Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:28, курсовая работа
В работе сформулированы теоретические аспекты инфляции и борьбы с ней. Проведен анализ ситуации в развитых странах и в России с точки зрения наличия и характера инфляционных процессов, а также опыта реализации антиинфляционной политики.
В первой главе рассмотрена сущность, источники и формы проявления инфляции, критерии измерения инфляции и ее последствий, сущность антиинфляционной политики.
Аналогичная ситуация сложилась и в Англии, которая, в 1990 году зафиксировав обменный курс фунта к марке, смогла снизить параметр инфляции с 10 процентов до 3 к 1992 году.
Второй — таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые путем контролирования денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, можно выделить США, Канаду, Великобританию. На протяжении двадцати лет, с 1974 года, данный режим применяли Германия и Швейцария [4, с.44].
Третий — таргетирование инфляции (inflation targeting). Первым государством, принявшим рассматриваемый режим, была Новая Зеландия (1990 год). Затем последовали Канада (1991 год), Великобритания (1992 год), Швеция (1993 год), Финляндия (1993 год), Австралия и Испания (1994 год) [4, с.45].
Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов:
1) среднесрочную декларацию
достижения конкретных показате
2) включение целевых параметров инфляции в долгосрочную концепцию развития государства;
3) снижение роли промежуточных показателей, таких, как рост денежной массы в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции;
4) достижение прозрачности
долгосрочной монетарной полити
5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции.
Четвертый — таргетирование скрытого целевого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor) [4, с.46].
Наиболее ярким примером использования данного режима на современном этапе являются США и зона евро. Сущность функционирования режима скрытого целевого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контролирования уровня инфляции на перспективу. Данная стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и принятие «предупреждающих ударов» относительно потенциальной угрозы инфляционных процессов.
Известны и другие подходы. В частности, политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в Скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся [15, с.149].
В тоже время варианты антиинфляционной политики различных стран выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х — начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной системы индексации [29, с.264].
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в Германии он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.
Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободную рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.
В конце 70-х — начале
80-х гг. в борьбе с галопирующей
инфляцией в промышленно
В конце 1979г. Федеральная резервная система США приняла решение о необходимости изменить кредитно-денежную политику решительным образом для того, чтобы становить рост инфляции и снизить ее до уровня 50-х гг. Антиинфляционная политика носила характер быстрого снижения инфляции [29, с. 521].
Однако данное решение имело серьезные последствия для экономики США, так как на ряду со снижением инфляции начался экономический спад. Позже спад прекратился и к 1989г. экономике США удалось удержать средний темп инфляции на низком уровне при сбалансированном росте [29, с. 497].
В конкретных условиях происходило некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд. долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов. Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.
В 1989г. темп инфляции приблизился к 15-процентной отметке, и ФРС США вновь столкнулась с непростым вопросом о том, как далеко заходить в борьбе с инфляцией, зная, что чем жестче кредитно-денежная политика для контроля инфляции, тем больше риск, что она приведет к спаду [29, с.459].
Другое направление антиинфляционной политики - конкурентное стимулирование производства – включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «заработная плата — цены». Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малоконкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали.
Часто использовался шоковый подход к снижению инфляции. Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990г. до 27,8% в 1995г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира [22, с.48].
Если говорить о развитии современных кризисных явлениях в экономиках развитых стран, то здесь необходимо отметить следующие антикризисные меры.
В США в 2009г. политика больше ориентирована на борьбу с дефляцией, в рамках которой администрация США и Конгресс приняли план экономического стимулирования на сумму 787 миллиардов долларов. Еще одна программа, нацеленная на помощь финансовому сектору, предполагает расходы величиной более двух триллионов долларов. Кроме того, ставка рефинансирования ФРС была понижена до 0,25-0 процента, беспрецедентно низкого уровня в истории США. Однако, некоторые специалисты отмечают, что после преодоления дефляционного кризиса сверхмягкая финансовая политика и рекордные государственные инвестиции в экономику могут вновь разогнать инфляцию до рекордных величин [4, с.89].
В целом, большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременных и краткосрочных мер. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом [4, с.90]:
– во-первых, долговременные меры включают в себя погашение инфляционных ожиданий населения, которые (ожидания) нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоёвывать, таким образом, доверие населения. Для чего государству следует стимулировать производство, принять антимонопольные меры, произвести либерализацию цен, ослабить административный таможенный контроль, способствовать эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии;
– во-вторых, принять меры по сокращению бюджетного дефицита, поскольку его финансирование посредством займов Центрального банка ведет к инфляции. Это достигается за счет повышения налогов и снижения расходов государства;
– в-третьих, осуществлять мероприятия в денежном обращении путем установления жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;
– в-четвертых, ослабить влияние внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может продать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения и увеличение импорта потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
Таким образом, анализ зарубежного опыта борьбы с инфляцией позволил определить множество различных антиинфляционных подходов и методов, часть которых применяется и в практике России. К числу основных методов можно отнести: таргетирование валютного курса, таргетирование денежной массы, таргетирование инфляции, таргетирование скрытого целевого показателя, политика доходов, индексация, «замораживание» цен на определенные товары.
Высокая инфляция была и остается одной из острейших проблем современной российской экономики.
В частности, анализируя показатели инфляции за последние восемь лет можно отметить следующие тенденции (рис. 2)
Рис. 2. Динамика показателя инфляции в России в 2000-2008гг. [32]
Как видно из рисунка 1 с 2000 года по 2006 год наблюдалась тенденция к снижению уровня инфляции в стране. Уровень инфляции в 2006г. сократился на 55,4% по сравнению с 2000г.
Однако с 2007г. этот показатель стал вновь увеличиваться и уже в 2008г вырос на 47,8% по сравнению с 2006г.
Если говорить о 2009г., то текущий уровень инфляции составляет 8,1% (рис. 3). Этот уровень наблюдается за последние три месяца (июль, август, сентябрь). В сентябре снижение потребительских цен отмечено в 21 субъекте Российской Федерации, в основном в результате снижения цен на продукты питания - на 1,7-2,6% [33].
В 6 субъектах Российской
Федерации прирост
Рис. 3. Динамика уровня инфляции в России в 2009г. нарастающим итогом [33]
По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ, инфляция в 2009г может составить 13 - 14%. Но есть эксперты, которые считают, что это показатель может быть и выше [10].
Причины инфляции в России заключаются в несбалансированности экономики - отставании производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). В массовое сознание внедряются представления, что проведенные в стране рыночные преобразования устранили существовавший в советский период дефицит товаров и услуг, привели их предложение в большее и лучшее соответствие с платежеспособным спросом как денежным выражением реальных общественных потребностей.
Появились новые (рыночные) деформации структуры спроса [20]:
- концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения (пятая группа населения с наибольшими доходами получает после 1995г. около 46-47% общей суммы доходов);
- низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего прожиточного минимума или в его зоне. При оценке российской бедности по европейским стандартам (менее 60,0% среднего по стране уровня душевых доходов) она охватывает около 40% численности населения;
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России