Инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: рассмотрение существующей инновационной политики России.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решались следующие задачи:
изучить понятие и структуру инновационной политики государства;
рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам регулирования инновационной деятельности, в том числе и Программы, принимаемые государством с целью развития инновационной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственная инновационная политика: понятие, структура и
взаимосвязь элементов 5
Глава 2. Нормативно-законодательные проблемы развития инновационной
системы России 22
Глава 3. Важнейшие инновационные проекты государственного значения
как пример успешного механизма реализации инновационной
политики Российской Федерации 32
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика России2013.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

 

В условиях  модернизации российской  экономики и перевода ее с сырьевого на инновационный путь развития, отсутствие целенаправленной государственной политики по поддержке инновационной деятельности и технологического обновления неизбежно ведет к таким негативным последствиям, как господству  краткосрочных интересов быстрого спекулятивного накопления в обществе,  падению интереса к долгосрочному развитию реального производства и востребованности новых научно-технических разработок.

          В последнее время в России  произошло глубокое переосмысление  рациональных подходов к выбору новой экономической стратегии развития. Инновационное развитие в нашей стране нуждается в одновременном выравнивании образовательного, экономического, технического, производственного и других уровней. Актуальны проблемы создания общенациональных условий для инновационной деятельности. Сегодня механизмы государственной поддержки формирования инновационной экономики в стране практически отсутствуют, существующая система госрегулирования и поддержки инновационной деятельности многообразна и сложна, не имеет четко выраженной структуры. Не принят закон об инновационной деятельности, отсутствуют многие нормативно- законодательные акты, не используются ресурсы налогового законодательства, не стимулируется введение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, не решены вопросы на уровне методологии. Сегодня инновационная деятельность в нашей стране не привлекательна. Спрос на инновации очень ограничен, внутренний рынок ориентирован, в основном, на импорт готовой продукции и экспорт сырья. Коммерческие решения крупных корпораций редко совпадают с решением задач государственного масштаба, есть вопросы, которые корпорациям не под силу решить. Неразвитость внутреннего российского рынка способствует подрыву процесса восстановления производства и переходу к инвестиционной фазе экономического роста. Сокращение объемов производства и выпуска наукоемкой продукции, низкий результирующий показатель внедренческой активности свидетельствуют об отсутствии сложившегося рыночного механизма воспроизводства высокотехнологичного наукоемкого сектора российской промышленности. Отсутствует система организации инновационной деятельности, основанная на применении современных научных подходов. Низки затраты на исследования и разработки. Сокращение заработной платы ученых и ухудшение условий их труда привело к «утечке мозгов» из России. Негативное влияние оказывают криминализация экономики, передел собственности в научно-промышленном секторе; конкуренция со стороны зарубежных фирм, поставщиков готовой продукции; «выдавливание» отечественных производственных технологий; нехватка у заказчиков оборотных средств и дороговизна заемных средств для оплаты новых технологий.

Целью курсовой работы является: рассмотрение существующей инновационной политики России.

Для достижения вышеуказанной  цели были поставлены и решались следующие задачи:

- изучить понятие и структуру инновационной политики государства;

- рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам регулирования инновационной деятельности, в том числе и Программы, принимаемые государством с целью развития инновационной деятельности.

- рассмотреть важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации;

- в заключении сделать  выводы по теме работы.

 

Глава 1. Государственная инновационная политика: понятие,

структура и  взаимосвязь элементов

 

В современном мире инновационная  экономика становится основой конкурентоспособности государств, позволяет им приобретать преимущества, обеспечивающие экономический рост и благосостояние населения. Однако самопроизвольно, под действием одних только рыночных сил инновационные процессы не смогут охватить экономику страны и вывести ее на качественно новый уровень развития. Более того, в рыночных условиях действует целый ряд антистимулов к инновациям. Ситуация усугубляется при негативном влиянии специфических для данной страны факторов, противодействующих инновациям, примерами которых могут служить характерные для России черты: ветхие производственные фонды, старение высококвалифицированных научных кадров, ориентация экономики на экспорт сырья и энергоносителей и, главное – недостаток финансирования инновационной деятельности за счет частного капитала. Переломить существующие в российской экономике тенденции, сделать инновации источником прогресса невозможно без создания комплексной инновационной политики и законодательной основы для ее реализации, без формирования инновационного общества с соответствующей ему ментальностью и инновационной культурой.

