Малый бизнес: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется

Содержание

Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………………3
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10

Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16

2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17

Заключение………………………………………………………….24


Список использованной литературы…………………………….........26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

 

[1]

 

 

 

2.2 Особенности  малого бизнеса в РФ на современном  этапе.

Современная рыночная экономика  – это соединение компонентов  командной и рыночной экономик, получившее название «смешанной» экономики. «Смешанность»  малого и крупного бизнеса – ещё  одна принципиальная черта современной  рыночной системы. Мировой опыт ведения  рыночного хозяйства наглядно свидетельствует  о том, что важнейшим условием функционирования смешанной рыночной экономики является существование  и взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. При  этом развитие крупного бизнеса является основой стабильности экономики, путём  реализации фундаментальных научно-технических  разработок. Малый бизнес, с одной  стороны, противостоит крупному бизнесу, преодолевая присущий ему консерватизм, а с другой – дополняет и  укрепляет сектор крупного бизнеса, придавая экономике динамизм и гибкость. Ядром рыночной экономики является крупный бизнес, определяющий научно-технический, инновационный, технологический и, в целом, производственный потенциал  страны. Малый бизнес выступает наиболее массовым и динамичным элементом  структуры народного хозяйства, определяющим поступательное развитие и совершенствование смешанной  экономики рыночного типа.

Однако выявленные преимущества малого бизнеса ещё не являются достаточным  аргументом для противопоставления его крупному бизнесу, который, как  сфера массового производства и  распределения, играет важнейшую и даже отчасти определяющую роль в национальной экономике и в формировании самых высоких стандартов жизни общества. При этом крупные компании взаимосвязаны и функционируют благодаря малым предприятиям и сами способствуют развитию малого бизнеса. Малые и средние предприятия, органично входящие в состав крупных корпораций, однако при этом сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Средние предприятия зачастую сами проявляют инициативу создания малых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях, предоставляя им всестороннюю помощь.

 

 С учётом сказанного, следует считать неоправданным  обособление малого бизнеса и  противопоставление его крупному  производству. И тот, и другой  выступают органичными составными  частями национальной экономики,  а наличие присущей каждому  определённой специфики делает  их взаимосвязанными. Это обеспечивается  благодаря сбалансированному экономическому  росту. Одна из причин успешного  развития малого бизнеса в  современной смешанной экономике,  по мнению С. Реверчука, заключается в том, что крупное производство не только не противопоставляетсямалому, а наоборот, «культивируется» оптимальное соединение крупных и малых фирм. Такое взаимодействие является принципиальным для всех постиндустриальных стран.

 

 

 

2.3 Проблемы и  пути решения малого бизнеса  в РФ

 

 

Высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос, а также  финансовые ограничения - вот факторы, тормозящие развитие малых промышленных, строительных и розничных организаций. Наиболее восприимчивы к фискальной нагрузке торговые предприятия (56%). В промышленных и строительных организациях на высокую налоговую нагрузку жаловались 53% и 49% соответственно. Существующие принципы налогообложения для малых форм бизнеса неизбежно сужают возможности аккумулирования средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие. Недостаточный платежеспособный спрос в I квартале 2013 года констатировали 45% компаний розничной торговли. В малых промышленных организациях предприниматели очень обеспокоены "недостаточным спросом на продукцию на внутреннем рынке" (44%). Представителям торговой сферы мешают жить подросшие ставки арендной платы (27%) и высокие транспортные расходы (25%). Недостаток собственных финансов испытывают в основном промышленные организации. На нехватку денег пожаловались более трети предпринимателей этого сектора.

 

 

- Проблема недостатка  собственных средств обусловлена  в первую очередь недоступностью  дешевых денег (например, банковских). Несмотря на либеральность фискальных схем России даже по европейским меркам. Развитие малого бизнеса также тормозится огромным количеством косвенных налогов, которые нивелируют положительный эффект от низких прямых налогов. Что касается спроса, то Россия в этом показателе вышла на лидирующие места (после Германии) по денежным объемам ключевых рынков (авто, строительство и т.д.). Проблема в том, что чем очевиднее рынок сбыта, тем больше конкурентов. Успешный бизнес XXI века заключается в создании новых видов спроса, а не в эксплуатации предыдущих. Так можно сделать вывод о неустойчивом посткризисном развитии и достаточно низком потенциале малого бизнеса.

