Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики
2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория
3. Старый и новый институционализм
4. Основные течения современного неоинституционализма

Вложенные файлы: 1 файл

просто лекции.docx

— 235.54 Кб (Скачать файл)

В теории групп важен вопрос не сколько будет произведено коллективного блага, а будет ли оно обеспечено вообще.  

 

Оптимум индивидуума действующего самостоятельно будет при   так как, если , то , следовательно, , поэтому если , то выгода индивида от коллективного блага превышает издержки.

Это означает, что коллективное благо  будет обеспечено, если издержки по добыче коллективного блага настолько  малы по сравнению с выгодой для  группы, что общая выгода превышает  общие издержки настолько же, насколько  она превышает выгоду отдельного индивида.  

 

На основании вышесказанного можно  сформулировать правило:

Коллективное благо будет обеспечено, если превышение общей выгоды при  покупке (производстве) коллективного  блага над общими издержками  в  раз (так как ), сопровождается условием, что общая выгода превышает общие издержки в большее число раз, чем общая выгода группы превышает выгоду индивида, т.е.     

 

Чтобы определить, реально ли предположение, что группа добровольно возьмет  на себя производство коллективного  блага, необходимо выполнение двух условий:

1) Оптимальное для каждого индивида  количество коллективного блага,  определяется равенством:

2) Если при покупке определенного  количества коллективного блага  выгода группы превосходит общие  издержки в большей мере, чем  она превосходит выгоду одного  индивида, тогда существует основание  полагать, что коллективное благо  будет обеспечено и выгода  индивида превысит общие издержки, связанные с добыванием коллективного  блага, т.е. благо может производиться и в случае  .

Это можно проиллюстрировать с  помощью графика: 

 

5. Группы специальных интересов  и распределительные коалиции

В современной экономике распределение  доходов во многом детерминируется  взаимодействием групп с особыми  интересами. Эта проблема получила отражение в многочисленной экономической  и социологической литературе, посвященной  теории групп и коллективным взаимодействиям. Наиболее известными среди экономистов  стали работы М. Олсона. В своих работах он продолжает традицию исследования результатов коллективного взаимодействия при достижении общих целей при производстве коллективных (групповых) благ. В неоклассической экономике мэйнстрима эта проблема практически не рассматривалась, ее анализ содержится отчасти в трудах экономистов - представителей неоинституционализма, например, Дж. Коммонса, а также социологов Г. Зиммеля, М. Вебера.

Проблеме эффективности распределения  ресурсов и доходов посвящены  также работы представителей неолиберализма, которые видели в растущем влиянии  групп интересов на производство и распределение общественного  продукта одно из проявлений интервенционистской  политики государства в интересах  этих групп. В частности,  последние  труды Хайека посвящены не столько социалистическому экономическому планированию, которое к тому времени уже вышло из моды, сколько вырождению демократии в борьбу за прибыли между конкурирующими группами. Вместо того чтобы установить основополагающие правила, по которым должны жить люди, и предоставить определенные общие виды деятельности, современное государство стало рассматриваться как кормушка, около которой соперничающие группы толкаются в борьбе за место.

Согласно моделям МакГираОлсона и Финди-Уилсона, государство рассматривается как дискриминирующий монополист, который обеспечивает производство порядка, назначая различные цены разным группам населения в зависимости от переговорной силы. Для того, чтобы подобные модели адекватно отражали современную организацию экономико-политических систем, необходимо учитывать стремление групп с особыми интересами получать возможность извлекать прибыль, эксплуатируя сравнительные преимущества государства в осуществлении насилия.

Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага. Группы с особыми интересами могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавать олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении.

Группы с особыми интересами замедляют экономический рост, снижая скорость перераспределения ресурсов между сферами деятельности или отраслями в ответ на появление новых технологий или условий. Один из очевидных способов, которым они добиваются этого, — лоббирование помощи для выхода из затруднительного положения фирм, потерпевших фиаско, что приводит к отсрочкам и затрудняет перемещение ресурсов в те сферы деятельности, где они имели бы большую продуктивность.

Другие способы  замедления скорости перераспределения  ресурсов, возможно, не столь очевидны. Пусть, например, по какой-то причине  значительно возрос спрос на труд в отрасли или по профессии, в  которой он контролируется единым профсоюзом или профессиональной ассоциацией. Картелированная организация способна из-за сдвига спроса потребовать более высокой оплаты, а новая, более высокая монопольная цена снизит количество труда, используемого в переживающем подъем секторе, снижая тем самым рост и эффективность экономики.

Для того, чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов. Избирательные стимулы – это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.

Социальные избирательные стимулы  могут быть сильными и слабыми, но доступны они только в определенных ситуациях. Обычно они малоприменимы  для больших групп, за исключением  тех случаев, когда большие группы могут быть союзом малых групп, способных  к социальному взаимодействию. Необходимо отметить, что информация и расчеты  издержек и выгод предоставления коллективного блага часто сами являются коллективным благом.

Даже в тех случаях, когда  вклад достаточно большой для  того чтобы выявить рациональность расчетов затрат и выгод, существуют обстоятельства, при которых коллективные действия могут случаться и без избирательных стимулов. Что это за обстоятельства, станет ясно сразу же как только мы представим ситуации, когда имеется лишь несколько индивидуумов или фирм, получающих выгоду от коллективного действия. Предположим, что в отрасли всего две фирмы одинаковой величины и что есть барьеры для вхождения в эту отрасль. Это все еще та ситуация, когда от более высокой цены на продукцию данной отрасли выиграют обе фирмы и когда покровительствующие данной отрасли законы помогают им обеим. Тогда более высокие цены и покровительствующее законодательство - коллективное благо для этой олигополии, хотя это коллективное благо только для группы из двух членов. Очевидно, что каждый из олигополистов оказался в ситуации, когда он, если ограничит выпуск или будет лоббировать покровительствующее законодательство для отрасли, получит лишь примерно половину выигрыша от этих действий. Но соотношение издержки-выгоды от любых действий в общих интересах может быть столь благоприятным, что. даже если фирма несет вес издержки своих действий и получает только половину выигрыша от них, ей все равно может быть выгодно действовать в общих интересах. Таким образом, если группа, которая выиграла бы от коллективного действия, достаточно мала и соотношение издержки-выгоды для этого коллективного действия достаточно благоприятно для группы, преднамеренное действие в коллективных интересах вполне возможно даже в отсутствие избирательных стимулов.

Если в группе только несколько  членов, вполне также возможно. что они будут вести переговоры друг с другом и согласятся на коллективные действия. И тогда действия каждого члена группы будут заметно влиять на интересы и подходящие действия других. Следовательно, все заинтересованы действовать стратегически, т.е. способами, которые принимали бы во внимание воздействие индивидуальных решений-выборов на выборы других.

Следовательно, малые группы часто  могут вовлекаться в коллективные действия без избирательных стимулов. В малых группах определенного типа («привилегированных» группах) фактически предполагается, что некоторое коллективное благо будет предоставлено. Тем не менее, даже в наиболее благоприятных обстоятельствах коллективные действия проблематичны и исход в каждом конкретном случае непредсказуем. Хотя некоторые моменты здесь сложны и остаются неопределенными, существо взаимосвязи между размерами группы, которая выиграла бы от коллективного действия, и масштабом коллективных действий предельно простое. Это можно проиллюстрировать на примере обеспечения производства оптимального количества коллективного блага для малой группы.

Лекция 6.Фирма как экономическая организация  

 

1. Фирма в  неоклассической теории

2. Контрактная  теория фирмы

3. Теория  принципала-агента

4. Альтернативные  цели фирм

5. Организация  и обработка информации

6. Типология  хозяйственных организаций 

 

1. Фирма  в неоклассической теории 

Неоклассический вариант теории фирмы  исходит из ее существования как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.

Согласно традиционному взгляду, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли лежат несколько допущений:

1) Под прибылью однозначно понимают  разность между выручкой и  совокупными издержками, включая  альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

2) Фирма действует как принимающая  решения неделимая единица, поведение  которой сходно с поведением  индивидуального предпринимателя.

Длительное время с точки  зрения микроэкономического подхода  фирма рассматривалась как “черный  ящик”. Так А. Алчиан и С. Вудворт отмечают: «Когда-то организация кооперации различных видов экономической деятельности, которую мы называем фирмой, была черным ящиком. В этот ящик входили труд и капитал, а выходили продукты. Двигателем этого процесса выступала максимизация богатства, а управлялся он законами доходности».

Такой подход устраняет необходимость  изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и  т.д.

3) Функция полезности фирмы как  неделимой единицы принятия решения  содержит только одну переменную - прибыль.

4) Все действия фирмы как экономического  субъекта являются рациональными.  Это означает, что существует  возможность четкого ранжирования  альтернатив в зависимости от  их результативности и выбора  среди них самой подходящей. Причем  предпочтения фирмы являются  транзитивными.

5) Фирме доступна полная и  достоверная информация относительно  положения на рынках товаров  и факторов производства.

Также в рамках традиционной неклассической теории фирмы делалось предположение, что деятельность фирмы контролируется собственником.

А) Поведение  фирмы в условиях совершенной  конкуренции 

В начале рассмотрим ситуацию равновесия фирмы в краткосрочном периоде

Как уже говорилось, цена на рынке  совершенной конкуренции является величиной экзогенной. Она формируется  при пересечении отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения. Как формируется рыночная кривая спроса, мы уже говорили в предыдущих лекциях. Функция отраслевого предложения (краткосрочный период) в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли.

Поэтому фирма может лишь варьировать  свои издержки и относительно их выбирать тот объем производства, который  выгоден фирме.

Рассмотрим четыре ситуации:

1) Фирма получает прибыль;

2) Фирма получает нулевую прибыль;

3) Фирма несет убытки, но остается  в отрасли;

4) Фирма покидает отрасль.

В долгосрочном периоде кривая предложения  фирмы горизонтальная линия, т.е. предложение  абсолютно эластично.

В долгосрочном периоде в отрасли  останутся лишь те фирмы, у которых  издержки соответствуют равенству:

P=AC=MC=LAC=LMC

Кривая  долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров.

Обычно фирма  может выбирать больше трех вариантов  объемов производства.

Каждая точка кривой долгосрочных издержек характеризуется наименьшими  достижимыми издержками на единицу  продукции при данном объеме производства, когда фирма имеет время изменить все ресурсы.

Из всех возможных размеров заводов, наиболее эффективным является тот, чья кривая SAC касается кривой LAC в точке ее минимума. Предприятие, способное производить продукцию при самых низких издержках по сравнению с другими, называется предприятием оптимального размера (оно может касаться кривой LAC не в точке минимума SAC).

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"