Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

2) Экономия на транзакционных  издержках, эффект масштаба.

3) Улучшение информационного  обмена между сторонами.

4) Возможность осуществления  инновационно-технологического трансферта, обмена стратегической информацией, и в результате получения синергетического  эффекта для всей вертикально-интегрированной  структуры.

5) Устранение неопределенности  у поставщика, что особенно актуально  на рынках, характеризующихся динамичностью, небольшим количеством покупателей  и продавцов, а также при дефиците  какого-либо ресурса.

6) Возможность компаний, работающих на рынке несовершенной  конкуренции, реализовать всю рыночную  власть вертикально-интегрированной  структуры.

7) Организация эффективной  ценовой дискриминации.

8) Возможность диверсификации  компании.

9) Компания производитель  может способствовать преодолению  морального ущерба предприятия.

10) Стремление к экономии  финансовых ресурсов, возможность  ускорения оборачиваемости средств, снижение потребности в заемных  источниках финансирования.

В целом основными причинами формирования и развития форм вертикально-интегрированных структур в реальном секторе российской экономики являются создание благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятие взаимных барьеров, возможность усиления конкурентных позиций и контроля над рыночной ситуацией.

Множественность подходов к измерению вертикальной интеграции обусловлена много- и разностадийностью интеграции, т.е. количества самостоятельных этапов вертикальной интеграции, и возможностью их четкого разграничения. Отраслевые особенности делают особенными и подходы к измерению вертикально-интегрированных структур. Например, с одной стороны, чем больше количество стадий, тем больше добавляет стоимость интегрированный производитель, с другой – одностадийное производство может иметь изначально большую добавленную стоимость, а для интегрированных структур в сырьедобывающих и перерабатывающих отраслях показатель добавленной стоимости может быть потенциально меньше.

В целом, подходы к измерению вертикально-интегрированных структур основываются на измерении степени вертикальной интеграции компании, ее стабильности во времени и влиянии на финансово-экономическую эффективность компании.

Чаще всего степень вертикальной интеграции принято определять целой группой показателей:

– стоимостные коэффициенты, измеряющие степень вертикальной интеграции через добавленную стоимость или соотношение произведенной добавленной стоимости продукции на каждом этапе технологического передела;

– объемные показатели, в том числе отраслевые, например, доля рынка продукции вертикально-интегрированных компаний;

– коэффициенты, отражающие степень самообеспеченности отдельных компаний сырьем собственного производства, степень сырьевой сбалансированности.

Эффективность использования вертикальной интеграции для отдельно взятой отрасли, либо компании в целом оценивается, прежде всего, на основе моделирования прибыли, поскольку размер прибыли определяет успех компании, дальнейшие перспективы развития, ее конкурентоспособность и привлекательность для внешних инвесторов. Для такой оценки используются абсолютные (прибыль от продаж, чистая прибыль) и относительные (рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность капитала) финансовые показатели.

48. Вертикальная интеграция, её последствия. Эффект «двойной маржинализации». 
Мотивом вертикальной интеграции служит стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки»или «двойной маржинализации».Проблема «двойной надбавки» возникает в случае, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции.

Как показывает теоретический анализ, объединение фирм — несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию в данном случае ведет к снижению затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной продукции. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции. «Двойная надбавка» служит примером отрицательного внешнего эффекта в отношениях между производителями (рис. ).

В условиях на первый взгляд более конкурентной рыночной структуры оказывается ниже не только прибыль производителей конечного продукта А, но и прибыль фирм, производящих промежуточную продукцию В, и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции (рис. ).

Ситуация оказывается более сложной для вертикально интегрированной структуры на рынке олигополии. С увеличением числа фирм на рынке предельная выручка будет приближаться к рыночной цене. Рыночный спрос на промежуточную продукцию будет складываться как сумма индивидуального спроса всех фирм, производящих конечную продукцию. При относительно небольшом числе фирм-олигополистов на рынке вертикальная интеграция будет сопровождаться большим уровнем прибыли, нежели сумма прибыли самостоятельных компаний. Однако по мере роста числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш от вертикальной интеграции сокращается. В конце концов при достаточно большом числе фирм на рынке вертикальная интеграция не приносит дополнительной прибыли. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции у фирм нет стимулов к вертикальным отношениям. 

В-третьих, мотивом объединения фирм в вертикально интегрированную компанию может стать стремление предприятий уменьшить давление государственного регулирования,например, сократить объем налоговых отчислений. Вертикальная интеграция позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, перераспределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. Вертикальная интеграция зачастую дает возможность обойти установление государством максимальной границы цен на продукцию.

Вывод из-под налогообложения части произведенной продукции возможен не толь в рамках вертикально интегрированной единицы, но и с помощью использования отношения вертикального контроля, в частности, при использовании давальческих схем предоставления сырья. 
Вертикальная интеграция имеет ряд экономических последствий, таких как:

- приводит к созданию барьеров  входа на рынок за счет повышения  минимально эффективного размера  производства. Когда большинство  конкурентов в отрасли вертикально  интегрированы, неинтегрированным  игрокам, как правило, сложно выйти  на рынок. Чтобы стать конкурентоспособными, им нередко приходится обеспечивать  свое присутствие во всех звеньях  отраслевой цепи. Из-за этого растут  капитальные затраты и экономически  обоснованный минимальный уровень  производства, что фактически повышает  входные барьеры. Например, алюминиевая  промышленность - одна из отраслей, в которой вертикальная интеграция  способствовала повышению входных  барьеров. До 1970-х годов шесть  крупных вертикально интегрированных  компаний - Alcoa, Alcan, Pechiney, Reynolds, Kaiser и Alusuisse - доминировали во всех трех  звеньях: в добыче бокситов, производстве  глинозема и выплавке металла. Рынки промежуточного сырья, бокситов  и глинозема были слишком малы  для неинтегрированных трейдеров. Но даже интегрированные компании  не горели желанием выложить 2 млрд. долл. (в ценах 1988 г.), необходимые  для обоснованного по масштабам  выхода на рынок в качестве  интегрированного игрока.

Даже если бы новичок преодолел этот барьер, ему нужно было бы сразу же найти готовые рынки для сбыта своей продукции - около 4 % от мирового объема производства алюминия, на которые увеличилось бы производство. Нелегкая задача в отрасли, растущей со скоростью примерно 5 % в год. Не удивительно, что высокие входные барьеры в отрасли появились в основном благодаря стратегии вертикального интегрирования, которой следуют крупные компании.

- ведет к созданию и поддержанию  монопольной власти фирмы, а также  к снижению реальной и потенциальной  конкуренции на всех рынках, включенных  в вертикальную цепочку;

- способствует снижению производственных  затрат и транзакционных издержек;

- может облегчать использование  грабительского ценообразования  и тем самым вытеснять конкурентов  с рынка путем применения демпинговых  цен;

- ведет к усложнению процесса  управления внутри интегрированной  фирмы и, следовательно, к росту  издержек по управлению, что может  сопровождаться ухудшением управляемости  фирмы в целом;

- характеризуется многообразным  перекрестным эффектом для других  отраслей и агентов рынка, например, через изменение экономического  положения поставщиков других  типов промежуточной продукции.

49.  Виды вертикальных ограничений и их последствия. 
Вертикальные ограничения, в общем понимании, это различные формы воздействия фирм на функционирование рыночного механизма и проявление ее сильных сторон на конкретном отраслевом рынке.

Вертикальные ограничения представляют собой определенные обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями, налагает на поведение фирмы, функционирующей на другой стадии. К таким ограничениям относятся следующие.

1) Поддержание цен при  перепродаже товаров (RPM) или поддержание  розничных цен (установление рекомендательных  цен). В случае продавца-монополиста  результативность данных ограничений  связана с устранением негативных  последствий эффекта «двойной  маржинализации», когда несвязанные  фирмы стремятся получить свою  маржу, т.е. независимо друг от  друга повысить свои прибыли. В условиях совершенно конкурентного рынка, где основной целью является стимулирование сбыта и розничные торговцы продают продукцию по ценам, равным предельным издержкам реализации, у них существует слабый стимул к увеличению расходов на оказание услуг, что снижает спрос. Для роста спроса производитель увеличивает цену, включая затраты на услуги, ориентируясь на новых потребителей, заинтересованных в получении услуг.

2) Франчайзинг (нелинейное  ценообразование), представление франшизы, т.е. постоянного размера «выкупа»  за доступ к рынку, к которому  прибавляется цена единицы промежуточного  товара.

При заключении контракта франчайзинга франчайзи приобретает права действовать, используя торговую марку франчайзера (крупной известной фирмы), что позволяет снизить риск деятельности и преодолеть барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью инвестировать в репутацию. В свою очередь франчайзеры могут осуществлять вертикальный контроль за деятельностью франчайзи в пределах контрактных ограничений, предварительно установленных ими самими.

3) Нормирование объема  сбыта, т.е. минимальных и максимальных  пределов, в рамках которых контракт  между производителем и продавцом  сохраняется.

4) Территориальное ограничение  для одного или нескольких  оптовых продавцов с целью  устранения излишней конкуренции (разное рыночное пространство, либо  разные сегменты покупателей) и  отрицательного эффекта «безбилетников» (получающих выгоду от экономии  на продвижении товара за счет создания положительного имиджа товара другими торговцами). 

5) Связанные контракты  предусматривают продажу товара  только одному покупателю или  покупку товара только у данного  продавца, с целью устранения  эффекта замещения промежуточных товаров между монопольными и немонопольными поставщиками.

50. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.  
Стратегия дезинтеграции

Вертикальная интеграция расширяет сферу деятельности компании в отрасли. Фирмы могут расширять свою деятельность по направлению к поставщикам (назад) или (вперед) по направлению к конечному пользователю или продукту.

Стратегии вертикальной интеграции могут преследовать цель полной интеграции или частичной интеграции. Компания может осуществить вертикальную интеграцию, начиная собственные действия в других звеньях отраслевой цепочки ценностей или приобретая фирмы, уже работающие в этой сфере, чтобы они были ближе к компании.

Стратегические преимущества вертикальной интеграции состоят в том, что инвестирование средств компании в вертикальную интеграцию является усилением ее конкурентной позиции. Если вертикальная интеграция не приводит к значительному снижению издержек компании или получению дополнительного конкурентного преимущества, она не является стратегически оправданной и нет смысла вкладывать в нее средства. Интеграция "назад" приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и у поставщиков, или если поставщики работают более эффективно и имеют возможности улучшать свои показатели. Интеграция в направлении поставщиков дает существенные преимущества, когда они имеют значительные прибыли, когда поставляемые компоненты занимают основную часть в себестоимости конечного продукта и когда необходимые технологические навыки легко освоить.

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»