Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:49, курс лекций
9 лекций.
Информация содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям.
В реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается, и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях.
В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Примеров интерналии множество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; наниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д. А также в результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.
В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять: нейтральных к риску; любителей риска; испытывающих антипатию к риску, или противников риска.
Практика показывает, что в основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности.
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.
Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.
Распределение
риска - способ страхования, применяемый
в случае возможного крупного ущерба,
когда одной компании не под силу взять
на себя полностью обязательства по страхованию.
Лекция 2.9. Внешние эффекты и общественные блага
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов и проблему производства общественных благ.
Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии.
Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтённое в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отражённых в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошения, озеленения и др. порождают положительные внешние эффекты.
Для
того чтобы интернализировать
Во втором случае вследствие снижения предельных издержек производителя кривая предложения сместится вправо, и количество выпускаемой продукции также увеличится и достигнет, как и в первом случае, общественно оптимальной величины, определяемой равенством предельных общественных издержек и предельной общественной полезности.
а)
отрицательный внешний эффект
Рис. 1. Внешние эффекты (экстерналии)