Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

33. Картель как форма согласованного взаимодействия  фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля. 
На любом олигополистическом рынке у небольшого количества фирм может появиться стимул координировать свою производственную деятельность и политику образования цен. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде взаимодействии, когда они заранее договариваются о совместных действиях, с целью увеличения индивидуальной и совокупной прибыли через сокращение рыночного объема выпуска и повышение рыночной цены.

Совокупность фирм, которые заключают тайное или явное соглашение о согласованности своей деятельности, называется картелем, который может появиться как в результате официального договора, так и молчаливого согласия фирм. Если заключается формальный договор, то все параметры рынка такие как цена, объемы выпуска четко фиксируются. Молчаливое соглашение предполагает «взаимопонимание без слов»: принятие одинаковых решений в независимости друг от друга. На рынке имеется ряд «удобных» параметров (ценовые линии розничной торговли, определенный уровень качества продукции), которые приводят к возможности согласования поведения нескольких фирм без непосредственных контактов.

На рынке конкуренции каждая фирма решает, какое сокращение ее собственного выпуска приносит ей выгоды, не принимая во внимание при этом доходы других фирм, которые выигрывают от сокращения общего объема выпуска на рынке. В отличие от этого картель принимает в расчет выигрыш всех своих участников от сокращения объема выпуска каждой фирмы. Это и является стимулом объединения в картель. А целью кооперативного взаимодействия фирм является максимизация прибыли картеля, то есть максимизация собственной прибыли.

Картель, объединяющий в себе все фирмы, которые так или иначе присутствуют на данном рынке, можно назвать монополией, которая соответственно получает монопольную прибыль и делит ее между членами объединения. Если же не все фирмы объединяются в картель, то рынок принимает вид: одна доминирующая фирма с конкурентным окружением.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Многие виды объединений отчасти являются «историческими формами», но есть и те, которые успешно процветают в наши дни: субмиссионный картель; картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены); картель согласованных размеров скидок; картель минимальных цен; картель единой цены; квотный картель; синдикат; картель специализации и т.д.1

Иллюстрация коллективного выигрыша фирм алгебраическим путем: для упрощения представим, что на рынке не n-ое количество фирм, а три – A, B, C, которые по некоторым причина решаются объединиться в картель. В таком случае олигополия будет вести себя как монополия, обеспечивающая весь рыночный спрос. Основная цель состоит в максимизации совокупной прибыли 2:

Пкартель(qA, qB, qC) = TCA – TCB – TCC

Необходимое условие максимизации прибыли имеет следующий вид:3

Так как картель устанавливает единую цену продажи на рынке, каждая дополнительная единица произведенной продукции будет приносить одинаковый предельный доход, независимо от того, какая фирма выпустила данную единицу продукции. Такое утверждение позволяет нам записать следующее равенство предельного дохода рассматриваемых фирм 4:

Это равенство позволяет записать следующее 5:

Таким образом, объемы выпуска qA, qB, qC, максимизирующие совокупную прибыль, определяются из условия равенства предельных издержек данных фирм между собой. Такой результат может быть обобщен в случае, когда картель включает в себя n фирм. На рынке, где господствующее место занимают картели, наблюдается действие общего правила установления высокой цены и небольшого объема производства.

В большинстве случаев достигнутое решение должно давать основание для перераспределения прибыли от одного предприятия к другому для компенсации тех «жертв», которые данные фирмы приносят, путем сокращения объемов выпуска в результате установления картелем квот производства.

Перейдем к рассмотрению картелей продавцов как наиболее яркой формы согласованного поведения рыночных агентов. Стратегией картеля является ограничение выпуска, которое необходимо для поддержания высокой цены, обеспечивающей максимизацию совокупной прибыли картеля.

Рассмотрим особенности рыночной структуры, оказывающие влияние на формирование картелей.

  • Концентрация в отрасли

Высокая концентрация, означающая небольшое число основных участников рынка, облегчает осуществление сговора. Меньшее число участников делает картель более устойчивым, уменьшает проблемы контроля выполнения соглашения.

  • Эластичность спроса

Картель не может существовать в условиях абсолютно эластичного спроса, потому что в таком случае ограничение объема продаж не позволяет повысить цену и вызывает лишь потери дохода. Чем ниже эластичность спроса, тем больший эффект прироста дохода получает картель при снижении выпуска и повышении цены. Следовательно, низкая эластичность спроса может способствовать образованию картеля.

  • Дифференциация продукта

Увеличение числа близких субститутов по отношению к продукции картеля повышает эластичность спроса для картеля и уменьшает эффективность сговора для его участников. Увеличение дифференциации товара внутри картеля приводит к изменению соотношения цен на отдельные продукты, затрудняет контроль выполнения обязательств и облегчает возможность действий, направленных на извлечение личной выгоды при нарушении условий соглашения. Чем выше степеньоднородности продукта на рынке, тем более благоприятными являются условия формирования картеля: легче поддерживать единый уровень цен и осуществлять контроль.

  • Барьеры входа на рынке

Увеличение цены, проводимое картелем, позволяет ему получать сверхприбыль и служит стимулом для притока в отрасль новых фирм. Конкурентное окружение будет испытывать положительный внешний эффект от повышения цены и наращивать выпуск, стремясь к максимизации индивидуальной прибыли. Таким образом, при отсутствии барьеров входа ограничение выпуска картелем будет нейтрализовано ростом выпуска конкурентного окружения, что будет способствовать снижению прибыли картеля. Поэтому условием успешного функционирования картеля является затрудненность доступа потенциальных конкурентов на рынок.

  • Организационные издержки

Издержки, связанные с организацией картеля, могут включать: издержки поиска партнеров и ведения переговоров; издержки контроля выполнения соглашений; издержки наказания в случае нарушения соглашений некоторыми участниками. Эти затраты являются необратимыми и служат своеобразными барьерами вступления в картель. Высокие организационные затраты делают образование картеля менее привлекательным в глазах его участников.

  • Ожидания наказания

Как правило, деятельность картелей является незаконной и подпадает под действие антимонопольного законодательства. Риск обнаружения сговора представляет собой сдерживающий фактор при вступлении в картель. Введение санкций антимонопольными органами, потеря репутации "законопослушной" фирмы также сдерживают образование картелей. С другой стороны, для фирмы, уже вступившей в картель, появляется угроза наказания за нарушение условий соглашения. Тяжесть наказания, которое может последовать от других участников сговора, становится фактором, уменьшающим риск "предательства" и укрепляющим картель.

34. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений. 
При большом числе фирм и существенных различиях в контролируемых ими долях рынка достижение соглашения о цене и объеме крайне затрудняется. Чем больше неоднородность продукта, производимого фирмами отрасли, тем слабее стимулы для реализации совместной стратегии. Когда отраслевые барьеры низки и не могут воспрепятствовать проникновению на рынок «чужаков», картельное соглашение теряет смысл, так как может быть в любой момент разрушено в результате вторжения на рынок аутсайдера, то есть фирмы, не входящей в картель. Если фирмы обладают существенными избыточными производственными мощностями, то у них велик соблазн задействовать эти мощности, а значит, нарушить условия соглашения. Когда отраслевой спрос растет, фирмы располагают возможностью реализовать рыночную власть, не прибегая к картельным соглашениям. При высоких темпах научно-технического прогресса ценность картельного соглашения резко снижается, так как фирмы могут его легко обойти, используя открывшиеся возможности перестройки технологии или вывода на рынок нового продукта. Существенное значение имеет и характер проводимой государством антимонопольной политики: чем жестче такая политика, тем меньше вероятность появления картелей, и наоборот.

Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема поддержания его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. Причин нестабильности картельных соглашений много. Прежде всего, могут различаться целевые предпочтения фирм, часть из которых будут ориентироваться на достижение краткосрочных целей, в то время как другая часть будет преследовать долгосрочные цели. Все это будет формировать основания для нарушения картельного соглашения. Причины нестабильности могут корениться в различии оценок обоснованности параметров картельного соглашения со стороны отдельных фирм. Если у фирм имеются существенные различия в издержках производства или в контролируемых каждой фирмой долях рынка, то им будет трудно согласовать равновесные цену и объем. Для фирмы с более высоким уровнем издержек (МСА) оптимальным было бы установление цены РА при объеме QA, в то время как фирма с более низким уровнем издержек (МСБ) предпочитает более низкую цену РБ при большем объеме выпуска QB. Подобная же проблема возникает и в случае с одинаковыми издержками (МСА= МСБ), но при разных долях рынка DA и DB . Фирма Б рассматривает в качестве оптимальной цену РБ, которая обеспечивает ей максимизацию прибыли. Однако для фирмы А, учитывая спрос на ее продукт (DA), такая цена является неприемлемой, так как приводит к необоснованному сокращению выпуска и прибыли.

Следующий из сказанного общий вывод заключается в том, что успех деятельности картеля зависит от готовности его участников следовать достигнутым соглашениям, а также их способности выявлять и эффективно пресекать действия нарушителей. Будучи повернутым в практическую плоскость, такое требование выполнимо только при наличии трех условий. Первое состоит в том, чтобы процедуры контроля за соблюдением соглашения были эффективны по издержкам, то есть не требовали больших затрат. В качестве таковых могут использоваться контрольные цены, территориальный или сегментный раздел рынка, создание общей сбытовой фирмы. Второе условие связано с быстротой выявления нарушений, что зависит от доступности, достоверности и скорости получения информации: чем больше фирм входит в картель, чем более дифференцированным является круг потребителей продукта отрасли и чем разнообразнее применяемые контракты, тем сложнее выявлять нарушителей. Третье условие - эффективная действенность применяемых в отношении нарушителей санкций, которые должны превышать полученные от нарушения соглашения выгоды. Санкции могут принимать форму штрафов, ограничения квоты и «наказания натурой», когда картель резко снижает цену и расширяет производство с целью вытеснения нарушителей из отраслевого рынка.

Поэтому существует ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования картельного соглашения:

  • способность картеля повысить (регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех фирм-участников;
  • небольшая вероятность пресечения государством нелегальной деятельности картеля;
  • низкие издержки организации картеля;
  • раздел рынка сбыта между участниками картеля;
  • установление контроля над большим количеством параметров рынка;
  • дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами.

Все эти факторы, способствующие процветанию сговора мы смогли рассмотреть на примере Витаминного картеля, Картеля на рынке пива, «Картеля цвета асфальта» и «Золотого картеля».

Следует отметить, что в настоящее время картели, образованные с целью согласования цен и объемов выпуска, становятся менее используемой формой кооперативного объединения фирм. Существуют объяснения данному явлению: прежде всего картели законодательно запрещены и легальная деятельность объединений весьма рискованна; картели проявляются только в виде олигополий; и наконец, возможные участники сговора осознают организационную слабость картеля. Поэтому большее распространение получают другие формы межфирменных отношений с отличными от картеля характеристиками. Но это не значит что картели, как формы объединения предприятий, вовсе исчезнут с современного рынка.

35. Модель неполного картеля. 
Поведение  неполного картеля

Картели могут объединять все или только часть фирм рынка, в зависимости от этого меняется характер поведения картеля и тип рыночной структуры (см. рис. 3.3).

 
Рис. 3.3. Типы картелей

С точки зрения рынка, неполный картель ведет себя как единое целое, выполняя функции рыночного лидера или доминирующей фирмы. Доминирующее поведение означает, что фирма полностью определяет параметры как своего, так и чужого поведения на рынке. Фирма максимизирует прибыль при равенстве предельных издержек предельной выручке:

где MRRD, - предельная выручка для остаточного спроса на продукцию лидера; MCL - предельные издержки фирмы-лидера.

Под остаточным спросом понимается рыночный спрос за вычетом объема выпуска конкурентного окружения

где DRD - остаточный спрос на продукцию лидера; D - совокупный спрос рынка; Si - выпуск одной фирмы из конкурентного окружения.

Следуя условию максимизации прибыли, лидер выбирает оптимальный для себя объем выпуска q и устанавливает цену P (см. рис. 3.4). Конкурентное окружение предлагает к продаже объемы, соответствующие предложению фирм - совершенных конкурентов при данной цене, выполняя условие

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»