Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на совершенно конкурентных рынках, на которых действует множество покупателей и продавцов однородной продукции. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3


Глава 1: Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………………………..

5
1.1. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли……
5
1.2. Понятие прибыли и принципы её максимизации в условиях совершенной конкуренции……………………………………………………

8


Глава 2: Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………………….

26
2.1. Понятие капиталистической монополистической прибыли………..
26
2.2. Максимизация капиталистической монополистической прибыли…
28


Глава 3: Максимизация прибыли в условиях олигополии……………….
34


Заключение…………………………………………………………………
40
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Максимизация прибыли.2011.2.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)


3

             

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

3

 

 

Глава 1: Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………………………..

 

5

1.1. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли……

5

1.2. Понятие прибыли и принципы её максимизации в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………

 

8

 

 

Глава 2: Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………………….

 

26

2.1. Понятие капиталистической монополистической прибыли………..

26

2.2. Максимизация капиталистической монополистической прибыли…

28

 

 

Глава 3: Максимизация прибыли в условиях олигополии……………….

34

 

 

Заключение…………………………………………………………………

40

Список использованной литературы………………………………………

42

Приложения

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Цель данной курсовой работы - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на совершенно конкурентных рынках, на которых действует множество покупателей и продавцов однородной продукции. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка. Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея- идея максимизации прибыли- помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

На рынке существует множество мелких фирм- продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров- 1% объема продаж за любой данный период времени. Продукция этой фирмы стандартизирована, или однородна, для покупателей. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли. Фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологии и вероятной прибыли и совершенно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу собственной малой доли в общем, объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину, являются “прайс-тэйкерами”. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем признакам. Задача максимизации прибыли состоит в определении положения динамического равновесия между спросом и предложением, в нахождении оптимального сочетания объема реализации и цены на выпускаемую продукцию. 

Итак, цель данной работы – исследовать основы максимизации прибыли.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования: изучить прибыль: природу и формы прибыли, рассмотреть развитие отношений максимизации прибыли в рыночной экономике, особенности максимизации прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

В работе использован весь пласт действующего законодательства о собственности, ранее действующие нормативные акты. В исследовании использованы комментарии к действующему законодательству, периодика и научная литература.

 

 


Глава 1: Максимизация прибыли в условиях совершенной

конкуренция

1.1. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли

 

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующая правами юридического лица.

В экономической теории существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:

1.      фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

2.      фирма – это общность людей, объединенных одними мотивами действия;

3.      фирма – результат необходимости минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт);

4.      фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов, вызванных необходимостью уменьшения транзакционных издержек (Р. Коуз).

Многие ученые считают, что важнейшим открытием XX в. является открытие особого класса издержек – транзакционных. Они включают:

а) издержки по поиску контрагентов обменных сделок;

б) издержки ведения переговоров и согласования условий контрактов;

в) издержки, связанные с защитой прав собственности и т.д.

Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:

PF=TR–TC.                                                                                                  (1)

Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы. Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе (рис. 1).

Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Рис. 1. Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг. Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства. Принципы максимизации прибыли: два подхода

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:

а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC,

б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:
– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:

а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;

б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;

в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, так как она не будет окуплена.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными  выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Так экономических  учебников  трактуют термин  «прибыль» неодинаково. Так Колчина Н.В. считает, что прибыль – это превышение доходов над расходами.  А Ковалёв В.В. описывает, что прибыль представляет собой конечный финансовый результат, являясь основным показателем в системе целей предприятия. Мы с авторами полностью согласны, ведь на самом деле, прибыль как экономическая категория отражает доход, к которому стремится каждое предприятие или фирма[4, с.54].

 

 

 

1.2. Понятие прибыли и принципы её максимизации в условиях совершенной конкуренции

 

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведённая продукция, которая становится товаром при условии её реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в  производстве продукции.  Для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание её полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, товаропроизводители реализуют её потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции.  При расходах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротство. Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определённые функции[3, с.72].

   Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия.[12, с.219] Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. Предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная её величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов.  Величина прибыли определяется многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят.

  Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией.[12, с.220]. Её содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности и социального развития предприятия.  В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов [12, с.221]. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями. Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития[7, с.111].                                                                                                                                                                                         

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции