Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
2.2 Кредитно-денежная политика России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

3. Важную роль  в развитии экономики играет  инвестиционная деятельность. Государственное  регулирование направлено на  стимулирование источников накопления  внутри страны и на привлечение  иностранного капитала.

4. Сфера материального  производства является основным  объектом государственного регулирования.  Задачами государства в этой  сфере являются: стабилизация основных  показателей отраслей народного  хозяйства; структурная перестройка  общественного производства, его  социальная ориентация; повышение  качества продукции до уровня  требований мирового рынка; рационализация  размещения производства и т.д.  Рычаги воздействия - финансово-кредитная  и инвестиционная политика.

5. Одним из важных  направлений государственного регулирования  экономики является регулирование  рынка труда. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы. Они содействуют  определенной стабилизации социально-экономического  положения трудящихся, смягчают  болезненные недостатки рыночного  механизма.

6. Важнейшей задачей  государственного регулирования  становится обеспечение экономической  безопасности страны. Наиболее реально  экономической безопасности угрожает  деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности), возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, расслоение общества и криминализация хозяйственной деятельности. Особое внимание государство уделяет регулированию финансового и валютного рынков, денежного обращения. Оно защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, развивает секторы, которые выгодно иметь в государственной собственности. Государственные органы власти разрабатывают и проводят в жизнь бюджетную, налоговую, промышленную, инвестиционную, экономическую и социальную политику. Государство предусматривает и меры по развитию внешнеэкономической деятельности.

Главными исполнителями  государственного регулирования экономики  являются органы трех ветвей власти, построенные  по иерархическому принципу, а также  центральный банк страны, который  несет ответственность за денежно-кредитную  политику. Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя систему  методов и инструментов воздействия  на экономику, которые меняются в  зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Общепринято деление  методов государственного регулирования  на косвенные (экономические) и прямые (административные).

Косвенные методы регулирования базируются в основном на экономическом стимулировании и  опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Государство использует для этого  как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные  элементы хозяйственного механизма. Методы прямого воздействия проявляются  чаще всего в форме административных рычагов. Среди методов государственного регулирования преобладают экономические  методы. Приоритет принадлежит денежно-кредитной  политике, основными инструментами  которой являются норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями  на рынке ценных бумаг. Эти инструменты  позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них влиять на инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций [10, с. 59-63].

Значительная роль отводится налоговой политике, без  которой невозможно наладить эффективное  стимулирование экономического роста  и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществлять структурные  преобразования производства, сглаживать региональные диспропорции, снимать  остроту проблемы вынужденной безработицы. Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения  доходов, объема и направлений государственных  расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение  деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование денежно-кредитных  и фискальных мер для максимального  приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости  и стабильного уровня цен. При  экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных  расходов, снижении налогов и соответственно приводящая к увеличению дефицита бюджета. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных  расходов, увеличение налогов с ориентацией  на уменьшение дефицита бюджета.

Важное место  в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективны не только потому, что они государственные, а они становятся государственными, поскольку являются малоэффективными. В целом государственный сектор служит дополнением к рыночному механизму там где мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственное предпринимательство способствует повышению эффективности национального хозяйства и является одним из инструментов перераспределения частного национального продукта. По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные, задачи на определенные временные этапы стали формулировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых и специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения [10, с. 65].

Рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в мирохозяйственные связи, тем больше ее значимость в мировой экономике. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, то оно применяет методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов; использует торгово-экономические соглашения. Эффективными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.

Один из выдающихся российских реформаторов М.М.Сперанский (1772 - 1839) будучи министром установил дифференцированный таможенный тариф (1810), предлагая «…по возможности ослабить импорт, именно ввоз иностранных промышленных товаров тормозит развитие России…». Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и как следствие - к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество.

К административным методам регулирования экономики  следует отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия  признана естественной, оправдано полномасштабное  администрирование. Здесь имеются  в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное  материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.). Государство  осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления  развития национального рынка с  помощью государственного заказа. Через  инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных  кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестируется  строительство казенных предприятий  или национализированных предприятий  других форм собственности путем  скупки акций.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно  расширяется, сужая возможности  прямого вмешательства государства  в процессы расширенного воспроизводства. Применение государством разнообразных  методов воздействия на экономику  имеет свои границы. Так, недопустимы  любые действия государства, которые  разрывают связи внутри рыночного  механизма. Это вовсе не означает, что государство отстраняется от бесконтрольного инфляционного  роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, оно внимательно  следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Однако делает это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка [10].

Таким образом, в  мировой экономической науке  понятие государственного регулирования  рыночной экономики связано со всей совокупностью форм участия государства  в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в  общем объеме ВНП; растут налоги, поступающие  в государственную казну; имеет  место и система государственного предпринимательства; значительна  роль государства в перераспределении  национального дохода. С помощью  налогов государство не только пополняет  казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы  стимулирует фирмы, удовлетворяет  социальные потребности. Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким  формальным показателям. Влияние государства  на рыночные процессы в первую очередь  определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения  выполнения законов. Поскольку рынки (рынок товаров и услуг, рынок  капиталов, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Использование односторонних методов  воздействия на макроэкономическое равновесие не может принести положительный  стабилизирующий эффект. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить на перспективу основы его разрушительного проявления.

2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК  ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

2.1 Основные направления кредитно-денежной  политики

Одним из инструментов косвенного воздействия государства  на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система тесно  связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с  личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение  денежных ресурсов. Поэтому кредитная  система становится фактором экономического роста.

Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным  банком. Его основная функция -- создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста [14, с. 535].

Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и  ФРГ, а затем распространилась и  на другие страны. Сегодня ее активно  используют все развитые страны рыночной экономики.

Основными направлениями  государственной кредитно-денежной политики во всех развитых странах  являются изменение учетной ставки центрального банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке [14, с. 536].

Изменение учетной  ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя  уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный  банк тем самым ограничивает кредитную  экспансию частных банков, так  как если ограничиваются возможности  получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих  частных банков. Как правило, государство  повышает процентную ставку в период бурного экономического роста с  целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение  притока денег в кредитную  систему («сжатие кредита») именуется  политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство  проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и  расширение ресурсов кредитной системы  используется как стимул к росту  производства (политика «дешевых денег»). В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах  наметилась тенденция к превращению  процентной ставки во вспомогательный  элемент - в средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об общем направлении  кредитно-денежной политики государства.

Изменение нормы  обязательных резервов. Частные банки  держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении  к видам вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

Макроэкономический  смысл регулирования норм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный  банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы  резервов, центральный банк стимулирует  высвобождение средств для расширения кредитов.

Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования  норм банковских резервов, а следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

Информация о работе Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики