Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:49, курс лекций
9 лекций.
•исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
•предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
Совершенную
конкуренцию называют чистой, имея
в виду, что она «очищена» от
любых ограничений или
Спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене.
Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта
Предложение
фирмы. В краткосрочном периоде кривая
предложения фирмы определяется ее кривой
предельных издержек. Поскольку в силу
убывания предельной производительности
предельные издержки растут по мере увеличения
объема производства, нужна более высокая
цена на продукт, чтобы побудить производителя
наращивать производство. Поэтому кривая
предложения будет иметь восходящий вид.
Лекция 2.6. Предприятие на рынке несовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция, как уже отмечалось, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии.
Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки.
На отраслевом рынке присутствует большое множество фирм. В этом данная модель схожа с совершенной конкуренцией.
Как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора.
В
отрасли практически нет
Принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции природа продукта. Для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно благодаря рекламе. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным и напоминает продукт, производимый монополией. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара реализовать некоторый контроль над ценами.
В силу названных выше особенностей кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).
Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Термин "олигополия" был введен в научный оборот английским экономистом Э.Чемберлином. Отличительными признаками олигополии являются следующие:
1)
в отрасли доминирует
2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;
3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;
4)
вход в отрасль крайне
5)
кривая спроса на продукцию
олигополии очень похожа на
кривую спроса при монополии.
Лекция 2.7. Рынки факторов производства. Рынок труда и заработная плата. Рынки капитала и природных ресурсов. Процент и рента
Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта (услуги), носит название фактора производства или экономического ресурса.
В качестве фактора производства могут выступать земля, трактор, экскаватор, гвозди, руда, нитки, хлопок, электроэнергия, фабричное здание, доменная печь и многое другое. Процесс производства невозможен и без такого важного фактора, как труд человека.
Абстрагируясь от многообразия натуральной формы факторов производства, можно их сгруппировать в укрупненные категории. Существует ряд научных классификаций, которые и будут рассмотрены далее.
Наиболее простым и очевидным является принятое в теории марксизма деление факторов производства на личностные и материально-вещественные. К личностным, разумеется, относятся люди с их знаниями, опытом, производственными навыками. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса. Все остальные, а именно материально-вещественные ресурсы, чаще всего называются средствами производства, поскольку с их помощью человек производит интересующие его блага. В совокупности люди с их знаниями и опытом и приводимые ими в движение средства производства составляют производительные силы общества.
Несколько иную классификацию факторов производства предлагали представители английской классической политической экономии. А.Смит и Д.Рикардо исходили из наличия трех видов экономических ресурсов: труда, земли и капитала. При этом под землей они понимали все природные ресурсы: полезные ископаемые, леса, реки, моря и пр. Капитал трактовали как вещественное богатство, ранее произведенное человеком. К капиталу в первую очередь относятся все орудия производства и сырье.
Рабочая сила есть совокупность нервных, умственных, физических сил человека. В отличие от рабочей силы труд является функцией рабочей силы, реализованной способностью к труду.
Теория факторов производства, разработанная Сэем, получила широкое распространение в западной экономической мысли. В том или ином виде она присутствует во всех учебниках "Экономикс". Одно из важнейших современных дополнений к этой теории состоит в том, что выделяется особый, четвертый фактор производства — предпринимательские способности и навыки.
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель - бизнес или государство - покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» нам следует видеть категорию «рынок услуг труда».
Капитал представляет собой одну из центральных и наиболее сложных категорий экономической теории. Теоретически и практически капитал неразрывно связан с понятием прибыли. В этом его основное содержание, и в этом сходятся все научные трактовки капитала. Ученые также согласны в том, что капитал авансируется, т.е. не расходуется окончательно и пускается в оборот (промышленный, торговый, денежный), с тем чтобы вновь вернуться к своему владельцу и принести доход в виде прибыли. В чем разные экономические школы принципиально расходятся, так это в объяснении природы капитала и источника прибыли.
Сущность капитала — это авансированная стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит прибавочную стоимость.
Натуральная
форма капитала
может быть любой: денежной, товарной,
производительной (в виде сырья и оборудования,
а также в виде наемной рабочей силы).
Лекция 2.8. Экономика информации, неопределенности и риска
Растущая
автоматизация процессов
Информация представляет собой разновидность экономических благ, она удовлетворяет потребности индивидов, а также используется в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.
Информация
как экономическое благо
Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей: непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.
Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие: