Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:49, курс лекций
9 лекций.
2. С позиций микроэкономики предприятие — это экономически обособленный, самостоятельный производитель, наделенный, как правило, правами юридического лица. Экономическая самостоятельность предприятия закрепляется правом. Предприятие владеет какими-то благами в натуральной и денежной форме и имеет свой счет.
3.
Предприятие представляет
4. Предприятие — это такой экономический и юридический организм, деятельность которого направлена на получение прибыли. Это определяет поведение предприятия на рынке в конкуренции с другими предприятиями.
Итак: предприятие — это обособленное в определенной сфере, организационно и юридически оформленное взаимодействие факторов производства с целью производства товаров и услуг для получения прибыли.
Вся хозяйственная деятельность предприятия представляет собой с экономической стороны движения фондов. В любой сфере деятельности предприниматель должен авансировать деньги для приобретения ресурсов, факторов производства.
Таким образом, фонды предприятия представляют собой авансированную стоимость, необходимую для деятельности предприятия. Они воплощаются в ресурсах, факторах производства, приобретенных для нормального функционирования предприятия.
Основная масса фондов связана с производственной деятельностью и образует производственные или промышленные (в широком смысле слова) фонды. Они и будут предметом рассмотрения в лекции.
По участию в образовании стоимости готового продукта фонды делятся на постоянные и переменные. Деление это обнаружено еще физиократами, но разные школы и экономисты вкладывали в него различный смысл и разные оттенки. Наиболее последовательно это деление проведено Марксом и его школой.
По способу оборота фонды делятся на основные и оборотные. Деление это относится, прежде всего, к постоянным фондам, воплощенным в средствах и предметах труда.
Основные фонды авансируются на покупку средств труда. Средства труда входят в процесс производства целиком, обслуживают его многократно, в течение нескольких циклов, а стоимость их переносится на готовый продукт по частям в виде амортизации. Натуральная форма средств труда при этом сохраняется.
Оборотные фонды авансируются на покупку предметов труда. Они участвуют в процессе производства однократно, в течение одного цикла, и переносят в течение этого цикла свою стоимость на готовый продукт целиком. Первоначальная натуральная форма оборотных фондов при этом утрачивается.
Возмещение основных и оборотных фондов также происходит по-разному.
Оборотные фонды должны непрерывно пополняться, чтобы процесс производства был бесперебойным. Средства для этого поступают предпринимателю по мере реализации готовой продукции.
Возмещение стоимости основных фондов (и их самих в натуре) происходит после их износа (физического и морального). Физический износ — процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования. Моральный износ — процесс обесценения основного капитала, потеря им своей стоимости. Существует два вида морального износа — в связи с техническим прогрессом и появлением более производительного оборудования и в связи с удешевлением элементов основного капитала как итогом НТП и роста производительности труда в машиностроении. Для этого у предпринимателя за счет стоимости, переносимой со средств труда, накапливается амортизационный фонд. Теоретически к моменту замены средства труда новым аналогичным экземпляром амортизационный фонд для этого должен равняться стоимости (цене) этого ресурса.
Способ
оборота у переменных фондов одинаковый
с оборотной частью основных постоянных
фондов. Труд наемных работников и
предпринимательская
Лекция 2.4. Издержки и доходы предпринимательской деятельности
Любой хозяйствующий субъект, предприятие, фирма, организуя свою деятельность в рыночной экономике, ставит в качестве непосредственной определяющей экономической цели максимизацию прибыли. Главным "барьером", который нужно постоянно преодолевать для достижения этой цели, являются издержки производства товара (услуги). Издержки и прибыль в практической хозяйственной деятельности неразрывно связаны и движутся в противоположных направлениях.
Изучение законов товарного производства позволило установить, что в условиях свободной рыночной конкуренции цена складывается под воздействием соотношения между спросом и предложением и стремится быть равновесной ценой, т.е. равно удовлетворяющей и спрос, и предложение.
В этих условиях отдельная фирма не может диктовать рынку цены, а должна "приспособиться" к сложившейся цене. Для этого издержки фирмы должны вписаться в существующую цену, быть ниже нее. Рыночная цена является внешним пределом, при котором производитель вступает в данную отрасль или выходит из нее. Издержки у разных фирм разные, чем они выше, тем меньше возможностей у фирмы продолжать (или начать) производство данного блага. Последние фирмы, остающиеся в отрасли при данной цене, называются предельными фирмами.
Поэтому анализ издержек — важнейшая предпосылка принятия решения о начале, продолжении или прекращении производства товара (услуги).
Экономические издержки — выплаты, которые фирма должна сделать поставщикам ресурсов.
Эти выплаты или издержки могут быть внешними или внутренними.
Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, которые не являются владельцами данной фирмы. Эти издержки обычно осуществляются в денежной форме. Поэтому они еще называются денежными или явными. Итак, внешние издержки — платежи фирмы поставщикам факторов производства (трудовых, промежуточных материалов, энергии, транспортных услуг и т.д.). Они принимают форму заработной платы рабочим, жалованья менеджерам, выплат торговым и транспортным фирмам, уплаты процентов за взятый у банков ссудный капитал и другие формы.
Внутренние издержки — плата за собственные и самостоятельно используемые ресурсы. Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей. Предприниматель (собственник) может использовать собственное помещение, собственный денежный капитал, свои способности к труду и предпринимательской деятельности и т. д. В этом случае он как бы выплачивает самому себе зарплату, процент, ренту, отказываясь от предоставления этих ресурсов кому-либо другому.
Постоянные издержки — это такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Они реально существуют, даже если фирма ничего не производит. Здания и оборудование изнашиваются, даже если не функционируют, ничего не производят, значит идут амортизационные отчисления. Фирма должна расплачиваться за полученные кредиты, вносить налоги на недвижимость, рентные и страховые платежи, платить жалованье управленческому персоналу — все это независимо от меняющегося объема производства.
Переменные издержки — такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на покупку сырья, топлива, энергии, оплата транспортных услуг, большая часть затрат на трудовые ресурсы (сдельная заработная плата).
Предельные издержки (дополнительные) – добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукта.
С категорией издержек неразрывно связана категория "прибыль". В повседневной предпринимательской практике прибыль выступает как разница между выручкой от продажи и издержками.
Если выручку обозначить через W, издержки – С + V, прибыль – Р, то W = (С + V) + Р или Р = W - (С + V).
Следует заметить, что определение прибыли в экономической теории и бухгалтерской практике не во всем совпадает.
В
современной экономической
Нормальная прибыль — это доход предпринимателя, вознаграждение за выполнение предпринимательских функций.
Главными из этих функций являются:
1)
соединение воедино всех
2) принятие решений по основным вопросам экономики (что, как и для кого);
3)
новаторство в области
Нормальная прибыль при таком подходе к ней рассматривается как часть (элемент) внутренних издержек. В этом у нее много общего с заработной платой. И та и другая – плата за способность к труду. Ведь способность к предпринимательской деятельности — это тоже способность к труду, к особой его разновидности. Предприниматель платит эту сумму денег самому себе.
Экономическая
(или чистая) прибыль
— это превышение выручки от продажи над
экономическими издержками, т.е. издержками
на все ресурсы, включая и нормальную прибыль.
Другими словами, экономическая прибыль
— это доход фирмы сверх нормальной прибыли,
необходимый, чтобы заинтересовать предпринимателя
в данном виде деятельности.
Лекция 2.5. Поведение предприятия (фирмы) в условиях совершенной конкуренции
Термины «совершенная конкуренция », «совершенный рынок » введены в научный оборот во второй половине XIX в . К числу авторов , впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
•множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период ) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
•свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
•полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
•отсутствие
возможности покупателей и
•наличие у каждого участника (предпринимателя ) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
•отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
•существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
•отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;