Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
2.2 Кредитно-денежная политика России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Развитие единой
кредитно-денежной политики создаст
условия для эффективного использования
кредитных инструментов: изменение
учетной ставки Центрального банка
РФ, изменение норм обязательных резервов,
операции на открытом рынке. Сегодня
эти рычаги полностью не отвечают
требованиям рыночной экономики. В
стадии формирования находится кредитная
политика Центрального банка РФ, направленная
на обеспечение стабильности банковской
системы. В ее основу положен механизм
рефинансирования коммерческих банков.
Он включает, во-первых, предоставление
коммерческим банкам централизованных
кредитов в форме покупки у
них векселей (переучетный кредит)
по устанавливаемой самим
Основные формы
рефинансирования коммерческих банков
вводятся постепенно. На первом этапе
процесс рефинансирования ограничивался
в основном предоставлением
Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.
Кризис в 1998 г. обнажил
все накопившиеся в экономике
диспропорции, насильственно заставил
заняться качественной реструктуризацией
банковской системы. Вместе с тем
он в очередной раз подтвердил
значение денег в экономике и
необходимость регулирования
На современном
этапе Банк России продолжает проводить
политику управляемого плавания валютного
курса, так как в отсутствие законодательно
оформленного и эффективно функционирующего
стабилизационного фонда
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России [15, с. 21].
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы -- учетную ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов -- имеет свою специфику.
Ставка рефинансирования,
применяемая в России, никогда
не была отражением объективно существующей
взаимосвязи реального и
С февраля 2004 г. на смену практике рефинансирования банков под переучет векселей пришел проект по рефинансированию коммерческих банков под залог кредитных требований и векселей предприятий группы «промышленность», «связь» и «транспорт». Реализация проекта началась в Санкт-Петербурге, и в случае удачи схема будет распространена по всей стране. Однако кроме векселя предприятия банк -- участник проекта должен дополнительно предоставить гарантию по кредиту еще от одной кредитной организации, что значительно усложняет участие банков в проекте. Трудности в реализации этого начинания связаны и с тем, что Банк России на сегодня не располагает комплексной базой данных о предприятиях. Отсутствует также адекватная правовая база и система институтов, с помощью которых данный проект может быть реализован, т.е. будет способствовать стимулирующему воздействию на перевод кредитных ресурсов в реальный сектор экономики [15, с. 23].
С июня 2003 г. ставка рефинансирования составляет 16%. Фактически она существует номинально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов но ставке рефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на их получение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки по денежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результате предприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований на себестоимость продукции и вынуждены платить дополнительные налоги. Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер, поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставки рефинансирования.
Следовательно, в
настоящее время ставка рефинансирования
является лишь формальным индикатором
процентных ставок на финансовом рынке.
Банки ориентируются на этот показатель
постольку, поскольку его задает
Центробанк. Реальные операции кредитования
коммерческих банков Банком России со
ставкой рефинансирования не связаны.
Для придания ставке рефинансирования
статуса реального
Метод изменения
уровня обязательных банковских резервов
по существу носит административно-
В настоящее время
основной акцент в формировании обязательных
резервов коммерческих банков делается
на минимальные резервные
Дифференцированный
подход к формированию резервных
требований позволит наращивать банковскую
инвестиционную активность. Для банков,
у которых значительна доля инвестиционных
кредитов реальному сектору экономики
(сроком более года), нормы обязательных
резервов существенно снижаются. Установление
низких норм обязательных резервов для
мелких банков повысит их устойчивость
и конкурентоспособность
Операции на открытом рынке осуществлялись Центральным банком РФ в основном для финансирования дефицита государственного бюджета, поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность. Они носили краткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынках спекулятивного капитала не могли быть размещены на длительный период. Следовательно, реальный сектор экономики игнорировался.
В послекризисный период Банк России получил право выпуска облигаций от собственного имени (до этого законодательство допускало выпуск облигаций только корпорациями и государством). В результате Банк России выступает и как эмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми же облигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницы между максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормами обязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России по изменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоров по своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в свою очередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок -- отвлечь часть кредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать росту процентов по ссудам.
Что касается обеспечения и источников погашения облигаций Центрального банка РФ, то в законодательных актах данные положения не регламентируются. Если обеспечением облигаций будет служить исключительное право эмиссии Банка России, его денежная политика замкнется на его внутренних интересах и ситуация с ГКО повторится, только уже с облигациями самого Банка России. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что операции на открытом рынке не осуществимы при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг, а отсутствие в портфеле ликвидных ценных бумаг делает недоступным для Банка России использование этого инструмента, так как рынок ГКО на сегодняшний день развит слабо и характеризуется невысокой доходностью и низким объемом сделок [8, с. 36].
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитой банковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использования адекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Косвенные методы
регулирования базируются в основном
на экономическом стимулировании и
опираются на товарно-денежные рычаги,
воздействуют на экономические интересы
субъектов хозяйственной
Кредитно-денежная
политика государства, определяемая его
действиями в области получения
доходов, объема и направлений государственных
расходов, может быть нацелена на стабилизацию,
экономический рост или ограничение
деловой активности. Политика стабилизации
предполагает использование денежно-
Сфера применения
косвенного регулирования по мере развития
рыночной экономики значительно
расширяется, сужая возможности
прямого вмешательства
Применение государством
разнообразных методов
Информация о работе Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики