Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций
1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.
В результате общий равновесный объем выпуска составит Q. Так как цена лидера превышает его предельные издержки, это позволяет ему получать дополнительную прибыль. Прибыль конкурентного окружения может быть положительной или стремиться к нулю. Заметим, что приток новых конкурентов, привлеченных положительной прибылью, может в долгосрочном периоде уменьшить прибыль фирмы-лидера.
Полный картель становится монополистом
на рынке, происходит увеличение цены
до уровня монопольной, картель становитс
36. Методы предотвращения нарушения
картельного соглашения. Стратегия «курка»
.
Длительная история существования
картелей выработала специфические методы
предотвращения нарушения картельных
соглашений, каждый из которых нацелен
на повышение угрозы наказания в случае
оппортунистического поведения, с одной
стороны, и на обеспечение возможно более
длительного существования картеля - с
другой. К основным методам предотвращения
нарушения картельного соглашения относятся:
• контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;
• раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);
• использование особых условий. Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;
• контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.
Поскольку стимулами к созданию картеля является возможность получать высокую прибыль в долгосрочном периоде, а деятельность по заключению такого рода соглашения связана с издержками, эти издержки картелизации пропорциональны величине потенциальной картельной прибыли, и величину прибыли можно трактовать в качестве социальных издержек картелизации (издержек, связанных с поведением поиска ренты потенциальных участников картеля). Эти издержки представляют собой чистые потери для экономики в результате картелизации (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса).
Рассмотрим выгоды и потери от обмана в картеле на примере так называемой стратегии курка — при использовании ее для поддержания устойчивости соглашения в модели сговора и наказания обмана в ходе повторяющегося установления цены.
Пусть существуют две фирмы: фирма 1 и фирма2 (с одинаковыми и постоянными предельными издержками с), которые хотят заключить соглашение о монопольной цене. Причем они имеют возможность ежедневно выбирать новые цены.
Функция дневного спроса D(P) и монопольная цена (цена при соблюдении сговора) - РС.
Стратегияи курка, в своей наиболее "суровой" разновидности (grim-trigger strategy), строится на том, что обнаружение обмана служит "спусковым механизмом" бесконечно долгого наказания.
Модель предполагает выполнение следующих условий:
1. Фирмы-участники
сговора ежедневно
2. В случае
обмана наказание будет
Оценим возможность осуществления такой стратегии. Для этого сопоставим выгоды от обмана с потерями от него.
Если обе фирмы честно устанавливают РС, то они делят между собой рыночные продажи в объеме D(РC)поровну, и дневная прибыль каждой из фирм составляет : ПС = 0,5 (PC - c)• D(PC) = ПМ / 2. (6.67)
Какую прибыль получит обманщик (пусть им будет фирма 1) до момента разоблачения? Из анализа дуополии Бертрана известно, что если фирма 2 (фирма, выполняющая соглашение) установит Р2 = PC, то фирме 1 достаточно будет лишь назначить свою цену лишь немногим меньше этой цены, чтобы
захватить весь рынок, получив при этом:
ПС = D(PC — ε) • (РС — ε — с) =2ПС = ПМ, (6.68)
где ε — бесконечно малая величина.
Обман позволяет фирме 1 увеличить получаемую прибыль в два раза. ПН при данной стратегии равна нулю.
Поскольку одна из фирм ежедневно устанавливает цену на уровне предельных издержек, то в интересах другой фирмы поступать таким же образом; поэтому, если каждая из фирм ждет, что другая ответит на обман установлением цены на уровне с, то в интересах каждой фирмы поступить так же. Таким образом, осуществление такого наказания возможно и данное соглашение является самоподдерживающимся.
Подсчитаем теперь выгоды и потери от обмана при дневной ставке процента i, в зависимости от того, сколько дней уйдет на отслеживание обмана.
Пусть на это уйдет всего 1 день. При Т = 1 выгоды от обмана составят
П0 - ПC = 2 ПC - ПC = ПC = ПМ / 2
Потери от обмана равны текущей стоимости, которая теряется из-за того, что обман раскрыт и последовало наказание.
Прибыль, которую потеряет нарушитель составит: ПМ / 2., поскольку он мог получить за день ПC = ПМ / 2, а получит только П = 0. А так как нулевую прибыль он будет получать с момента обнаружения обмана бесконечно долго, то согласно формуле дисконтирования для бесконечного потока доходов, цена наказания, выраженная в потерянной прибыли будет равна:
ПC / (1 + i) + ПC / (1 + i)2 + … = ПC / I (6.69)
При нулевом лаге отслеживания, при Т = 1 устойчивость соглашения высока. Чтобы была заинтересованность в нарушении соглашения должно выполняться неравенство: ПC > ПC / I, но это предполагает значение i = 100%. Значит, если дневная норма процента i будет меньше 100%, нарушение соглашения не произойдет.
Поддержание соглашения, прежде всего, зависит от временного лага раскрытия обмана.
Пусть на установление факта нарушения соглашения затрачено два дня, т.е. Т = 2.
Поскольку безнаказанный обман длится 2 дня текущая стоимость выгод от обмана составит:
ПC + ПC / (1 + i) = ПC(2 + i) / (1 + i) (6.70)
aтекущая стоимость потерь от обмана составит:
ПC / (1 + i)2 + ПC / (1 + i)3 + … ПC / (1 + i)n = ПC / i(1 + i) (6.71)
Очевидно, что с увеличением возможности скрыть обман, издержки обмана уменьшаются, а выгоды от него возрастают.
Неравенство ПC(2 + i) / (1 + i) > ПC / i(1 + i) обращается в равенство при i ≈ 0,41, и, стало быть, соблюдается при значениях нормы процента ниже 41%. Это — все еще достаточно высокие значения нормы процента, но уже гораздо более реальные, чем 100%. Таким образом, при 2-дневном лаге отслеживания обмана фирма-участник сговора пойдет на обман, если дневная норма процента будет ниже 41%.
Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. В этом случае речь фактически идет о групповой монополии.
Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и “игрой по правилам”. Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции. Тем не менее, даже дуополия предпочтительнее монополии, поскольку конкуренция заставляет производить продукции больше, чем в монополии и по ценам, более низким.
Но не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии оборотной, даже неотъемлемой, стороной достоинства крупных фирм? И, может быть, их надо понять и принять как неизбежность, раз всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической? Дискуссия по этому поводу до сих пор продолжается в мировой экономической литературе.
37. Экономическая природа естественной
монополии.
Естественная монополия занимает
особое место в системе экономических
отношений, которое обусловлено ее уникальными
свойствами и специфической ролью, которую
она играет в рыночной экономике. Являясь
разновидностью монополистической структуры
рыночной экономики, важнейшим слагаемым
социально-ориентированной рыночной экономики,
естественная монополия представляет
собой самостоятельное экономическое
явление.
Такое место естественной монополии в системе экономических отношений, на наш взгляд, определяется ее тесным, часто неразрывным вплетением в сложную вертикально интегрированную структуру процесса воспроизводства, придавая ему законченный характер.
Рыночная структура - сложное, многогранное понятие - раскрывается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развития. Рыночная структура влияет на поведение производителей в определении объемов производства, цен, на развитие научно-технического прогресса, и в результате, - на эффективность производства и занятость населения.
Естественной монополии как разновидности монополистической структуры рыночной экономики неотъемлемо присущи основные признаки чистой монополии: — Одна фирма в отрасли является единственным производителем продукта или поставщиком услуги. Таким образом, отождествляются понятия отрасль и фирма. Особенно ярко данный признак проявляется в условиях вертикальной интеграции. - Уникальность производимого продукта или оказываемой услуги вследствие отсутствия близких заменителей. - Наличие значительных барьеров при вступлении на рынок, которые блокируют или создают существенные препятствия для входа конкурентов. — Обладание значительным контролем над ценой, вследствие которого появляется возможность манипулирования объемом предложения производимой продукции или услуги. - Отсутствие необходимости продвижения продукции или услуги на рынок. Неценовая конкуренция осуществляется в целях поддержания престижа фирмы в форме рекламы или связей с общественностью.
К естественным монополиям традиционно относят инфраструктурные предприятия общественного пользования, предоставляющие социально значимые услуги: электро-, газо-, водоснабжение, канализация, предприятия телефонной связи, железнодорожный, трубопроводный транспорт, кабельное телевидение и т.п. Инфраструктура представляет собой сети, по которым осуществляется поставка продукции или услуги между удаленными друг от друга (как в пространстве, так и во времени) экономическими агентами, а также отрасли экономики, эксплуатирующие такие сети1.
Особенностями естественной монополии являются: - использование сложной инженерной инфраструктуры в технологическом процессе; - непрерывность и строгая последовательность технологического процесса; - низкая эластичность спроса на продукцию естественных монополий: потребитель не может отказаться от потребления продукции или услуг естественной монополии на длительный срок; - невозможность компенсации недопроизводства продукции или услуги в один период времени их избытком в другой; - конкуренция приводит к дублированию функций, что чрезвычайно дорогостояще; - высокая капиталоемкость естественной монополии, большие невозвратные издержки.
Элементы механизма функционирования естественной монополии, представленные в ее современном понимании, содержались в трактовке А. Курно, Дж. Ст. Милля, А. Маршалла, А. Пигу. В «Исследовании математических принципов теории богатства» (1838), А. Курно, изучая взаимозависимость цены и спроса, применяет данную экономическую категорию к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) богатств. Он приводит пример собственника источника, который обладает возможностью контролировать потребление воды населением, проживающим ниже по течению.
В «Основах политической экономии» (1848) Дж. Ст. Милль обращается к возможностям государства в части создания предприятий инфраструктуры, которые должны укрупняться и развиваться по пути национализации. Л. Вальрас рассматривал связь между естественной монополией и регулированием применительно к строительству и функционированию железных дорог.
В связи с быстрым ростом отраслей инфраструктуры после Второй мировой войны изучение естественной монополии получило дальнейшее развитие. Разработаны различные подходы к определению и оценке естественной монополии.
Подходы к определению природы естественной монополии разрабатывались в рамках неоклассической теории (традиционный подход), теории состязательных рынков, неоинституциональной теории - (подход, основанный на концепции трансакционных издержек). Данные теории концентрируют внимание на различных свойствах естественной монополии, предлагая взаимодополняющие характеристики ее сущности. Обобщение подходов к определению данного экономического явления позволяет разработать комплексное представление о естественной монополии.
Традиционный подход к определению естественной монополии. В неоклассической теории (А. Маршалл, А. Пигу, Л. Вальрас) природа естественной монополии выявляется в соответствии с технологическими характеристиками на основе производственной функции. Такой традиционный подход просуществовал в экономической теории до 1970-х годов.
Естественная монополия представляет собой вид монополии, возникающий в результате существования ограничений, препятствующих вступлению на рынок экономических субъектов, связанных с экономией на масштабе производства, сопровождающей рост объемов производства.
Эффективность функционирования естественной монополии обусловливается низкими долгосрочными средними издержками производства (long run average cost, LRAC), которые сохраняются на низком уровне в течение длительного периода времени, обеспечивая рост объема производства. Чем выше объем производства продукции, тем ниже средние издержки. При этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемов производства.