Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей макроэкономики как одной из экономических наук.
Задачи исследования:
Проанализировать формирование макроэкономического анализа;
Дать общую характеристику макроэкономическим показателям и системе национального счетоводства;
Рассмотреть формы и методы государственного регулирования макроэкономики;
Выделить проблемы и перспективы развития экономической политики государства на макроуровне

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки…...5
1.1. История формирования макроэкономического анализа………..5
1.2. Основные проблемы макроэкономики………………...………..9
1.3. Теории макроэкономики…………………………………………11

2. Характеристика макроэкономических показателей.
Национальное счетоводство………………………………………..17
2.1. СНС и основные макроэкономические показатели…………….17
2.2. Макроэкономические показатели для измерения
функционирования национальной экономики…………………..20

3. Макроэкономическая политика государства...................................23
3.1. Формы и методы государственной политики по регулированию макроэкономики. …………………………………………….………….23
3.2. Современное состояние и перспективы развития
макроэкономической политики государства………….………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

на тему: «Макроэкономика  как теоретическая основа экономической  политики государства».

 

 

 

 

 

Выполнил: студент очной формы обучения

2 курса, 22 группы,

                                     специальности 080105  «Финансы и кредит»

                                                                     Чивилёв Роман Валерьевич

                                             (                     )

Руководитель: к. э. н., старший  преподаватель

Парешина И. В.

                                                  Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск – Наукоград

2009г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

   1. Макроэкономика как составная часть экономической науки…...5

   1.1. История формирования макроэкономического анализа………..5

   1.2. Основные проблемы  макроэкономики………………...………..9

   1.3. Теории макроэкономики…………………………………………11

 

   2. Характеристика  макроэкономических показателей. 

       Национальное счетоводство………………………………………..17

   2.1. СНС и основные  макроэкономические показатели…………….17

   2.2. Макроэкономические показатели для измерения

          функционирования национальной экономики…………………..20

  

   3. Макроэкономическая  политика государства...................................23

   3.1. Формы и методы  государственной политики по  регулированию  макроэкономики. …………………………………………….………….23

   3.2. Современное  состояние и перспективы развития 

          макроэкономической политики государства………….………...31

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..48

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..50

 

ВВЕДЕНИЕ

Макроэкономика – составная часть экономикса.  Макроэкономика – наука об общем уровне национального объёма производства, безработицы и инфляции. Она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики в целом.

Макроэкономика как  самостоятельная научно-учебная  дисциплина  изучается в Российской Федерации 16 лет. Накоплен определённый опыт её преподавания в высшей школе.

Значение  экономической науки, в том числе макроэкономики, в системе общественных наук, несомненно, ключевое, о чем свидетельствует тот факт, что это единственная наука, по которой присуждается Нобелевская премия – важнейший показатель места и роли науки в обществе. Именно это определяет актуальность данной темы. Дело в том, что макроэкономика как важный элемент системы экономических наук изучает основы общественного расширенного производства – решающего фактора повышения уровня и качества жизни человечества.

Таким образом, основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей макроэкономики как одной из экономических наук.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать формирование макроэкономического анализа;
  2. Дать общую характеристику макроэкономическим показателям и системе национального счетоводства;
  3. Рассмотреть формы и методы государственного регулирования макроэкономики;
  4. Выделить проблемы и перспективы развития экономической политики государства на макроуровне.

Объектом исследования является макроэкономическая политика государства, предметом исследования стало функционирование современной экономики страны.

При проведении исследования использовались общенаучные методы:

классификация и группировка, логический метод, индуктивный и дедуктивный методы.

 

1. Макроэкономика как  составная часть экономической  науки.

 

 

1.1. История формирования макроэкономического анализа.

Макроэкономика –  раздел экономической теории, в котором  исследуется экономика как целостная  система, формируются цели экономической  политики и определяются экономические  инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов. Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями, такими, как валовый национальный продукт, национальный доход, валовые инвестиции, совокупный спрос, совокупное предложение, уровень и динамика цен и т.п. Исследуя и устанавливая количественные связи между макроэкономическими показателями, Макроэкономика не исследует социально-экономические отношения, ограничиваясь количественными характеристиками экономических явлений и процессов и их динамики. В связи с этим Макроэкономика необычайно расширила сферу применения математических приемов и методов для разработки экономических моделей и прогнозов.

Как раздел экономической  теории Макроэкономика сложилась в  конце 30-х гг. 20-го столетия в результате появления работы Дж.М.Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”. В настоящее время Макроэкономика является теоретической основой регулирования рыночной экономики в развитых индустриальных странах, основой прогнозирования и планирования национальных экономических комплексов. Макроэкономика не является точной наукой, а использует статистические показатели и методы анализа для исследования и описания многих конкретных экономических проблем.

Макроэкономика —  совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики, которая  изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. На это указывает приставка “макро” (большой), которая акцентирует внимание на том, что данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы.

Развитие макроэкономического  анализа можно объяснить несколькими причинами:

  • Оно связано прежде всего с соображениями экономической политики: государственное вмешательство касается всей экономики или ее больших секторов; оно сказывается на самых разных экономических решениях всех граждан - их потреблении, сбережениях, их капиталовложениях; проблемы, которые встают при этом должны рассматриваться в рамках глобальной теории. Другим преимуществом такой теории является возможность использовать количественные показатели при подсчете совокупных величин с помощью технических инструментов национального расчета.
  • Оно связано с теоретическими соображениями. Дело в том, что макроэкономический анализ может принимать во внимание такие факты, которые не обнаруживаются в индивидуальном плане. Характерные особенности и поведение какой-то совокупности не поддаются определению с помощью простого суммирования характерных особенностей поведения его составных элементов.

Есть немало примеров того, что получило название  "макроэкономических парадоксов". Так, какая-нибудь фирма  или область промышленности может увеличить свою продукцию, переманив к себе работников более высокими, чем у их конкурентов, заработками; при полной занятости промышленность страны не может увеличить общую занятость. Уменьшив заработную плату своим рабочим, какая-нибудь фирма может снизить свои цены и увеличить объем своей продажи. Если же заработную плату своим работникам уменьшат все фирмы, им не удастся увеличить объем своей продажи, поскольку общее уменьшение заработной платы снижает национальную прибыль и, соответственно, совокупный спрос. Индивидуум может сохранять, не инвестируя, или инвестировать без предшествующего сохранения или не связывая свои накопления с уровнем инвестирования; однако для экономики вообще сбережения идентичны инвестированию.

Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли) до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем (ортодоксальный марксизм).

Теоретической основой  неоднозначной трактовки целей  и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности  рынка к саморегулированию и  бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли.

Характеризуя особенности  этих школ в целом, можно отметить некоторые из них. Различие между  кейнсианством и неокейнсианством. с одной стороны, неоклассическим  синтезом и монетаризмом с другой, обусловлено прежде всего спецификой их теоретических постулатов. Основными постулатами первых двух направлений являются: несаморегулируемость рыночной экономики, несовершенство информации, не тождественность условий сбережения и инвестирования, относительная негибкость цен. Следствием этого является необходимость государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования экономического роста и обеспечения занятости. Основное различие кейнсианского и неокейнсианского направления — в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков (рынка труда у Кейнса, рынка товаров и услуг у его последователей).

Неоклассический синтез и монетаризм восходят своими истоками к классической школе, идейной основой  которой являются постулаты о  саморегулируемости рыночной экономики, эффективности ценовой информации и высокой гибкости цен, распределении доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Вместе с тем оба эти направления “впитали в себя” многие положения из макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Представители неоклассического синтеза (в частности П. Самуэльсон) рассматривают ее как частный случай объяснения механизма функционирования экономики в условиях монополизации рынка труда профсоюзами. Основной особенностью монетаризма как направления макроэкономической мысли (основоположник М. Фридмен) является изучение значения денег в механизме рыночного регулирования и анализе роли денежной политики государства в решении проблем инфляции [20,c.288].

Своеобразие исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются не теоретические модели рынка, а реальные экономические системы на разных этапах их развития. В области макроэкономической теории наибольший вклад представителями этой школы внесен в исследование циклических колебаний в экономике; в создание теории длинноволновых циклов, которые впервые были проанализированы Н. Д. Кондратьевым; в изучение той роли, которую играют в процессе экономического развития НТП, различные социальные группы и институты; в анализ недостатков рынка при решении социальных и научно-технических проблем и обосновании инновационной и социальной политики государства [25,c.451].

Несмотря на широкое  различие во взглядах представителей различных школ. большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

устойчивого и эффективного экономического роста;

полной занятости;

стабильности общего уровня цен;

социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;

устойчивости торгового и платежного балансов страны.

 

 

      1.2. Основные проблемы макроэкономики.

 

 

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

  • определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
  • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
  • анализ природы инфляции;
  • изучение механизма и факторов экономического роста;
  • рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
  • исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
  • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов  и явлений имеет ряд особенностей.

Во-первых, он направлен  на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих  уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и  инвестиций, общий уровень цен, темпы  экономического роста и т. д. Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства [23,c.12].

Информация о работе Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства