Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
2.2 Кредитно-денежная политика России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Кроме перечисленных  основных направлений кредитно-денежной политики, государство использует и  другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них -- установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [14, с. 538].

Предельная маржа  означает, что центральный банк имеет  право устанавливать минимальный  процент (маржу) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, центральный банк устанавливает  процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, Центральный банк США  установил маржу в 50%. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег надо взять в  кредит.

Ограничение потребительского кредита -- это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

В действительности кредитно-денежная политика государства  имеет и сильные, и слабые стороны.

Преимущества кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной -- гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать  процентную ставку и предложение  денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [14, с. 540].

Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных  процессов вызвала к жизни  систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических  операций. Центральные банки стремятся  воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством  регулирования курсов валют на международных  денежных рынках. Во многих странах  государство владеет банками  и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это  позволяет ему через кредитные  институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое  распространение получают государственный  кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В  последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий  с предоставлением им налоговых  льгот и льготных кредитов.

Антиинфляционное  государственное регулирование. Кредитно-денежные и бюджетные методы регулирования  широко используются государством в  проведении антиинфляционной политики, которая сегодня выдвинута развитыми  странами на передний план. Государство  в рыночной экономике не может  полностью искоренить инфляцию. Умеренная  инфляция предполагается самим рыночным механизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому  целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а  управление инфляцией, чтобы ее уровень  оставался достаточно умеренным.

В государственной  антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев  носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика  дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение  без соответствующего повышения  текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения [14, с. 541].

Наращиванию предложения  может способствовать государственная  поддержка повышения товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому  приросту предложения товаров. В  развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере  услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки.

Примером могут  служить информационные услуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционными достоинствами. Ее получение только сначала связано  со значительными затратами, а затем  идет с минимальными издержками. Кроме  того, в течение своего жизненного цикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектом купли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения без соответствующего роста спроса.

Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошо организованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет к увеличению государственных  доходов и снижению напряженности  в расходной части бюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появление на рынке  акций приватизируемых предприятий  отвлекает часть инфляционного  спроса. Действенным средством для  увеличения предложения выступает  и потребительский импорт.

Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы  они были не меньше текущего темпа  роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет  к удорожанию кредита, что может  сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно  и высоким процентом по государственным  облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.

Если от краткосрочных  антиинфляционных государственных  мер можно ожидать результатов  в пределах небольшого периода времени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, так как  только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.

Важнейшим элементом  долгосрочной антиинфляционной программы  является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть -- введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит [14, с. 542].

Другим элементом  долгосрочного антиинфляционного  регулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путем сокращения расходов государства. Рост налоговых поступлений  в долгосрочном плане оборачивается  подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического развития и, как следствие, сокращением поступлений  в государственный бюджет. Кроме  того, высокие налоговые ставки являются инфляционными факторами. Поэтому  в ликвидации бюджетного дефицита основная нагрузка лежит на сокращении государственных  расходов. Сокращение бюджетных ассигнований представляет сложный и длительный процесс. Основной принцип этих мероприятий -- сокращать финансирование тех видов деятельности государства, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).

В антиинфляционной стратегии борьба с дефицитом  идет параллельно структурной перестройке  экономики, государственному стимулированию научно-технического прогресса. В результате проблема инфляции решается и со стороны  спроса (денежная политика), и со стороны  предложения (структурная перестройка).

Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и от реакции  государства на внешнеэкономические  антиинфляционные импульсы, которые  выражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняет  запас денег в экономике. В  этих условиях центральный банк расширяет  объем продаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую  денежную массу. Может использоваться и такое средство, как повышение  курса валюты. Оно вызывает падение  цен на импортируемые товары и  услуги и тем самым способствует снижению общего уровня цен в экономике [14, с. 543].

Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства  экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени.

Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный  на практике комплекс действенных мер  антиинфляционного регулирования  рыночной экономики в развитых странах  заслуживает внимательного изучения и умелого использования в  условиях России.

2.2 Кредитно-денежная политика России

Кредитно-денежная политика российского государства  в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой  подход автоматически ведет к  сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование  фактически сводится к схеме: эмиссия  денег--увеличение предложения денег на рынке обращения капитала--рост спроса на иностранную валюту--снижение обменного курса рубля--повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег--повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992--1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995--1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам [9, с. 7].

Таким образом, результатом  проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу  обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы -- производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.

Наращивание объема государственных краткосрочных  обязательств истощило возможности  денежного рынка, превратив ГКО  из источника дохода в одну из главных  статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.

В конечном счете эта политика способствует концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. В самой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятия нефтегазовой, химической, металлургической отраслей, работающие в значительной степени на экспорт, в состоянии привлекать кредиты и накапливать средства для инвестирования. Предприятия, ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простого воспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью, неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятий имеет свое относительно автономное денежное обращение -- от иностранной валюты и высоколиквидных векселей (в предприятиях первой группы), взаимозачетов и бартерных операций (во второй группе) до бюджетных субсидий и неплатежей в предприятиях третьей группы [9, с. 7].

Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения  капитала и производственной сферы  экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы; обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые, более эффективные технологии и области деятельности.

Таким образом, становление  кредитно-денежной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших  задач. Во-первых, обеспечить выживание  и развитие производственной сферы  и всех ее частей, которые оказались  лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой  для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным  секторами экономики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики