Кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение выбора моделей макроэкономической политики и оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью в ходе работы были решены следующие задачи:
1 Изучена сущность, цели, задачи и виды макроэкономической политики.
2 Рассмотрен кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики.
3 Дана оценка концепции макроэкономической политики Беларуси и ее результаты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………....3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2 КЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………….11
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………16
3.1. Специфика социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь и оценка концепции макроэкономической политики………………….……………………………...16
3.2. Пути повышения социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь ………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 99.79 Кб (Скачать файл)

За 2011 г. Республикой Беларусь было экспортировано 64,1 тыс. тракторов и седельных тягачей ( в 1,5 раз больше, чем годом ранее) на сумму 1 390,3 млн. долл. США. Стоимостный объем экспорта грузовых автомобилей составил 1 370,6 млн. долл. США (против 813,4 млн. долл. США в 2010 г.), что полностью обусловлено ростом физических объемов их поставок на внешний рынок более чем в 1,7 раза.

Стоимостный объем экспортных поставок мясо-молочной продукции, востребованной, прежде всего, на российском рынке, увеличился за 2011 г. на 15,6% и достиг 2 539,6 млн. долл. США.

Необходимо отметить значительный рост экспорта в 2011 г. по товарной группе "растворители и разбавители сложные органические". Стоимостный объем экспорта данной товарной группы в целом за год составил 1 570,6 млн. долл. США, что почти в 10 раз больше, чем за 2010 г.

Наблюдаемая тенденция сохранения доли ключевых товаров в общем объеме экспорта свыше 53% свидетельствует о достаточно низкой диверсификации белорусского экспорта [3, с. 17].

В товарной структуре импорта в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличение доли энергетических товаров в общем объеме импорта на 6,4 п.п. (до 40,7%) сопровождалось снижением удельного веса по всем остальным группам товаров: прочих промежуточных — на 4,0 п.п. (до 34,6%), инвестиционных — на 1,2 (до 8,7%) и потребительских — на 0,7 п.п. (до 15,4%).

Основной причиной роста стоимостного объема импорта Республики Беларусь в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом стало увеличение импорта промежуточных товаров почти на 9 млрд. долл. США (на 35,4%), при этом почти 74% абсолютного прироста было обеспечено за счет энергоносителей.

Значительное увеличение импорта энергетических товаров (на 55,5%) произошло, в первую очередь, за счет роста закупок нефти и нефтепродуктов. Так, импорт нефти увеличился на 38,6% и составил 20,4 млн. тонн, в то время как импорт нефтепродуктов вырос в 3,6 раза, до 5,7 млн. тонн. Цена на импортируемую нефть осталась на уровне 2010 г. (460 долл./т), а на нефтепродукты выросла на 6,1% (до 608,4 долл./т). Стоимостный объем импорта нефти в 2011 г. увеличился на 38,4% и достиг 9,4 млрд. долл. США, нефтепродуктов было импортировано на сумму почти 3,5 млрд. долл. США, что в 3,85 раза больше, чем в 2010 г.

Внешнеторговое сальдо по нефти и нефтепродуктам за 2011 г. сложилось положительным и составило 982,1 млн. долл. США, в то время как в 2010 г. — отрицательным на уровне минус 1 015,9 млн. долл. США. Рост стоимостного объема импорта природного газа более чем в 1,3 раза полностью обусловлен ценовым фактором: средняя цена на российский газ увеличилась на 41,5%, до уровня 265,5 долл. США за тыс. м3, физический объем снизился на 7,3%, до 20 млрд. м3.

Увеличение импорта прочих промежуточных товаров вызвано прежде всего значительным ростом стоимостных объемов импортных закупок черных металлов, сахара-сырца, двигателей внутреннего сгорания, удобрений минеральных смешанных, каучука, частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов.

Высокие темпы роста импорта наблюдались по группе непродовольственных товаров (135,0%), включая поставки на внутренний рынок легковых автомобилей, обоев, одежды, мебели, лекарственных средств.

Прирост импорта по группе инвестиционных товаров на 14,4% за 2011 г. был обеспечен в большей степени увеличением импортных закупок вагонов грузовых железнодорожных и трамвайных, машин и механических устройств специального назначения, тракторов и седельных тягачей, оборудования для сортировки и измельчения грунта.

Главной проблемой внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь остается несбалансированность в торговле товарами. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли в текущем году были экспортно-импортные операции с промежуточными товарами, величина отрицательного сальдо по которым составила почти 5,9 млрд. долл. США.

С целью стабилизации макроэкономической ситуации и выполнения прогнозных параметров развития экономики страны в 2012 г. Институт экономики Национальной академии наук Беларуси предлагает ряд системных мер [3, с. 17-18].

В сфере денежно-кредитной политики.

Основная цель денежно-кредитной политики в 2012 г. — снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. В результате ожидается, что на 01.01.2013 ставка рефинансирования должна снизиться до 20—23%, а прирост требований банков к экономике составит 17—23%. Для достижения поставленной задачи необходимо:

— осуществлять на основе согласования действий Министерства финансов, Национального банка и Министерства экономики Республики Беларусь эмиссионное кредитование государственных программ за счет расходования депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке;

  • усовершенствовать систему финансирования проектов, включенных в государственные программы, посредством участия банков в кредитовании потребностей экономики исключительно на конкурсной и добровольной основе и одновременного создания альтернативных механизмов социальной поддержки и субсидирования приоритетных отраслей;
  • разработать систему мер по репатриации в экономику страны вывезенного национального капитала (амнистия капитала, льготные условия при инвестировании в национальную экономику и т. д.);
  • разработать проект закона, предусматривающего возможность создания и деятельности в стране частных бюро кредитных историй;
  • создать реестр по регистрации залоговых прав кредиторов, что позволит любому кредитору проверить, существуют ли какие- либо обременения, залоги, обеспечительные интересы в отношении движимого имущества будущего должника;
  • завершить организационные мероприятия по созданию Банка развития и передать от коммерческих банков данному учреждению функции агента Правительства;
  • создать условия для развития системы коллекторских агентств как элементов инфраструктуры, позволяющей эффективно работать с дебиторской задолженностью.

В сфере бюджетно-налоговой политики.

В перспективе бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку финансовой стабильности в стране при выполнении социальных обязательств государства. С этой целью необходимо дальнейшее сокращение количества государственных программ, финансируемых из бюджета, а также реализация следующих мероприятий:

  • усовершенствование системы оценки эффективности бюджетных расходов за счет развития системы аудита государственных расходов в различных сферах бюджетной деятельности;
  • переход от сметного финансирования бюджетных организаций на финансирование конечных результатов их деятельности, то есть на оплату бюджетных услуг с учетом их количества и качества;
  • постепенный переход к программно-целевому методу бюджетного планирования, разработка законодательной базы среднесрочного финансового планирования.

В сфере внешней торговли.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на 2012 год" темп роста экспорта товаров и услуг должен составить 111,6—112,3%, что позволит достичь положительного сальдо в размере 2,3—2,7% к ВВП. Для выполнения данных прогнозных параметров на 2012 г. необходимо в ближайшей перспективе:

  • унифицировать налоговое законодательство в условиях создания Единого экономического пространства на основе гармонизации стандартных ставок основных налогов и расширения сферы применения международных стандартов финансовой отчетности;
  • создать специализированный государственный экспортный банк на базе Банка развития Республики Беларусь;
  • совершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в направлении усиления развития экспорта, в том числе механизма экспортного кредитования и страхования, международного лизинга, выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом, финансирования институтов поддержки экспорта;
  • оптимизировать логистические схемы поставки промежуточных товаров на основе мониторинга цен на комплектующие, сырье и материалы, закупаемые как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
  • активизировать информирование зарубежных деловых кругов и загранучреждений на территории Республики Беларусь об экспортных и инвестиционных возможностях белорусских предприятий;
  • законодательно предусмотреть механизм стимулирования максимального использования местных ресурсов при производстве экспортоориентированной и импортозамещающей продукции с целью снижения импортоемкости ВВП;
  • законодательно предусмотреть предоставление земли в частную собственность при инвестировании более 30 млн. долл. США в создание экспортоориентирован- ного промышленного производства с высокой добавленной стоимостью.

В сфере повышения энергоэффективности:

  • организовать систему мониторинга изменения энергоемкости ВВП, основанную на оценке вклада основных факторов, влияющих на энергоемкость ВВП, к которым относятся: структурные сдвиги в промышленности, изменение загрузки использования производственных мощностей в производственных процессах, изменение цен на ТЭР, фактор климата, технологический фактор. Предлагаемая детализация анализа изменения энергоемкости ВВП будет способствовать созданию объективного механизма экономического стимулирования эффективного использования ТЭР;
  • пересмотреть методику расчета энергоемкости ВВП в пользу натурально-стоимостных единиц измерения (кг условного топлива/долл. США, или кг нефтяного эквивалента/долл. США) как в целом по республике, так и по отраслям экономики для более адекватного выявления резервов снижения энергоемкости ВВП республики.

В сфере инвестиционной деятельности:

  • отменить требование о размере уставного фонда 20 тыс. долл. США для признания юридических лиц в качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Установить иные критерии для отнесения организации к коммерческим организациям с иностранными инвестициями (например, в долях от уставного фонда);
  • определить транснациональные корпорации, с которыми целесообразна проработка совместных инвестиционных проектов;
  • организовывать размещение акций, облигационных займов и других форм привлечения иностранных инвестиций предприятиями, обладающими корпоративным рейтингом, на внешних финансовых рынках;
  • регулярно проводить мероприятия международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров [3, с. 19].

Прогноз макроэкономической политики Республики Беларусь.

ВВП: Темпы восстановления экономической активности окажутся несколько большими, чем ожидалось ранее. Ключевыми причинами этого являются благоприятный шок экспорта, относительно активная политика доходов, а также сохраняющийся низкий спрос на потребительский импорт. На 2013 год прогнозируется  замедление роста выпуска до 4,1%, что близко к оценкам потенциального темпа роста ВВП.

Денежно-кредитная сфера: В отношении финансовой стабильности попрежнему сохраняются опасения. Высокие и волатильные инфляционные ожидания до сих пор остаются препятствием для стабильного спроса на национальную валюту. Поэтому в финансовой сфере значения номинальных переменных чрезвычайно чувствительны к любым шокам, а также к действиям экономических властей. Основываясь на предпосылке об относительно консервативной монетарной политике, ожидается, что в 2013 году среднегодовая инфляция составит 22,6 %.  На конец 2012 и 2013 гг. ожидается значения обменного курса к доллару США USD/BYR 9000 и 9600 соответственно.

Государственные финансы: Фискальная политика останется достаточно жесткой. Это связано с сохранением риска инфляции на фоне высоких инфляционных ожиданий и потенциалом роста цен на услуги, в особенности ЖКХ. Дополнительное давление на бюджет в дальнейшем будет исходить от расходов по обслуживанию государственного внешнего долга, что приведет к дефициту бюджета в 2013 г.

Платежный баланс: В 2012 году дефицит счета текущих операций уменьшился по сравнению с предыдущим годом и составил USD 3.1 млрд, или 5.7% ВВП. Данное сокращение обусловлено, с одной стороны, ростом экспорта вследствие расширения торговли нефтепродуктами со странами вне СНГ, а с другой – сокращением импорта, обеспеченным новыми договоренностями с Россией о поставках в Беларусь нефти и газа. В 2013 г. дефицит счета текущих операций увеличится до USD 3.2 млрд или 5.1% ВВП. Прогнозируется, что приток ПИИ будет в основном связан с продажей государственной собственности (доли государства в предприятиях) и составит в 2013 году до USD 3.6 млрд. Ожидается, что положительное сальдо капитального и финансового счета будет находиться на уровне USD 5.7 млрд в 2013 г. [5]

Согласно прогнозным документам в 2012 г. темп роста инвестиций в основной капитал для министерств и концернов будет находиться в пределах 70—106%  к  2011 г., для облисполкомов — 95—105%, для Минского горисполкома — 100—101%. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 г. обусловлено двумя основными факторами: обеспечением бездефицитного бюджета как основного условия снижения инфляции и объемов эмиссионного кредитования экономики.

В этой связи необходимо следующее:

  • установить приоритет в получении льгот и преференций для инвестиционных договоров, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов по созданию и расширению видов производств, в развитии которых заинтересована Республика Беларусь;
  • с целью повышения роли национальных сбережений в финансировании инвестиций обеспечить создание институтов коллективных инвесторов в виде венчурных и паевых инвестиционных фондов. Для этого следует ускорить принятие закона "О венчурной деятельности", а также нормативной базы, регламентирующей вопросы создания и функционирования паевых инвестиционных фондов.

Приведенные меры не охватят всего комплекса проблем социально-экономического развития страны, но послужат основой макроэкономической стабилизации и сбалансированного развития экономики. Наряду с отмеченными существуют и другие важные аспекты, которые окажут значительное влияния на экономическое развитие Беларуси в перспективе.

Информация о работе Кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики