Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей макроэкономики как одной из экономических наук.
Задачи исследования:
Проанализировать формирование макроэкономического анализа;
Дать общую характеристику макроэкономическим показателям и системе национального счетоводства;
Рассмотреть формы и методы государственного регулирования макроэкономики;
Выделить проблемы и перспективы развития экономической политики государства на макроуровне

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки…...5
1.1. История формирования макроэкономического анализа………..5
1.2. Основные проблемы макроэкономики………………...………..9
1.3. Теории макроэкономики…………………………………………11

2. Характеристика макроэкономических показателей.
Национальное счетоводство………………………………………..17
2.1. СНС и основные макроэкономические показатели…………….17
2.2. Макроэкономические показатели для измерения
функционирования национальной экономики…………………..20

3. Макроэкономическая политика государства...................................23
3.1. Формы и методы государственной политики по регулированию макроэкономики. …………………………………………….………….23
3.2. Современное состояние и перспективы развития
макроэкономической политики государства………….………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

В США помимо данных показателей, отражающих фактический номинальный объем годового производства, экономический совет при президенте рассчитывает потенциальный ВНП, показывающий производственные возможности страны при полном использовании трудовых ресурсов (естественном уровне безработицы). Такой расчет позволяет учесть результаты экономической политики правительства в сфере занятости.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму  конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены описанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений. (ЧНП = ВНП (ВВП) – амортизационные отчисления).

Национальный доход  характеризует величину доходов  всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Поэтому величина последних при исчислений НД вычитается из денежного объема ЧНП (НД = ЧНП – чистые косвенные налоги на бизнес) [8,c.202].

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения, и как таковой отражает перераспределительные  процессы в движении НД. При расчете  личного дохода из НД вычитаются налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия).

Для характеристики дохода, который население может тратить  по своему усмотрению, используется такой показатель, как располагаемый доход. Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю  историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство (НБ). НБ — это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на Данный момент времени. НБ пополняется и обновляется ежегодно за счет производимого продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определенные периоды времени, если выбывающие элементы НБ меньше их прироста. К составным элементам НБ относятся: имеющиеся в обществе средства производства функционирующие как в материальном, так и духовном производстве, имущество населения, материальные и культурные ценности, являющиеся общественным достоянием (музейные экспонаты, все недра, леса и водоемы), а также нематериальные духовные ценности (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации). Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно - технической революции, сопровождается не только увеличением НБ, но и повышением доли нематериального богатства в его общем составе.

 

 

            2.2. Макроэкономические показатели  для измерения функционирования национальной экономики.

 

Для измерения результатов  функционирования национальной экономики  в теории и хозяйственной практике используются различные макроэкономические показатели.

Ряд таких показателей  предназначен для оценки величины суммарного объема национального производства. К ним относятся: валовой общественный продукт (ВОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), промежуточный продукт (ПП).

Первые три показателя долгое время являлись основными при оценке результатов годового производства в нашей стране. В основе методологии их исчисления лежала марксистская доктрина о делении общественного производства на материальное и нематериальное и соответствующем делении общественного труда (как единственного источника создания стоимости выпускаемого продукта) на производительный и непроизводительный. Производительным считался только труд, затраченный в сфере материального производства, понятие которого связывалось с созданием продукции, имеющей натурально-вещественную форму, и доведением ее до конечных потребителей.

Статистически валовой  общественный продукт исчислялся как  сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, обслуживающая производство, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивался сам факт создания продукта, вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет. Методика исчисления данного показателя путем суммирования валового выпуска взаимосвязанных отраслей предусматривала включение в его состав промежуточного продукта ПП, т. е. продукта, используемого в течение года в процессе производства. В результате возникал повторный счет затрат сырья, материалов, инструмента, топлива и энергии, учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.

В целях исключения повторного счета использовался показатель конечного общественного продукта, рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктом. С помощью этого показателя оценивались затраты денежных средств на выпуск предметов потребления и инвестиционных товаров.

