Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
2.2 Кредитно-денежная политика России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Кроме перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них -- установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [14, с. 538].
Предельная маржа
означает, что центральный банк имеет
право устанавливать
Ограничение потребительского кредита -- это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.
В действительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, и слабые стороны.
Преимущества кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной -- гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.
Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.
Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [14, с. 540].
Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.
Использование государством
кредитно-денежных инструментов не ограничивается
воздействием на внутреннюю экономику.
Возрастающая зависимость национальной
экономики от мирохозяйственных
процессов вызвала к жизни
систему мероприятий, направленных
на регулирование
Антиинфляционное
государственное регулирование. Кредитно-денежные
и бюджетные методы регулирования
широко используются государством в
проведении антиинфляционной политики,
которая сегодня выдвинута
В государственной антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующего повышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения [14, с. 541].
Наращиванию предложения
может способствовать государственная
поддержка повышения товарности
народного хозяйства. Через льготное
налогообложение государство
Примером могут
служить информационные услуги. Информация
как товар обладает специфическими
антиинфляционными
Росту предложения
(без увеличения спроса) способствует
и хорошо организованная приватизация
государственной собственности. Приватизация
ведет к увеличению государственных
доходов и снижению напряженности
в расходной части бюджета, облегчая
решение проблемы бюджетного дефицита.
Вместе с тем появление на рынке
акций приватизируемых
Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно и высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.
Если от краткосрочных антиинфляционных государственных мер можно ожидать результатов в пределах небольшого периода времени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, так как только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной программы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть -- введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит [14, с. 542].
Другим элементом
долгосрочного
В антиинфляционной
стратегии борьба с дефицитом
идет параллельно структурной
Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и от реакции государства на внешнеэкономические антиинфляционные импульсы, которые выражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняет запас денег в экономике. В этих условиях центральный банк расширяет объем продаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную массу. Может использоваться и такое средство, как повышение курса валюты. Оно вызывает падение цен на импортируемые товары и услуги и тем самым способствует снижению общего уровня цен в экономике [14, с. 543].
Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени.
Таким образом, антиинфляционная
политика является постоянной функцией
государства в рыночной экономике.
По своему значению она не уступает
любой другой политике государства
(например, социальной или научно-технической).
Разработанный и проверенный
на практике комплекс действенных мер
антиинфляционного
2.2 Кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная
политика российского государства
в целом носит антиинфляционный
характер, а ее главным инструментом
является снижение эмиссии денег. Такой
подход автоматически ведет к
сужению объекта
Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы -- производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.
Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.
В конечном счете эта политика способствует концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. В самой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятия нефтегазовой, химической, металлургической отраслей, работающие в значительной степени на экспорт, в состоянии привлекать кредиты и накапливать средства для инвестирования. Предприятия, ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простого воспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью, неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятий имеет свое относительно автономное денежное обращение -- от иностранной валюты и высоколиквидных векселей (в предприятиях первой группы), взаимозачетов и бартерных операций (во второй группе) до бюджетных субсидий и неплатежей в предприятиях третьей группы [9, с. 7].
Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы; обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые, более эффективные технологии и области деятельности.
Таким образом, становление
кредитно-денежной политики государства,
стимулирующей экономический
Информация о работе Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики