
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%) [13, с.7].
Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2008 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Важнейшим фактором
активизации привлечения
- существенного сокращения числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании;
- поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения;
- законодательной и судебной защиты интересов инвесторов и процедур приведения контрактов в исполнение;
- обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в части доступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.
В числе других направлений совершенствования инвестиционного климата:
- создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов иностранными страховщиками;
- улучшение условий создания и функционирования для резидентов свободных экономических зон;
- стимулирование развития инновационных производств, в том числе с участием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых и других мер, направленных на ускорение инновационной деятельности.
В рамках реализации этих мер в конце 2007-го – начале 2008 г. принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Беларусь.
В частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 ввел ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельских населенных пунктах. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Один из последних документов, направленных на активизацию инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь – Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2009 года №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» [14].
В случае, если белорусские предприятия не имеют объективных возможностей осуществлять прямое инвестирование, но стремятся к удешевлению стоимости заемных ресурсов для обновления своих основных средств, они могут использовать возможности международного рынка портфельных инвестиций. Речь идет прежде всего о выпуске долговых обязательств на «еврорынках», в первую очередь европейских. Для этого необходимо привести свою финансовую отчетность в соответствие с международными стандартами, получить кредитный рейтинг, провести сравнительный анализ возможностей различных фондовых рынков с помощью квалифицированных специалистов. По мнению белорусского исследователя данного вопроса И. Еремеевой, зарубежные фондовые рынки предпочтительны для белорусских компаний, если они планируют привлечь значительный (от 2 млн долл. США) объем средств посредством облигационных выпусков [15, c.243].
Несмотря на очевидную нестабильность основных финансовых рынков мира в связи с продолжающимся кризисом ведущих капиталистических государств, условия для облигационных займов не являются запретительными, так как данный сегмент финансового рынка традиционно более устойчив к кризисным явлениям в экономике. Конечно, спрос на долговые обязательства неравномерен, т. е. наиболее востребованы облигации официальных заемщиков и ведущих корпораций (так называемых «голубых фишек»), но именно в кризисных условиях облигационный рынок способен продемонстрировать наибольшие относительные преимущества. Важно понимать, что первые выпуски белорусских корпоративных или официальных еврооблигаций могут и не принести зримых преимуществ в сравнении с инвестиционным кредитованием, особенно если речь идет о налаженных и стратегических финансово-промышленных связях. Но такие инициативы расширяют возможности Беларуси на международном рынке инвестиций, способствуют более глубокой интеграции народнохозяйственного комплекса страны в мировую экономику.
Очевидно, белорусские предприятия в настоящее время не имеют долгосрочных внешнеинвестиционных стратегий, которыми можно было бы воспользоваться для упрочнения своих рыночных позиций в условиях кризиса, когда многие конкуренты скованы в своих действиях, не имея возможности полагаться на прямую и косвенную поддержку государства. Причиной тому является не только недостаточная инициативность директорского корпуса или чрезмерная активность госаппарата, как считают некоторые экономисты либерального толка, но и отсутствие должного общественного обсуждения экспорта инвестиций с пользой для Беларуси, отсутствие самой постановки данного вопроса в белорусских экономических кругах. Без такого обсуждения, без осознания проблем, связанных с внешнеинвести-ционной инертностью, ожидать каких-либо прорывных действий со стороны экономистов-практиков не приходится.
В заключение можно только отметить, что от того, насколько быстро белорусские экспортеры осознают необходимость полноценного использования своих возможностей на международном рынке инвестиций - касается ли это экспорта капитала, или самостоятельной диверсификации источников долгового финансирования, - во многом будет зависеть благосостояние нашего государства [16, с.47-56].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим направлением
государственной экономической
политики нашей страны является создание
благоприятного инвестиционного климата
для привлечения и эффективного
использования иностранных
Беларусь
предлагает потенциальным инвесторам
такие свои основные преимущества,
как выгодное географическое расположение
в центре Европы, благоприятные природно-
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует
развитая научно-техническая база для
проведения исследований и разработок
в различных областях теоретических
и прикладных знаний. В республике
функционирует около 300 научных организаций.
Научными исследованиями и разработками
занимается свыше 30 тыс. человек, в их
числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов
наук. Международное признание
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% - телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
В Беларуси
создано 6 свободных экономических
зон с либеральными условиями
хозяйствования в виде льготного
налогового и таможенного режимов.
Ставки налогов на прибыль и на
добавленную стоимость для
Республика Беларусь - единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
Информация о работе Инвестиции их роль в обеспечении макроэкономического равновесия