Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:44, курс лекций
Лекция 1. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики
2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория
3. Старый и новый институционализм
4. Основные течения современного неоинституционализма
Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 1997 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы.
2. Государство и институциональные изменения
Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных».
Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации. И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности (в смысле приближения к условиям Парето-оптимального распределения ресурсов), но и препятствовать ему.
Неэффективность институтов возникает вследствие высоких издержек (дороговизны) коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую эффективность.
Зачастую декларативные
Институциональная структура экономики
любой страны - это, прежде всего, результат
прошлых действий государства и
спонтанного эволюционного
Иная ситуация наблюдается в
странах с неразвитыми
Из вышесказанного можно сделать
вывод о том, что не все меры
государственной политики развитых
стран на рынке труда могут
быть применены в условиях переходной
экономики. Политика государства в
переходной экономике должна быть в
первую очередь направлена на создание
условий для становления
На наш взгляд, можно предложить
два подхода к анализу
Согласно экзогенному подходу к исследованию государственной экономической политики основное внимание уделяется положительной (легко наблюдаемой) внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем, связь между инструментами и результатами проводимой политики строго казуальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направленно воздействие, а также их изменение.
Согласно эндогенному подходу, наоборот, особый акцент делается на изменении в результате проведения мер государственной экономической политики ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики. Тем самым успех применяемых экономических инструментов зависит от согласованности векторов экономической политики и внутренних (институциональных) изменений в обществе, которые ею генерируются в процессе функционирования хозяйственного механизма.
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими.
На уровне больших групп
Проблема коллективных действий должна решаться таким образом, чтобы ни одна значительная группа субъектов, стремящихся к получению преимуществ, не смогла нанести ущерб позициям того или иного института своими произвольными действиями или стремлением к краткосрочной выгоде, грозящей значительно более существенными потерями долгосрочного характера.
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.
В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам, согласно которому, институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры (прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, хозяйственного и, в частности, трудового законодательства и т. д.), в которой данное действие осуществляется.
По мере того, как институты внедряют
или усваивают более
Исследования государственной
политики неизбежно связаны с
нормативными суждениями или оценками
тех или иных мер и инструментов,
используемых при ее реализации. Традиционно
в рамках нормативной теории экономической
политики выделяются несколько главных
проблем: должны ли власти активно вмешиваться
в экономику или масштабы государственного
вмешательства следует
Проблема институциональной
В таких случаях необходимо
институциональное
Экономические кризисы, сопровождавшиеся длительными неравновесиями как на товарных, так и на факториальных рынках, являлись «катализаторами» экономических и социальных изменений.
3. Институциональные
изменения в условиях
В реальной действительности рыночные
системы представляют собой «смешанные»
экономики, в которых наряду с
рыночным механизмом существует некоторое
регулирующее вмешательство со стороны
государства. Но страны со смешанными
экономиками так различны, что
их экономические системы очень
трудно сравнивать. Действительно, смешанную
экономику Швеции нельзя сравнивать
со смешанной экономикой, например,
Перу. Поэтому в экономической
литературе осуществляются попытки
выделить промежуточный тип
Такой промежуточный хозяйственный
тип экономической системы
Меркантилизм как промежуточный тип хозяйственной системы представляет собой экономику, в которой существует рыночный обмен, но институциональная структура не позволяет использовать преимущества расширенного рыночного порядка. Институциональная структура такого экономического порядка характеризуется сильным регламентирующим влиянием государства, которое существенно зависит от элитарных групп, получающих привилегии различного рода.
Следовательно, при меркантилизме:
1. Господствует мнение, что благосостояние
народа может быть достигнуто
только благодаря
2. Ведется внешняя политика, которая
способствует изоляции страны, прикрываемая
лозунгом «опоры на
3. В политической сфере
Экономическая система, основанная на принципах меркантилизма, имеет существенные отличия, как от плановой, так и от рыночной экономики. В связи с этим Эрнандо де Сото пишет: «Будучи системой, в которой управление крайне регламентированным государством зависело от элитарных групп, которые, в свою очередь, кормились за счет государственных привилегий, меркантилизм резко отвергался как основоположником коммунизма Карлом Марксом, так и Адамом Смитом - основоположником экономического либерализма».
Экономика меркантилизма обычно включала
все механизмы –