Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе сформулированы теоретические аспекты инфляции и борьбы с ней. Проведен анализ ситуации в развитых странах и в России с точки зрения наличия и характера инфляционных процессов, а также опыта реализации антиинфляционной политики.
В первой главе рассмотрена сущность, источники и формы проявления инфляции, критерии измерения инфляции и ее последствий, сущность антиинфляционной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

В целом, к социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести следующие [16, с.14].

1) Перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения. Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет.

2) Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен, чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

3) Скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения. Как правило, это относится к последствиям несбалансированной инфляции. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов. Дж.М. Кейнс считал опасной форму скрытой государственной конфискации денежных средств у населения. В США с 1985г. пытаются проводить индексацию налоговых законов с учетом темпов инфляции, однако при несбалансированной инфляции и отрыве номинального значения дохода от реального перераспределение дохода усиливается и индексация не восстанавливает потери.

4) Ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег. Бегством от дешевеющих денег в СССР было дачное строительство, покупка мебели, золота и т.п. В начале 90-х годов с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат.

5) Нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей. Цены - главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

6) Отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают.

7) Обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%.

Таким образом, экономические последствия инфляции для отдельных хозяйствующих субъектов различны, выгоды и выигрыш для одних означают такие же потери и дополнительные затраты для других. В связи с этим понятно неоднозначное отношение к инфляции. При равенстве сумм выигрыша и потерь от нее в масштабах всей экономики количество выигрывающих (групп предприятий, отраслей, населения) в целом невелико, тогда как количество проигрывающих неизмеримо больше. Особенно большие потери несут при этом группы населения с низким уровнем доходов и предприятия (отрасли, территории) с неустойчивым финансовым положением.

Нельзя не отметить, что  ухудшение условий на потребительском  рынке, развал денежно-кредитной системы  вызывают негативные реакции населения, ведут к социальным и политическим потрясениям. В связи с этим возникает потребность в разработке адекватной антиинфляционной политики государства.

 

2. Государственная антиинфляционная политика

2.1. Виды и инструменты антиинфляционной политики

 

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. При этом, антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней [6, с.245].

Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики.

Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость [11, с.189].

Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на [11, с.189]:

– уменьшение денежной эмиссии;

– повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

– повышение нормы обязательных резервов;

– сокращение государственных расходов;

– совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Однако реализация этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится, прежде всего, к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее, она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование) [30, с. 222].

«Шоковая терапия» предполагает резкое сокращение темпов роста денежной массы, проведение денежных реформ (девальвации, нуллификации, деноминации). Считается, что такая политика способна быстро остановить инфляцию в результате снижения инфляционных ожиданий. Однако, как показывает опыт России, она может быть проведена неудачно. Негативными сторонами шоковой терапии является резкий спад производства, ухудшение экономического и социального положения населения, рост социальной напряженности.

Политика градуирования означает постепенное сокращение денежной массы. Она не вызывает глубокого спада в экономике, обострения безработицы и социальной напряженности. Однако инфляция может принять затяжной характер в результате сохранения «инфляционных ожиданий» [30, с.135].

Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптационную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, «замораживание» цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов [28, с. 629].

Однако противники политики цен и доходов высказывают серьезные сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтягивания «замороженных» цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

2.2. Антиинфляционная  политика в развитых странах

 

До первой мировой войны и Европа, и Северная Америка жили в условиях золотого стандарта. В ту эпоху монеты из драгоценных металлов свободно обращались на рынке, и каждый, кто имел бумажную купюру, в любой момент мог обменять ее на ту же сумму в золотых или серебряных монетах. При таком режиме правительство не может осуществлять бесконечную эмиссию денег. Естественно, не возникает и серьёзной инфляции [9, с.84].

Однако с началом войны правительства Германии, Англии, Франции, Австро-Венгрии и Италии сочли, что средства на войну легче всего изыскать путём эмиссии необеспеченных бумажных денег. Таким образом, война и первые послевоенные годы стали временем большой инфляции.

Абсолютный мировой  рекорд уровня инфляции принадлежит  Венгрии, и относится к 1946 году. В  июне 1946 один золотой пенге 1931 года стоил 130 квинтиллионов (130.000.000.000.000.000.000) бумажных пенге. В обращении ходили банкноты достоинством в квадриллион (1.000.000.000.000.000). Однако Венгрия – небольшая страна, к тому же в 1946 году она находилась под оккупацией и переживала этап перехода от фашизма к коммунизму [15, с. 178].

Ярким примером инфляционных процессов является и Германия, которая в 1923 году была суверенной демократией и входила в число наиболее крупных и развитых стран мира. В декабре 1922 года килограмм хлеба стоил около 130 марок, а годом позже – свыше 300 миллиардов (300.000.000.000). В июле 1923 года золотая марка стоила 262 тысячи бумажных, а в ноябре – уже 100 миллиардов (100.000.000.000) бумажных марок. Таким образом, за четыре месяца цена бумажной марки упала в 382.000 раз [15, с. 178].

Страну охватили массовые забастовки, а в оккупированной области  – вооруженные беспорядки. Поступления в бюджет практически прекратились, и теперь он наполнялся главным образом за счет эмиссии.

В конце 1923 – середине 1924 года в Германии была проведена  денежная реформа и введена новая  марка, которая, благодаря изменившейся экономической политике, имела стабильный курс.

Если говорить о США, то здесь инфляция стала активно  проявляться сразу после второй мировой войны и с конца 60-х  в 70-х годах. В 1979-1980гг. уровень цен  поднимался ежегодно на 12-13%. К началу 90-х  годов темпы инфляции установились на уровне 2-4% в год [15, с. 176].

В целом инфляция в  США не была ни слишком высокой, ни слишком низкой по сравнению с  другими развитыми странами.

Основными причинами  высокой инфляции в развитых странах  было то, что страны финансировали  огромную долю своих расходов с помощью эмиссии денег, а не на основе налогов.

К 1984г. в экономике большинства развитых стран произошел сдвиг в сторону снижения инфляции до уровня ниже 10% в год.

В Германии и Японии к 1986г. инфляция в целом была ликвидирована, и даже в Великобритании и Италии она резко снизилась по сравнению с уровнем 1970-х годов. В 1986г. средний показатель темпов инфляции для развитых стран упал ниже уровня 60-х годов, когда впервые инфляция стала представлять собой серьезную проблему [7, с.69].

В начале ХХI столетия мир  столкнулся с другой надвигающейся  угрозой – глобальной дефляцией. Главным источником дефляционного  давления на общемировом уровне выступает  Япония. В конце 1990-х – начале 2000-х годов дефляция возникла в Китае и ряде других стран Азии [4, с.42].

Однако в условиях современного финансового кризиса  инфляция вновь стала выходить на первый план как угроза для экономической  стабильности в мире.

Так, в течение первой половине 2008 года в США наблюдалась максимальная за несколько десятилетий инфляция, превышавшая 5,5 процента в годовом исчислении. Этот процесс был вызван резким ростом цен на нефть и другие сырьевые товары, включая хлеб, какао, кофе и другое продовольствие. Однако после начала укрепления доллара к евро и большинству других валют на мировом рынке, а также острой фазы кредитного кризиса, темпы роста цен резко упали [4, с.43].

По оценке экспертов, такое резкое снижение цен влечет за собой угрозу дефляции, которая  снизит прибыли и усложнит выплату  долгов. Борьба с дефляционными процессами в американской экономике сейчас является одной из главных задач правительства США [4, с.44].

Хотя повышение цен на нефть и другие виды сырья является основным источником опасности, в тоже время низкие ставки мировых центробанков и падение курса доллара относительно других валют также вносят свой вклад в процесс ускорения инфляции.

В связи с этим перед  правительствами развитых стран  встает вопрос выработки новых подходов к борьбе с инфляцией.

Антиинфляционная политика развитых стран мира включает в себя множество методов, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Первый метод— таргетирование валютного курса (exchange ratetargeting), то есть фиксация национальной валюты к валюте страны с меньшим уровнем цен. Примером может служить Франция, которая, привязав свою валюту к немецкой марке в 1987 году, имела инфляцию 3 процента, что было на 2 процента больше, чем в Германии. К 1992 году индекс инфляции во Франции упал до 2 процентов и был даже ниже соответствующего показателя в Германии [4, с.44].

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России