По своему материально-вещественному  составу КОП состоит из предметов  потребления и продуктов инвестиционного  назначения, включающих, во-первых. созданные  в течение года средства труда, направляемые как на возмещение выбывших, так  и на их увеличение; во-вторых, прирост запасов предметов труда и продукции на складах предприятий. В стоимостной структуре КОП выделяются два основных элемента—амортизационные отчисления А и денежный эквивалент произведенного ЧОП, который согласно марксистскому пониманию труда интерпретировался как вновь созданная стоимость, т. е. национальный доход НД. В составе НД на стадии его использования выделяются такие элементы, как фонд потребления ФП, фонд накопления ФН и чистый экспорт (ЧЭ — разница между экспортом и импортом). Таким образом, в его состав не включаются средства труда, идущие на возмещение выбывших из процесса производства [8,c.201].

Связь между различными макроэкономическими показателями может быть представлена следующим  образом:

ВОП - ПП= КОП; КОП - А = ЧОП = НД = ФН + ФП + ЧЭ

 

Таким образом, в системе национального счетоводства формируются важнейшие макроэкономические показатели и определяются их количественные значения. Поэтому национальное счетоводство является исходным пунктом макроэкономического анализа.

Развитие народнохозяйственной статистики, представление процесса функционирования народного хозяйства в виде кругооборота денежных средств, разработка системы национального счетоводства послужили основой выделения макроэкономики в специализированный раздел экономической теории, что способствовало дальнейшему обогащению методологии и методов экономических исследований.

 

3. Макроэкономическая  политика государства.

 

3.1. Формы и методы государственной политики по регулированию макроэкономики.

Государственное регулирование  макроэкономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями , нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование  экономики имеет объективную  основу:

а) обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующее  громадных трудовых  и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

в) неспособность рынка  решать экологические, социальные проблемы;

г) неспособность рынка  обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогооблажения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

Субъектами государственного регулирования макроэкономики являются:

а) носители;

б) выразители;

в) исполнители хозяйственных  интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым  и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации:

Профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т.д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, по подчинённости и включающие органы власти и центральный национальный банк.

Объектами государственного  регулирования  выступают сферы, отрасли, районы, а  также ситуации, явления и условия социально – экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются  по уровню решаемых проблем:

а) фирма;

б) район;

в) отрасль;

г) сфера производства;

д) национальная экономика;

е) международные отношения.

Целями государственного регулирования макроэкономики выступают:

а) экономическая и  социальная стабильность – главная цель;

б) опосредствующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т.д.) – конкретные цели.

В системе методов  государственного регулирования экономики  центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

а) методы прямого государственного регулирования;

б) методы косвенного государственного регулирования;

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно – технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);

б) государственные закупки;

в) функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

а) денежно – кредитные методы (учетная ставка, операции но открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);

б) бюджетно – налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

в) ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании  макроэкономики используются административные методы, основными формами которых являются:

а) антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора. Принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

б) введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные);

в) определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум зарплаты, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

а) национализацией (с выплатой стоимости  капитальных активов);

б) строительством за счёт средств  государственного бюджета новых предприятий;

в) покупкой государством акций частных  предприятий и созданием смешанных  предприятий. Последний путь в настоящее  время является преобладающим.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридмен, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход. Чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства.

По мнению П. Самуэльсона, побочные последствия (загрязнение  окружающей среды, шум самолетов  в окрестностях аэродромов) наносят  вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной системы здравоохранение и образование не попадают под действие закона спроса и предложения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. М. Фридмен считает, что спрос и предложение – наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать своё дело».

И ещё один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон  о минимальной зарплате. По П. Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, находящимся внизу доходной пирамиды. По М. Фридмену, наоборот, этот закон вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной зарплате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих, - в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе , увольняют.

Если посмотреть на макроэкономику с позиций рынка, то она предстанет хорошо известным актом купли-продажи, хотя и необычным по своим параметрам: это - гигантская рыночная сделка, размером с производство всей страны, и продолжительностью в год.

Информация о работе Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства