Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей макроэкономики как одной из экономических наук.
Задачи исследования:
Проанализировать формирование макроэкономического анализа;
Дать общую характеристику макроэкономическим показателям и системе национального счетоводства;
Рассмотреть формы и методы государственного регулирования макроэкономики;
Выделить проблемы и перспективы развития экономической политики государства на макроуровне

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки…...5
1.1. История формирования макроэкономического анализа………..5
1.2. Основные проблемы макроэкономики………………...………..9
1.3. Теории макроэкономики…………………………………………11

2. Характеристика макроэкономических показателей.
Национальное счетоводство………………………………………..17
2.1. СНС и основные макроэкономические показатели…………….17
2.2. Макроэкономические показатели для измерения
функционирования национальной экономики…………………..20

3. Макроэкономическая политика государства...................................23
3.1. Формы и методы государственной политики по регулированию макроэкономики. …………………………………………….………….23
3.2. Современное состояние и перспективы развития
макроэкономической политики государства………….………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.  Объём валового кредита банкам

Истина, однако, заключается в том, что при правильной денежной политике российская экономика не была бы столь уязвима по отношению к внешней экономической конъюнктуре. Если бы ЦБ обеспечивал нормальное рефинансирование коммерческих банков, хотя бы под векселя экспортно-ориентированных предприятий, имеющих надежные валютные контракты на поставку энергоносителей и сырьевых товаров, то этим предприятиям не понадобились бы зарубежные займы - они получили бы дешевые кредитные ресурсы из внутренних источников. При этом не пришлось бы платить проценты зарубежным банкам и не возникло бы кризисной ситуации вследствие обесценения залогов и отзыва иностранных кредитов. В результате наша экономика только выиграла бы и сохранила накопленные благодаря занижению курса рубля и притоку нефтедолларов валютные резервы.

Всего искусственное сужение инвестиционного потенциала российской экономики вследствие ошибочной денежной политики достигло перед кризисом 10 трлн. руб. Недостаток кредитных ресурсов на внутреннем рынке вынуждал наиболее конкурентоспособные российские предприятия кредитоваться за рубежом, что сдерживало развитие отечественной банковской системы и ставило ее в зависимость от иностранного капитала. При этом предприятия машиностроения и других высокотехнологических отраслей обрабатывающей промышленности оставались без доступа к кредитам. Даже в рамках антикризисных мер эта задача не решается, несмотря на жесткие установки руководителей государства о доведении выделяемых кредитных ресурсов до реального сектора. При средней рентабельности продукции машиностроительных предприятий в 8% они не могут позволить себе займы под 14-35%, предлагаемые коммерческими банками. Их и без того низкая рентабельность снизится еще больше вследствие реализации решений правительства о резком повышении тарифов на газ и электроэнергию, которые за период 2006-2011 гг. вырастают соответственно в 3 и 2 раза. Учитывая, что главным источником инвестиций в обрабатывающей промышленности являются собственные средства предприятий, такая ценовая и кредитная политика исключает возможности модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

Предпринимаемые меры, ориентированые на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, недостаточно эффективны и коррупциоген-ны. Стремительная денежная накачка экономики, достигающая 15% прироста денежной массы, без системы контроля за денежными потоками может повлечь их турбулентные завихрения в спекулятивных операциях, сопровождающиеся резким ускорением обращения денег. Если не создать систему целевого управления денежным предложением, то значительная часть выделяемых государством дешевых кредитов будет пропущена через коррупционные схемы и лишь ускорит инфляцию, не дав желаемого результата. Для этого можно было бы использовать европейский опыт денежной эмиссии под залог векселей платежеспособных предприятий, индийский и китайский опыт финансового планирования, японский опыт централизованного использования сбережений населения на цели развития.

Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития. При этом, однако, необходимо ввести правовые нормы, регулирующие поведение банков должным образом (нормативы предоставления кредитов по направлениям, включая максимальный уровень ставки процента, условия доступа к кредитному окну Центрального банка, перечень принимаемых им в залог векселей производственных предприятий, условия получения государственных гарантий и др.). Важным условием эффективности любой системы целевого управления кредитной эмиссией является наличие четкой стратегии и индикативного плана развития экономики с явно выделенными приоритетами и программами их реализации.

При правильной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись признания рубля в качестве одной из мировых валют, многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.

Чтобы достичь такого тройного эффекта, необходимо предусмотреть механизмы целевого направления выделяемых государством кредитных ресурсов на финансирование модернизации экономики на основе нового технологического уклада. Для этого меры по преодолению кризиса должны быть нацелены не на воспроизводство сложившейся спекулятивной модели финансового рынка, а на формирование отечественной инвестиционной системы.

Далее излагается их перечень, который должен быть увязан с комплексом мер структурной, промышленной и научно-технической политики: перейти от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков; рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, прежде всего, работающих в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада; ввести мониторинг финансового состояния предприятий, векселя которых включаются в ломбардный список Банка России.

Предоставление выделяемых государством с целью преодоления кризиса кредитных ресурсов коммерческим банкам должно быть обусловлено их целевым использованием для рефинансирования предприятий реального сектора экономики. При этом во избежание коррупции и злоупотреблений необходимо ввести регулирование процентных ставок, ограничив банковскую маржу по операциям с выделяемыми государством кредитными ресурсами на уровне 1%. Перейти от административного планирования количества денежной массы к регулированию денежного предложения посредством ставки рефинансирования. Последовательно расширять внешнеторговые расчеты в национальных валютах. Перейти к продаже газа, нефти, других сырьевых товаров за рубли, номинировать в рублях новые контракты по экспорту газа в Белоруссию и Украину, одновременно предоставив этим государствам рублевые стабилизационные кредиты. Создать единую платежную систему ЕврАзЭС. Наделить межгосударственный банк СНГ соответствующими возможностями и полномочиями. Провести замещение отзываемых иностранных кредитов российскими кредитными ресурсами, выделяемыми ЦБ в рублях по тем же процентным ставкам. Прекратить вывоз нефтяных доходов государства за рубеж, преобразовать резервный фонд в бюджет развития и обеспечить сбалансированность бюджета, отказавшись от его профицита. Часть средств резервного фонда использовать для субсидирования импорта новых технологий, патентования российских изобретений за рубежом, приобретения зарубежных активов для достройки технологических цепочек и организации международной кооперации в производствах нового технологического уклада.

Повысить эффективность использования валютных резервов, последовательно снижая долю доллара США и английского фунта. Увеличивать долю золота и других благородных металлов в структуре валютных резервов. Усилить валютный контроль с целью ограничения вывоза капитала в иностранной валюте. Восстановить государственную монополию на экспорт золота, платины, серебра, палладия, а также редкоземельных металлов. Создать инновационный сегмент финансового рынка, работающий с ценными бумагами инновационных компаний. Расширить финансирование институтов развития, венчурных фондов, госкорпораций с условием исключительно целевого использования выделяемых средств согласно их уставным задачам.

Ввести процедуры стратегического и индикативного планирования с установлением целевых показателей деятельности институтов развития, контролируемых государством, а также предприятий, министерств и ведомств. Принять закон РФ «О стратегическом планировании социально-экономического развития России».

Обеспечить прозрачность прав собственности на российские предприятия. Для этого обязать всех собственников российских предприятий - как физических лиц, так и институциональных инвесторов - зарегистрировать свои права в российских регистраторах. Создать информационную систему Единого реестра прав собственности на российские акционерные общества. Законодательно установить порядок раскрытия информации о конечных собственниках российских предприятий.

Разработать и принять крупномасштабные программы модернизации жилищной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Обеспечить локализацию государственных закупок и закупок, контролируемых государством, на внутреннем рынке. Кардинально усилить государственную поддержку инновационной активности.

В целях укрепления финансового положения производственной сферы необходимо предпринять меры по декриминализации системы административного регулирования экономики, отменить НДС, провести переоценку основных фондов по их восстановительной стоимости.

В условиях принципиального изменения денежно-кредитной политики и ремонетизации экономики необходимо предпринять меры по сдерживанию инфляции, включая активизацию антимонопольной политики и временное замораживание цен на газ, тепло и электроэнергию.

 

 Таким образом,  государственное регулирование  макроэкономики – система мер  законодательного, исполнительного  и контрольного характера, осуществляемых  правомочными государственными  учреждениями и общественными  организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование макроэкономики является объективно необходимым , т.к. ограничение функций государства неизбежно приводит к нарушению общего экономического равновесия и обостряет циклический характер рыночной экономики.

Характерной особенностью современного состояния макроэкономики является наличие в ней альтернативных научных течений, различающихся  не только методами теоретического анализа, но и выводами относительно сущности объекта познания. В то же время макроэкономика сегодня не сводится к набору отдельных разнородных положений о механизме функционирования национальных экономик, а  комплексно описывает этот механизм и служит теоретической основой для выработки экономической политики государства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

Макроэкономика как  наука о функционировании национального  хозяйства в целом служит теоретической  основой экономической политики в государствах и организациях мировых хозяйственных связей. Выделению макроэкономики в особый раздел экономической теории способствовало бурное развитие в ХХ в. эмпирических исследований функционирования национальных экономик и разработка инструментов для оценки народнохозяйственных результатов. Развитие макроэкономики происходило в тесной взаимосвязи с развитием статистики, эконометрики и системы национального счетоводства.

В настоящее время  макроэкономическими категориями  и показателями интересуются самые  широкие слои населения. Текущие  доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости, ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы. От текущих значений основных макроэкономических индикаторов страны существенно зависят исходы выборов в представительные и исполнительные органы власти.

        Идея макроэкономического моделирования и регулирования возникла тогда, когда стало понятно, что рыночный механизм сам не в состоянии преодолеть нарастающие диспропорции, восстанавливать утраченное экономическое равновесие.

Приверженцы классической макроэкономической модели считают, что  рыночная экономика функционирует  в интересах всего общества. Для обоснования целесообразности или не целесообразности использования этой модели в России используем такие показатели:

  • Естественная цена товара, услуги или ресурса - цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство и получение средней нормы прибыли и земельной ренты. Поскольку в России на данном этапе развития весьма трудно определить естественную цену или она очень высокая через низкий уровень автоматизации производства, несовершенные производственные технологии и т.п., то использовать данный показатель в полной мере не представляется возможным.
  • Покупателей в нашем обществе можно поделить на реальных и латентных. Реальные покупатели способные купить товар за природную цену. Они являются носителями реального спроса, такой покупатель оказывает содействие появлению товаров на рынке. Латентные выжидают не подешевеет ли тот товар что они хотят иметь, они не могут заплатить природную цену. Они являются носителями латентного спроса и не оказывают содействие появлению товара на рынке.

В России 85% покупателей можно отнести к категории латентных. Соответственно мы можем сделать вывод: население России не может оказывать содействие появлению товаров на рынке, таким образом тормозя развитие экономики и производства в частности.

Обобщая все вышесказанное мы можем сделать вывод, что использование классической макроэкономической модели не возможно в наше время в наших условиях.

Также, в качестве заключения хотелось бы рассмотреть боле подробно некоторые недостатки одного из основных макроэкономических показателей - ВНП. В любой стране с рыночной экономикой самый популярный экономический показатель - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависит благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус десятков миллионов людей. При снижении ВНП наступает безработица, падение уровня жизни и другие неприятности. Когда вырастает стоимость валового продукта, это означает, что будет получено больше доходов. Однако ВНП небезупречная и даже обманчивая мера нашего благосостояния. Прежде всего ВНП выражает все в денежной единице измерения, а не в физических единицах. Поэтому мы должны корректировать его с учетом инфляции.

Список использованной литературы

 

    1. Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Санкт-Петербург: Лениздат,  1998, 574 с.
    2. Андросова, Л. Д., Дробозина, Л. А., Окунева, Л. П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ, 2005., 588с.
    3. Безруков, В. Внешнеэкономическая деятельность. // Экономист. 2000. № 7.
    4. Бугаян ,И.Р. Макроэкономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2000, 352 с.
    5. Бункина, М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. Москва: "Дело и Сервис",  2003, 544 с.
    6. Вечканов,Г. С. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009г., 448с.
    7. Видяпин, В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория.,  2005г., 640с.
    8. Войтов, А.Г. Фундаментальная экономика. Москва: МИИТ,  1998, 500 с.
    9. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики). Москва: Информационно-внедр. центр "Маркетинг",  1999, 492 с.
    10. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М,  1998, 199 с.
    11. Добрынин, А. И., Тарасевич, Л. С.,. Экономическая теория.,2005г., 567с.
    12. Дорнбуш, Р., Фишер, С. Макроэкономика. Москва: МГУ, ИНФРА-М,  1997, 784 с.
    13. Ершов, М. Кризис 2008г. // Вопросы экономики, 2008, № 12.
    14. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика,2002г., 472с.
    15. Камаев, В. Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / 8-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.,583с.
    16. Кругман, П.Р., Обстфельд, М. Международная экономика. Санкт-Петербург: Питер,  2003, 832 с.
    17. Кузьмин, С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист. 2002. № 1.
    18. Максимова, В. Ф., Шишов, А. Л. Макроэкономика. М., 2002.,343с.
    19. Мамедов, О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 544 с.
    20. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер Ком,  1999, 784 с.
    21. Попов, А. И. Экономическая теория .Учебник для вузов, 4-е  - изд.- Санкт – Петербург.: Питер, 2006, 544с.
    22. Рыбалкин В. М. Международные экономические отношения, 2001г., 519с.
    23. Сакс, Дж. Д., Ларрен, Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Москва: Дело,  1999, 848 с.
    24. Салимжанов, И.К. Обзор экономического положения России. // ЭКО . 2009. № 7. 
    25. Сидорович, А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС",  1997, 736 с.
    26. Сидорович, А. В. Макроэкономическая среда функционирования российского бизнеса в современных условиях. // ЭКО, 2009. № 2.
    27. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика, 1997г.,719с.
    28. Тимофеев, Н. С. Внешнеэкономическая деятельность РФ // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2001. № 2.

Информация о работе Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства