Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение выбора моделей макроэкономической политики и оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью в ходе работы были решены следующие задачи:
1 Изучена сущность, цели, задачи и виды макроэкономической политики.
2 Рассмотрен кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики.
3 Дана оценка концепции макроэкономической политики Беларуси и ее результаты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………....3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2 КЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………….11
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………16
3.1. Специфика социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь и оценка концепции макроэкономической политики………………….……………………………...16
3.2. Пути повышения социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь ………………………………………………...35
В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8 процентов годовых [11].
Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.
Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5% [15].
Основной целью ценовой политики является переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования для стимулирования структурной перестройки экономики.
В числе первоочередных задач – создание гибкой, прозрачной системы ценообразования, приведение ее в соответствие с международной практикой путем дальнейшей либерализации.
Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.
Важным направлением станет поэтапное сокращение и ликвидация перекрестного субсидирования в тех сферах экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. В энергетической – путем сокращения числа промышленных и сельскохозяйственных потребителей, имеющих льготы в тарифах на электроэнергию и природный газ. К 2014 году будут отменены льготные цены (тарифы) на природный газ для юридических лиц.
Продолжится работа по постоянному мониторингу цен и прогнозированию их влияния на социально-экономическое развитие республики в целях разработки мер, упреждающих необоснованный рост цен.
Основными задачами антимонопольной политики являются содействие развитию добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования всех форм собственности, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий, предотвращение монополистической деятельности, противодействие образованию новых монопольных структур.
Для решения поставленных задач потребуется развитие конкурентной среды за счет снижения административных барьеров выхода на товарные рынки и работы на них [11].
В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.
Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.
Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза [15].
Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.
В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленных целей государство использует набор определенных политических инструментов. Инструментами макроэкономической политики являются те параметры, на которые правительственные органы могут оказывать непосредственное воздействие при проведении той или иной политики. При макроэкономическом анализе в качестве политических инструментов рассматриваются:
- инструменты фискальной политики (объем государственных закупок и чистые налоги);
- инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса и номинальная ставка процента).
Конкретный набор инструментов фискальной и денежно-кредитной политики или их сочетание зависит от экономической ситуации в стране, институциональной среды, приоритета выбранных целей и целого ряда других факторов.
Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.
Белорусская модель развития формируется в течение последних 10-12 лет с началом перехода от командной – административной системы к рыночным отношениям. И хотя модель находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходные к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.
В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально-экономического развития, денежно-кредитной и бюджетной политики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа – агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 – 960 тыс. рублей в 2010 году.
Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился с 2,9% в 1995 году до 0,8% по состоянию на конец августа 2010 года. В настоящее время этот уровень значительно меньше, чем в других странах.
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
- развитие
человеческого потенциала, включая
повышение уровня
- радикальная
модернизация всех секторов
- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
- рост экспорта
товаров и услуг, сбалансированность
и эффективность внешней
- развитие импортозамещающих производств;
- устойчивое развитие регионов;
- строительство
качественного и доступного
- повышение
эффективности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник /Агапова Т.А., Серегина С.Ф.: Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.
2
Активная и пассивная
3 Алексей Дайнеко. Оценка развития экономики Беларуси и задачи на перспективу// «Банковский весник» - № 13 май 2012 г.
4 Беларусь
как пример социально
5
Беларусь: Макроэкономический прогноз.
Выбор баланса между целями
роста и макроэкономической
6
Выбор моделей
7 Зиновский. Успешное развитие Беларуси подтверждает верность выбранного курса// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:www. reporter. by. - Дата доступа: 16.12.2012.
8
Макроэкономическая политика
9 Модель
социально ориентированной
10 Национальная
стратегия устойчивого
11
Национальный правовой
12
Национальный статистический
13 Новикова И.В. Экономическая теория: курс интенсив. подгот. / Под ред. И.В. Новикова, Ю. М. Ясинского. – 4-у изд. – Минск: ТеатраСистемс, 2011. – 400 с.
Информация о работе Кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики