Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Введение ..................................................................................................................................... 2
Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике ....................................................... 4
1.1. Понятие и признаки малого предприятия .................................................................. 4
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых
стран ...................................................................................................................................... 6
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия .......................................... 8
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства .......................................................................................................... 11
1.5. Преимущества и недостатки малого бизнеса ............................................................. 13
Глава 2. Практические аспекты развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на примере г. Салавата ................................................................................ 15
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .............................................. 15
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................................... 19
Заключение................................................................................................................................. 22
Список использованной литературы..................................................................................... 23
6. Городской центр правовой защиты предпринимателей “АРГУС”, созданный постановлением мэра города №675/1 от 07.05.98г.
7. Городская профсоюзная организация работников малого и среднего бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированная Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, свидетельство №640/он (52) от 29.01.99г.
Это самостоятельная общественная организация, объединяющая на добровольных началах работников предприятий малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей и наемных работников предприятий и организаций, независимо от форм собственности и вида деятельности, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Предметом деятельности профсоюзной организации являются субъекты малого предпринимательства, в том числе с образованием юридического лица и частные предприниматели без образования юридического лица.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организованы выпуск газеты “Деловой вестник” и специального вкладыша в газете “Салаватские известия”, организованы передачи по городскому радио и телевидению.
Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.
Проводится работа по организации
внешнеэкономической
Для предоставления предпринимателям создан и обновляется банк данных по имеющимся земельным участкам, свободным производственным площадям и оборудованию предприятий сферы материального производства и услуг, а также завозимых со стороны комплектующих изделий, для обеспечения технологического процесса предприятий города, что позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса ориентироваться на выпуск необходимых для города изделий. Создан банк данных по производимой в городе продукции и оказываемым услугам. Создан координационный совет при мэрии по развитию межотраслевой кооперации товаропроизводителей и потребителей города.
2.2 Показатели развития малых предприятий в г. Салават
Экстремальность среды, в которой
вынужден развиваться “средний класс”,
еще более усиливают
Несмотря на существующие трудности,
малое предпринимательство
Таблица 2.2.1 Число малых предприятий по отраслям экономики в г. Салават.
Вид деятельности |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1.Торговля и общественное питание |
50 |
538 |
678 |
760 |
769 |
440 |
381 |
2. Строительство |
23 |
24 |
30 |
43 |
47 |
150 |
150 |
3 .Промышленность |
28 |
34 |
40 |
50 |
52 |
53 |
53 |
4.Сельское хозяйство |
19 |
21 |
23 |
33 |
33 |
11 |
11 |
5.Транспорт и связь |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
27 |
27 |
6. Другие отрасли |
2 |
2 |
3 |
6 |
13 |
157 |
57 |
Общее число |
423 |
620 |
775 |
894 |
918 |
838 |
679 |
Если с 1994 по 1998 год наблюдается рост числа малых предприятий, то в 1999 и 2000 годах их количество стало уменьшаться. Уменьшение количества предприятий, занятых в малом бизнесе, произошло в основном за счет снижения числа предприятий торговли и общественного питания. Однако, устойчивыми темпами развивается малое предпринимательство в строительстве, относительно стабильными темпами в промышленности. Также наблюдается увеличение количества предприятий, предоставляющих услуги населению города, в том числе транспортные, услуги связи. Несмотря на уменьшение за последние два года торговых предприятий и предприятий общественного питания на конец 2000 года на их долю приходится около 56 % от общего числа малых предприятий. В строительстве, в предыдущем отчетном году было занято 150 предприятий, или 22 % от общего числа, в производстве - 53 предприятия или 7 %, а 27 предприятий транспорта и связи составили 3% всех организаций. Распределение количества предприятий по видам показано на рис. 1
Рис. 1. Структура малых предприятий по видам деятельности на конец 1998г.
1. Торговля и общественное
2. Строительство
3. Промышленность
4. Сельское хозяйство.
5. Транспорт и связь.
6. Другие отрасли.
Как уже было отмечено, малое предпринимательство способно решить множество проблем в сегодняшней рыночной экономике. Это и создание условий для трудоустройства рабочей силы, и ускорение научно-технического прогресса и расширение производства потребительских товаров, а также обеспечение стабильных поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней. В некоторых субъектах федерации налоги с субъектов малого предпринимательства достигают половины доходов бюджета. При достаточно расширенной налоговой базе среди малых предприятий можно добиться значительного наполнения бюджета, что наглядно подтверждают данные налоговой инспекции.
Например, в 1998 году бюджет г. Салават получил от малых предприятий 130 215 тыс. рублей, что составило 50% от общего числа налоговых поступлений.
Однако уменьшение числа малых предприятий и свертывание ими своей деятельности в связи с проблемами, выше упоминавшимися, сократило поступления в бюджет до 21,2% от общего числа в 2000 году, что видно из ниже приведенных данных таблицы 2.2.2.
Таблица 2.2.2 Налоговые поступления в бюджет г. Салават.
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Поступление налогов и других платежей в бюджет Тукаевского района от субъектов малого предпринимательства |
4670 |
9000 |
13021,5 |
12572 |
8349 |
Удельный вес поступлений |
46,7 % |
46 % |
50 % |
18,9 % |
21,2 % |
Заключение.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что
малое предпринимательство
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т.д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список использованной литературы:
Информация о работе Малое предпринимательство в рыночной экономике