Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 04:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является: рассмотрение существующей инновационной политики России.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решались следующие задачи:
изучить понятие и структуру инновационной политики государства;
рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам регулирования инновационной деятельности, в том числе и Программы, принимаемые государством с целью развития инновационной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Государственная инновационная политика: понятие, структура и
взаимосвязь элементов 5
Глава 2. Нормативно-законодательные проблемы развития инновационной
системы России 22
Глава 3. Важнейшие инновационные проекты государственного значения
как пример успешного механизма реализации инновационной
политики Российской Федерации 32
Заключение 41
Список литературы 42
Важнейший инновационный проект «Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт» (головной исполнитель ОАО «Ленинградский Металлический завод», Санкт-Петербург). Конечным результатом выполнения работ явилось освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную эксплуатацию. Кроме того, освоение производства газотурбинной установки ГТЭ160 для ПГУ230 (ТЭС Банхида, Венгрия).
Успешный опыт создания первой отечественной парогазовой установки большой мощности ПГУ450 на Калининградской ТЭЦ2, совпавший по времени с разработкой РАО «ЕЭС России» концепции технического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходимость внедрения перспективных парогазовых технологий на базе отечественного оборудования. В результате заключены новые контракты на поставку ПГУ450 на ТЭЦ27 и ТЭЦ21 Мосэнерго и на поставку ПГУ325 на Ивановскую ГРЭС.
Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5–5–7,5–10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора» (головной исполнитель ООО «Научно-инженерный центр «Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко», Санкт-Петербург). Реализация проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотурбинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рынке оборудования для перекачки топлива по магистральным газопроводам, электроэнергетики, транспорта. Контракт расторгнут в июле 2006 г. из-за несоблюдения исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансового обеспечения проекта. Всем остальным требованиям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую очередь, технологической значимости, данный проект соответствовал.
Подобные вопросы заставили проанализировать пути совершенствования подходов к отбору и реализации важнейших инновационных проектов.
В результате трехлетней практической деятельности по реализации важнейших инновационных проектов получен положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:
- разработаны принципы и механизмы согласования интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;
- апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
- разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
Если еще вчера менеджер и ученый стояли на разных берегах, то сегодня они садятся в одну лодку, они стали партнерами, они — взаимозависимы. Но таких союзов мало. Они появляются только в инновационных проектах.
В настоящее время Минобрнауки приступило к реализации Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
Здесь общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять около 1 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет. Не исключается возможность участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний, и, что еще более важно, национальных — по всему миру.
В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны после его окончания обеспечить ежегодное 5_кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
Индикаторами выполнения являются:
- объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
- объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
- число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников;
- число внедренных в экономику передовых технологий;
- число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, по лученные в рамках выполнения проектов.
Таким образом, будет осуществлена и уже осуществляется полноценная коммерциализация научнотехнических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
В ФЦП на 2007–2012 гг. приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламентированы процедуры их отбора и реализации. Научно_технологической основой и связующим звеном между поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования. Срок реализации комплексного проекта 2–3 года, объем финансирования за счет средств федерального бюджета 50–100 млн руб. в год, доля средств внебюджетных источников — не менее 25% от общего объема.
Уже в рамках этого этапа фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.
В настоящее время реализуются в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники в Российской Федерации 60 таких проектов на общую сумму 4,9 млрд руб. (бюджетная составляющая — 3,8 млрд руб.).
Таким образом видно, что реализация важнейших инновационных проектов государственного значения связывается с формированием новых рынков высокотехнологичной продукции в таких сферах, как экология, здравоохранение, безопасность и других, являющихся сферой ответственности государства.
Инновация становится ключевой движущей силой экономического роста, базирующейся на интеллектуализации экономики. В отличие от естественных сырьевых источников наука и технология – это ресурсы, созданные человеком, и поэтому возможности их использования непрерывно повышаются, возрастает их значение с точки зрения будущих перспектив мирового развития. В связи с этим в современных условиях конкурентоспособной может быть только инновационная, а именно наукоемкая, высокотехнологичная экономика, основанная на знаниях, воплощенных в квалифицированной рабочей силе. Деятельность инновационной сферы, по определению, в большей степени ориентирована на будущее. В настоящее время основной задачей является трансформация инновационной системы к реалиям российской экономики и именно данное направление позволит перейти к фазе устойчивого экономического роста. Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень новизны и наукоемкости.
Таким образом, современное состояние экономики России характеризуется невосприимчивостью ее к нововведениям и, как следствие этого, возникновением экономико-технологического застоя, разрушением научно-технического потенциала.
Необходимо отметить, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
1 Гончаренко Л.П. Инновационная политика / Л.П. Гончаренко. М.: КНОРУС, 2009. 352 с.
2 Государственное регулирование национальной экономики / под ред. Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. 653 с.
3 Модернизация российской экономики и государственное управление. М.: КомКнига, 2011. 376 с.
4 Голиченко О.Г. Проблемы модернизации инновационной системы и инновационной политики России / О.Г. Голиченко // Инновации. 2010. № 10. С. 12-21.
5 Модернизация российской экономики и государственное управление. М.: КомКнига, 2011 376 с.
6 Красавина Л.Н. Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России / Л.Н. Красавина, В.М. Родионова // Финансы и кредит. 2010. № 23. С. 2-16.
7 Красавина Л.Н. Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России / Л.Н. Красавина, В.М. Родионова // Финансы и кредит. 2010. № 23. С. 2-16.
8 Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России / С. Глазьев // Экономист. 2012. № 1. С. 3-18.
9 Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России / С. Глазьев // Экономист. 2012. № 1. С. 3-18.
10 Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России / С. Глазьев // Экономист. 2012. № 1. С. 3-18.
11 Красавина Л.Н. Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России / Л.Н. Красавина, В.М. Родионова // Финансы и кредит. 2010. № 23. С. 2-16.