Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Введение ..................................................................................................................................... 2
Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике ....................................................... 4
1.1. Понятие и признаки малого предприятия .................................................................. 4
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых
стран ...................................................................................................................................... 6
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия .......................................... 8
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства .......................................................................................................... 11
1.5. Преимущества и недостатки малого бизнеса ............................................................. 13
Глава 2. Практические аспекты развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на примере г. Салавата ................................................................................ 15
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .............................................. 15
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................................... 19
Заключение................................................................................................................................. 22
Список использованной литературы..................................................................................... 23
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:
1.5 Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Индивидуальную частную легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-
В-третьих, негативное отношение определенной
части населения, связывающей
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма
государственной поддержки
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: “Малый бизнес России. Проблемы и перспективы”, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:
2. Практические
аспекты развития малого
в Республике Башкортостан на примере г. Салавата.
2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Салават.
Развитие предпринимательства в городе Салават берет свое начало с 1987 года.
За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Салавате был проведен съезд кооператоров России.
В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэром города утверждена “Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Салават на 1998-2000 годы”.
Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степени способствовали активизации деятельности предпринимательских структур города. Если в 1997 году количество малых и средних предприятий уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1998 году отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий. На 01.01.00г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составляет 6487. В то же время в сравнении с 1.01.98г. число предпринимателей без образования юридического лица увеличилось к 1.01.00г. с 19643 до 26561.
На сегодняшний день львиная доля предприятий - около 60 % - заняты торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10 % - строительством, 8 % - сервисом.
Если доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего бизнеса в 1994г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5 тыс. человек, то в 2000г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 30%, а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего населения города.
Было принято постановление от 16.02.1998г. № 334 “О мерах по дальнейшему развитию предпринимательства в городе Салават”, в соответствии с которым, начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.
Гибкая система предоставления
налоговых льгот
1998 |
1999 |
200 |
Итог | |
Количество вновь зарегистриров |
519 |
659 |
369 |
1547 |
Количество предприятий, получивших льготы |
73 |
181 |
192 |
446 |
Сумма льгот, тыс. руб. |
200,000 |
5147,300 |
6909,900 |
12256,3 |
Количество рабочих мест, созданных по условиям предоставления льгот |
967 |
1527 |
4521 |
7015 |
Кроме средств местного бюджета было выделено 1,5 млрд. рублей в 2000г. Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано. Поэтому мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, администрация города предоставляет льготы предпринимателям без образования юридического лица. В республике принято решение о лицензировании данной деятельности, а в Салавате предприниматели уступают 50 % стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000 предпринимателей без образования юридического лица.
В 2000г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по городу.
За эти годы созданы:
1. Городской фонд финансовой
поддержки малого
Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями. Фонд является некоммерческой организацией.
2. Региональное представительство Фонда НИОКР, созданное Постановлением Государственного Комитета РБ по управлению государственным имуществом № 195 от 29.07.1999г.
3. Научно-производственное некоммерческое партнерство “Технопарк”, созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.1996г.
Основные направления работы регионального представительства Фонда НИОКР и НПНП “Технопарк”:
“Технопарк” совместно с региональным представительством Фонда НИОКР осуществляет программу обучения:
4. Городское некоммерческое партнерство по поддержке предпринимателей без образования юридического лица, созданное в августе 1997г. постановлением мэра города №1509/1 от 13.08.97г.
Основной задачей, стоящей перед организацией является просветительская, консультационная, правовая и финансовая деятельность в области предпринимательства. Со дня образования “Партнерства” были проведены следующие основные мероприятия:
5. Городской выставочный центр “Салаватский базар”, созданный постановлением мэра города №879/8 от 17.04.97г. Основной целью открытия в городе постоянно действующего городского выставочного центра является расширение рынка сбыта производимой в городе и регионе продукции, а также для привлечения инвестиций в город.
Информация о работе Малое предпринимательство в рыночной экономике