Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе сформулированы теоретические аспекты инфляции и борьбы с ней. Проведен анализ ситуации в развитых странах и в России с точки зрения наличия и характера инфляционных процессов, а также опыта реализации антиинфляционной политики.
В первой главе рассмотрена сущность, источники и формы проявления инфляции, критерии измерения инфляции и ее последствий, сущность антиинфляционной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

- высокая доля теневых доходов - скрытая оплата труда составляла в 2006г. 26, 9% общей ее суммы и почти 12% объема ВВП;

- сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.

Большинство отраслей реальной экономики испытывают дефицит инвестиций. Рыночные механизмы саморегулирования работают так, что российская экономика в состоянии реально использовать на накопление 58-60% имеющихся финансовых ресурсов. Это обусловливает усиление диспропорций в самом производстве, а также сохранение отставания динамики производства от увеличения номинальных и реальных параметров рыночного спроса на товары и услуги.

Поскольку указанная  сбалансированность предложения и  спроса не достигнута, то для инфляции остается широкое поле действий, которое в лучшем случае можно только несколько ограничить. Не случайно, что все намерения правительства в этой области чаще всего в полном объеме не осуществлялись (уровень инфляции выходил за объявленные границы), а в 2007г. отмечен очередной всплеск инфляции, который продолжился в 2008г. Более известной и ощутимой является несбалансированность на мировых рынках и в России спроса и предложения продуктов питания, нефти, бензина, газа, металлов. Аналогичные диспропорции имеют место также на макроуровне. Образующийся разрыв спроса и предложения частично закрывается импортом, но большей частью покрывается повышением цен на рынках потребительских и инвестиционных товаров.

Учитывая данные факторы  инфляции в России, Правительство России разрабатывает комплекс мер по их нейтрализации или устранению.

3.2. Антиинфляционная  политика российского правительства

 

Борьба с инфляцией  в современной России берет свое начало в начале 90-х годов, когда  после либерализации цен в январе 1992г. правительство прибегло к методам «шоковой терапии», рассчитывая на то, что успех антиинфляционной политики автоматически оживит хозяйственную активность и инвестиционную деятельность [27].

В первые пять месяцев  года проводилась весьма жесткая  финансовая и кредитно-денежная политика, которую, однако, правительство не смогло выдержать до конца. Причиной явилось стремительное падение производства, резкое ухудшение финансового состояния предприятий, лавинообразное нарастание неплатежей, рост задолженности по заработной плате, обострение социальной напряженности, усиление давления на правительство. В этих условиях Центробанком по согласованию с правительством был произведен взаимозачет неплатежей, усилена кредитная поддержка экономики, предоставлены крупные кредиты для финансирования бюджетного дефицита. В результате удвоились реальная денежная масса и темпы роста цен. С другой стороны, эти меры вызвали стабилизацию и некоторый подъем производства, причем его уровень сохранялся практически неизменным в течение восьми месяцев вплоть до апреля 1993г. Результатом явилось увеличение бюджетных поступлений во второй половине 1992г. И стабилизация (хотя и на высоком уровне) бюджетного дефицита, что, по некоторым оценкам, оказало сдерживающее влияние на динамику цен в конце 1992 - начале 1993г.

В 1993г. было принято решение  о переходе к политике последовательного  ограничения роста денежной массы. «Умеренно жесткий» курс был в  целом выдержан в течение года, продолжен и ужесточен в 1994 -1995гг., когда был осуществлен переход к преимущественно неинфляционным источникам финансирования бюджетного дефицита, приняты меры по развитию различных сегментов финансового сектора и стабилизации положения на валютном рынке. Свидетельством рестриктивной направленности бюджетной и монетарной политики является, в частности, факт отставания темпов роста денежной массы от динамики цен: размеры реальной денежной массы (М2) в 1992 -1995 гг. последовательно сокращались и составили к середине 1995г. менее 15% от уровня декабря 1991г. [27]

Важнейшим позитивным итогом такой политики явилась тенденция к последовательному замедлению инфляционных процессов. Этот успех, однако, был куплен дорогой ценой. За годы реформ промышленное производство упало более чем наполовину, рекордных значений достигли показатели неплатежей. Одним из наиболее острых проявлений кризиса российской экономики явился паралич инвестиционной деятельности: за 1992- 1994 гг. капиталовложения упали на 60%, одновременно снизилась их эффективность, ухудшилась структура. Удельный вес нетто-инвестиций сократился до 2% от объема ВВП [27]. В этих условиях, разумеется, не могло произойти позитивных сдвигов в структуре экономики; напротив, за годы реформы получила развитие тенденция к «утяжелению» структуры народного хозяйства, т. е. к быстрому падению производства в обрабатывающих отраслях, на фоне относительного благополучия в добывающей промышленности, металлургии, химии и нефтехимии.

Антиинфляционные меры, которые принимает Правительство России в условиях кризиса сегодня имеют следующий характер [28].

В краткосрочном периоде  основное сдерживающее влияние на инфляцию оказывало выполнение соглашений о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями. В среднесрочной перспективе динамика инфляции будет определяться как монетарными, так и не монетарными факторами.

В целях сдерживания  немонетарной составляющей предназначен комплекс мер, предусматривающий:

1. Меры, направленные на снижение темпов роста цен на продовольственную продукцию, путем стимулирования роста предложения товаров и повышения эффективности производства, в том числе за счет стимулирования эффективных производителей сельскохозяйственной продукции;

2. Развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, направленные на создание системы сбыта сельхозпродукции, сокращение посреднических звеньев и стимулирование увеличения современных высокоэффективных форматов торговли;

3. Меры, направленные на снижение темпов роста цен на рынках нефтепродуктов и строительных материалов за счет создания конкурентной среды путем развития биржевой торговли и стимулирования снижения издержек;

4. Меры, направленные на повышение эффективности регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и на услуги жилищно-коммунального хозяйства с целью снижения рисков ускорения роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях поэтапной либерализации рынков электроэнергии и газа, а также тарифов ЖКХ.

Эти меры в основном носят  среднесрочный характер. Кроме того, непосредственное влияние на сдерживание  роста цен окажут меры по усилению антимонопольной политики. В частности, будет подготовлена нормативно-правовая база для борьбы с картельными соглашениями.

Особое место в антиинфляционной политике в Росси занимают меры по стимулированию сбережений и снижения монетарной составляющей инфляции. Меры, направленные на снижение темпов роста инфляции в большинстве своем носят технический характер: антимонопольные действия на рынке продовольственных товаров и топлива; снижение или отмена импортных пошлин на отдельные виды продукции; административное регулирование тарифов на электроэнергию и цен на нефтепродукты российского производства. Однако современные методы российского правительства по борьбе с инфляцией во многом неэффективны и по мнению некоторых специалистов способны ухудшить ситуацию [20].

Так, меры по ограничению экспорта российского продовольствия не дали заметных положительных результатов. Продолжение неолиберальной политики сокращения социальных расходов бюджета, ликвидации остатков общественной сферы услуг  в условиях текущей мировой конъюнктуры может только ослабить экономику России. В то время как меры по снижению инфляции должны обеспечивать не сжатие, а расширение потребительского рынка в России, стимулируя производство внутри страны [28]. Кроме того, либеральные экономисты полагают: инвестирование стабилизационного фонда усилит инфляцию. В действительности повышение спроса на внутреннем рынке только вызовет увеличение товарной массы, подстегнув рост производства, на которое и следует направить резервные средства государства. При таком сценарии увеличение спроса и рост экономики будут опережать инфляцию.

 

Заключение

 

Таким образом, понятие  и само явление инфляции известно с XVI века и по сути представляет собой чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. При этом, инфляция может иметь различные формы и проявления (подавленная, скрытая, открытая инфляция, умеренная (ползучая), галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая, неожидаемая). Причины этого экономического явления могут быть различными и иметь, как объективный характер (дефицит государственного бюджета, чрезмерное инвестирование, сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли), так и субъективный характер (чрезмерное воздействие государственной  власти, недальновидная экономическая политика).

Как сложное экономическое  явление, инфляция имеет ряд последствий  социально-экономического характера: перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения; отставание цен государственных предприятий от рыночных цен; скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги; ускоренная материализация денежных средств в товары; нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей; отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции. Все это может в конечном итоге привести к социальным и политическим потрясениям.

В связи с этим возникает потребность в разработке адекватной антиинфляционной политики государства, которая может быть направлена на постепенное или резкое снижения денежной массы. В некоторых случаях используется адаптационная политика борьбы с инфляцией (политика цен и доходов). Выбор антиинфляционной политики определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

Если говорить об опыте развитых стран, то здесь антиинфляционная политика в одних случаях была направлена на таргетирование валютного курса (Франция 1987г., Англия 1990г.), таргетирование денежной массы (Германия, Швейцария, США, Канада, Англия), таргетирование инфляции (Новая Зеландия 1990г., Канада 1991г., Великобритания 1992г., Швеция 1993г., Финляндия 1993г., Австралия и Испания 1994г.), таргетирование скрытого целевого показателя (США и зона евро).

Известны факты использования таких антиинфляционных подходов, как замораживание цен и заработной платы, индексации, прямое стимулирование предпринимательства.

Если говорить об инфляционных процессах в России, т высокая инфляция была и остается одной из острейших проблем современной российской экономики. Причинами ее появления являются: отставание производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса; концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения; низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего прожиточного минимума; высокая доля теневых доходов; сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.

Учитывая данные факторы  инфляции в России, Правительство  России разрабатывает комплекс мер  по их нейтрализации или устранению. В частности, в краткосрочном периоде основное сдерживающее влияние на инфляцию оказывало выполнение соглашений о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями. В среднесрочной перспективе динамика инфляции будет определяться как монетарными, так и не монетарными факторами.

Однако современные  методы российского правительства по борьбе с инфляцией во многом неэффективны и по мнению некоторых специалистов способны ухудшить ситуацию.

 

Список литературы

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., 2001.
  2. Албегова И.М. и др. Государственная экономическая политика. - М., 1998.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512 с.
  4. Авишнурс А.А. Мировой опыт управления инфляцией. // Финансы и кредит. – 2007. – 10 (250)
  5. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика/ Пер. с англ. - М., 1996.
  6. Гальперин В.М., Гребенников П.И. и др. Макроэкономика. - СПб., 1994.
  7. Долан Э.Д., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред. В.Лукашевича. – М., 1996. – 448с.
  8. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Макроэкономика/ Пер. с англ. - СПб., 1994.
  9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/ Пер. с англ. - М., 1997.
  10. Жданова Н. Инфляция-2009: от 9,6% до 18% // Расчет. – 2009. – №4
  11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М., 2004.
  12. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Инфляционные процессы в новой России. // Финансы и кредит. – 2009. – 4(340).
  13. Курс экономической теории / Под ред. проф. А.В.Сидоровича. - М., 1997.
  14. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей/ Пер. с англ. - М., 1992.
  15. Линкевич Е.Ф. Потребительская и производственная инфляция современной России // Финансы и кредит. – 2009. - №15 (351)
  16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс/ Пер. с англ. - М., 1992.
  17. Макроэкономика: теория и российская практика/ Под ред. А.Г. Грязнова. - М., 2004.
  18. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика. Курс лекций для экономистов. - М., 2003.
  19. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 511с.
  20. Менкью Н.Г. Макроэкономика/ Пер. с англ. - М., 1992.
  21. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм. // Экономист. - 2008. - № 7. - С.25-33.
  22. Россия в цифрах. 2008: Крат. Стат. Сборник. – М.: Росстат, 2008.
  23. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход/ Пер. с англ. - СПб., 1994.
  24. Самуэльсон П. Экономика/ Пер. с англ. - М., 1992.
  25. Сафонова В.П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистики: Учебное пособие для вузов. - М., 1996.
  26. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учебное пособие/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М., 1996.
  27. Тарасевич Л.С., Гребенников Л.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.:Высшее образование, 2005.
  28. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.
  29. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила. // Вопросы экономики. – 2008. – №11.
  30. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993.
  31. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с.
  32. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2006.
  33. Якунин С.В., Синева М.В. Борьба с инфляцией в ХХ и ХХI // Финансы и кредит. – 2009. - №35 (371)
  34. http://www.cbr.ru
  35. http://www.gks.ru
  36. http://www.minfin.ru

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России