В наиболее общем смысле вопрос заключается в необходимости построения в стране инновационной системы, которая представляет собой единство трех подсистем: инновационной экономики, инновационной политики и инновационного общества. Инновационная экономика является базовой частью, основой, на которой должно строиться все здание инновационного развития. Она включает приоритетное развитие инновационной деятельности, систему мер поддержки инноваторов, финансирование инновационных процессов, содействие росту восприимчивости рынка к инновациям, кадровое обеспечение инновационной деятельности и т.д. Однако экономика требует государственного воздействия в целях формирования инновационной ориентации происходящих процессов. В этом и заключается суть второй составляющей инновационной системы – инновационной политики. Отдельного внимания заслуживает третья составляющая инновационного развития – инновационное общество. Инновационная экономика нуждается в регулировании со стороны государства, в государственной инновационной политике. Однако не меньше она нуждается в инновационном обществе, более того, государственная политика также должна подвергаться воздействию инновационного общества. Инновационное общество в самом общем виде можно определить как общество, пронизанное идеями инновационного развития, активно участвующее в инновационном процессе и осуществляющее воздействие на иных субъектов в целях содействия инновационной деятельности. В рамках данного исследования остановимся на вопросах, связанных с государственной инновационной политикой.

Согласно определению, данному Гончаренко1, государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

В некоторых источниках понятие инновационной политики дается через определение ее цели, которой является создание условий для устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещения импортной продукции на внутреннем рынке за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. При этом отмечается направленность инновационной политики на формирование целостной эффективной инновационной системы2.

Некоторые экономисты представляют инновационную политику как отдельное направление промышленной политики, другими направлениями которой являются структурная и инвестиционная политики. Инновационная политика определяется как способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию мотиваций и ориентиров инновационной хозяйственной деятельности3. В качестве одной из составляющих инновационной политики называется научно-техническая политика, а одним из инструментов решения инновационных задач выступает внешнеторговая политика.

Другие исследователи особо указывают на комплексный характер инновационной политики и называют ее основными направлениями формирование ресурсной базы (финансовых источников, источников знаний и источников квалифицированного персонала), повышение связанности ресурсов и создание системы мотивации к инновационной деятельности4.

Обобщая сказанное, можно  сделать вывод, что инновационная  политика, во-первых, есть политика, направленная на развитие инноваций, а, во-вторых, она  представляет собой комплексное  явление, систему, состоящую из взаимодействующих элементов. На наш взгляд, можно определить инновационную политику как часть социально-экономической политики, но только с точки зрения цели, т.е. суть инновационной политики – в деятельности государства по всемерному развитию инноваций в экономике страны. Однако с точки зрения структуры инновационная политика – это многомерное явление, представляющее собой систему, компонентами которой выступают различные направления государственной политики. Существенной особенностью инновационной политики является ее направленность на достижение двух групп целей: построение инновационной экономики и формирование инновационного общества. Сами по себе преобразования экономики в направлении ее инновационной ориентации не позволят достичь устойчивого положительного эффекта при отсутствии восприимчивости общества к инновациям, без соответствующей культуры, воспитания и образования, и, как следствие, без формирования общественных институтов, осуществляющих наблюдение за инновационными процессами и сигнализирующих органам государственной власти о проблемах и нарушениях в этих процессах. Это функции, которые призвано выполнять инновационное общество.

Таким образом, государственная  инновационная политика – это  часть проводимой государством политики, относящаяся по цели к социально-экономической, направленная на всемерное развитие инновационной деятельности в стране, превращение инноваций в основу экономического роста, формирование и развитие инновационного общества и включающая целый ряд направлений. Такими направлениями являются подсистемы научно-технической, промышленной и структурной политики, денежно-кредитной политики, бюджетной и фискальной политики, внешнеэкономической и валютной политики, социальной политики, политики в области культуры, образования и регулирования рынка труда, а также правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Рассмотрим подробнее эти направления.

Первое направление  – это научно-техническая политика, под которой понимается система мероприятий, направленных на развитие научно-технического потенциала. Хотя научно-техническая политика и представляет центральное звено инновационной политики, это разные понятия, которые не могут быть взаимозаменяемыми. Основным содержанием научно-технической политики является создание условий, способствующих развитию научно-технической сферы. Научно-техническую политику можно определить как систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений, увеличение вклада НТП в стабилизацию социально-экономического развития. Составляющими научно-технической политики являются прогнозирование ее важнейших направлений, выбор приоритетов научно-технической деятельности, разработка научно-технических программ, размещение государственного заказа, финансирование научно-технической деятельности, налогообложение в научно-технической сфере. В инновационную политику, помимо указанных составляющих, входят многочисленные мероприятия, направленные на создание стимулов к инновационной деятельности для различных субъектов, развитие системы подготовки кадров, содействие финансированию инноваций со стороны предприятий–инноваторов и третьих лиц и т.д. Таким образом, инновационная политика – гораздо более широкое понятие, чем научно-техническая политика.

Второе направление  – это промышленная и структурная  политика государства. Промышленную политику разные ученые трактуют по-разному, однако общим положением является то, что ее понимают как усилия государства по содействию экономическому развитию. Структурная политика – это политика в отношении структуры экономики, под которой понимается совокупность пропорций и отношений между всеми элементами хозяйственной системы, обеспечивающей ее целостность. Экономическая структура представлена следующими параметрами: вид производственной деятельности (промышленная, сельскохозяйственная, торговая), размеры экономических единиц, тип экономической организации (рыночная, плановая, переходная), распределение населения между секторами, ориентация экономической деятельности (внутренний и внешний рынок). Структурная политика стимулирует межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для совершенствования отраслевой и территориальной структуры промышленности. В настоящее время развиваются понятия горизонтальной и вертикальной, мягкой и жесткой промышленной политики. Универсальные методы используются в рамках мягкой (горизонтальной), а селективные меры – в рамках жесткой (вертикальной) промышленной политики.

Промышленная и структурная политики тесно связаны с научно-технической. Так, развитие отечественной промышленности невозможно без выбора приоритетов научно-технической деятельности, без федеральных или региональных научно-технических программ. А выбор приоритетных направлений развития, осуществляемый в рамках научно-технической политики, неразрывно связан со структурной политикой, которая обеспечивает стимулирование и содействие в развитии тех или иных отраслей и производств. Забегая вперед, следует заметить, что все направления государственной политики, входящие в инновационную политику, обнаруживают тесную связь и взаимопроникновение. Например, финансирование научно-технической деятельности (элемент научно-технической политики) осуществляется после выделения средств из бюджета (бюджетная политика), а налогообложение в научно-технической сфере является неотъемлемой частью фискальной (налоговой) политики.

С точки зрения инновационного развития промышленная и структурная  политики могут предусматривать  методы поддержки отдельных отраслей и производств, которые имеют высокую значимость для развития инновационной экономики. Однако в настоящее время появляется все больше доводов против селективных методов поддержки отдельных отраслей и производств. На первый план выходят универсальные методы, предусматривающие создание экономических институтов, активизирующих инвестиционные процессы и заимствование технологий5. Таким образом, промышленная и структурная политики также входят в инновационную.

Третьим направлением инновационной  политики является область бюджетной и фискальной (налоговой) политики. Бюджетная политика состоит в законодательном оформлении формирования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. В качестве составной части выступает налоговая политика – способ формирования доходов государственного бюджета. Налоговая политика влияет на процесс построения инновационной экономики через установление уровня налогообложения предприятий, осуществляющий инновационную деятельность, и косвенно – через установление налогов для физических лиц – работников указанных предприятий и через установление налогов для организаций, финансирующих инновационные предприятия. Кроме уровня налогообложения, утверждаются налоговые льготы, т.е. осуществляется полное или частичное освобождение от налогов указанных субъектов в соответствии с действующим законодательством.

Налоговая политика может  включать различные способы стимулирования инновационной деятельности: стимулирование может различаться по адресату (крупный бизнес или малый инновационный бизнес), по целям (снижение себестоимости инновационной продукции, привлечение квалифицированного персонала), по формам (уменьшение налогооблагаемой базы, снижение исчисленного налога), по временным рамкам (перенос налоговых льгот на прошлые или будущие налоговые периоды). Так, во Франции налоговый кредит на поддержку НИОКР действует с 1983 г., он составляет для частных фирм 50% прироста затрат на квалифицированные НИОКР по сравнению со средними расходами в предыдущие два года. Не использованный в текущем году налоговый кредит может быть перенесен на будущее. В Нидерландах, начиная с 1994 г., компании могут вычитать из своих налоговых обязательств и обязательств по социальному страхованию часть своих затрат на выплату заработной платы работникам, участвующим в осуществлении НИОКР. В Сингапуре в 1990-е гг. были установлены налоговые льготы в размере до 200% величины текущих затрат на НИОКР, в результате за 10 лет затраты на НИОКР в стране увеличились в 6 раз, причем две трети этих расходов были обеспечены за счет промышленных компаний.

Информация о работе Инновационная политика России