В целом малое предпринимательство  с точки зрения компенсационных  процессов пребывает в своеобразной точке бифуркации, то есть когда  дальнейшее посткризисное развитие не является строго определенным. В  результате постоянных и зачастую экономически нелогичных трансформаций малый  бизнес представляет собой неустойчивую, противоречивую структуру ценностей, мнений, правил. Поэтому сначала следовало бы определить сферы экономики и отрасли, в которых предприятия среднего и малого бизнеса играют решающую, значимую роль. Во-первых, это большая часть сферы услуг ремонт, технические услуги, в том числе такие как обслуживание производственных машин  и оборудования; услуги консультационных фирм; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, посредническая деятельность, а так же торгово-закупочные операции. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.

 

Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и  инвестиционный климат в отдельной стране или регионе. Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.

 

Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная  правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса. Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.

 

Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской  среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать  малому бизнесу. Платежеспособность населения  и предприятий, емкость рынков, наличие  дешевой и квалифицированной  рабочей силы, действующие налоговые  ставки – все эти показатели в  обязательном порядке учитываются  отечественными и иностранными предпринимателями  при принятии решения об инвестициях  или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов. При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.

Политическая ситуация. Для  формирования благоприятной среды  малого предпринимательства очень  важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса  в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной  и исполнительной власти зависит, будет  ли поддерживаться или подавляться  предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской  деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие  иностранного бизнеса и транснациональных  корпораций на внутреннем рынке страны. От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.

Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству  и организаторам малого бизнеса  формируется, в основном, в широких  общественных кругах. Настроения в  обществе, идеологические и религиозные  ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими  при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.

Институциональная структура  рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.

 

Выделенные факторы предпринимательской  среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько  он будет развит и какие потребности  обслуживать.

 

А если же в стране происходит хаос в экономике,  неразбериха в законодательных актах, потеря административного управления, всё это рано или поздно приводит к тому, что законопослушные, честные  предприниматели, которые организовывали бизнес в сфере производства, оказываются в довольно таки сложном положении, неся огромные затраты, при выплате высоких налогов ,а так же подвергаются негосударственному и государственному рэкету. Отсутствие отлаженного, четкого механизма реализации мер государства по поддержке малого и среднего бизнеса, проблемы в получении кредитов, материальных ресурсов и производственных помещений поставили малые предприятия в довольно таки неравное положение с более крупными. Всё это привело к общему уменьшению их роста и к переориентации преимущественно на посредническую и закупочно-торговую деятельность. Всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала, высокие налоги – все это затрудняет эффективную деятельность предприятий и вынуждает их направлять основные материальные затраты не на расширение объема производства, а на борьбу за выживание в конкурентной среде. Но главная причина уменьшения числа предприятий малого бизнеса – невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы, низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала. Отрицательное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в сферах материального производства оказывает нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы, неразвитость производственной структуры.

Глубокий спад производства-еще  один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес.

Все эти факторы приводят к тому, что только лишь малая  часть официально зарегистрированных фирм малого бизнеса оказывается  в положении ,в котором они уже не в состоянии приступить к эффективному, реальному производству и реализации продукции. Как показывает зарубежный опыт, необходимым условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является положение о том, что малое предпринимательство и малые предприятия нуждаются в стабильной и всесторонней поддержке государства. Поддержка должна осуществляется в различных формах, в таких как: предоставление налоговых льгот, стимулирование производства наиболее приоритетных видов продукции, создания информационно-консультативных и научно-технических центров ,дотаций льготного банковского кредитования, организации материально-технического снабжения, развития системы страхования. Важнейшую роль играют разработка и реализация конкретных комплексных программ, принятие и исполнение законодательства.

Очень остра проблема формирования и становления финансовой базы развития и создание малого бизнеса. Для этого  ему должно быть предоставлены определенные субсидии и льготы. Например, это  могут быть льготы на налогообложение  малых предприятий. Однако проводимая в нашем государстве налоговая  политика довольно таки неэффективна, и даже экономически опасна. Политика нашего государства идет вразрез  с установленными современными мировыми тенденциями развития экономики  и мировой практики налогообложения  в целом. Неоправданно высокие налоги просто «убивают» в России предпринимательскую  активность (многочисленные поборы и  налоги зачастую оставляют фирме  лишь 10 – 26% полученной прибыли предприятия).Усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства- общее направление совершенствования налоговой системы. Нужно освободить предприятия малого бизнеса от налогов на ввозимые технологии, на инвестиции. Так же необходимы на период становления малого предприятия налоговые льготы . Совершенно очевидна нужда дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Наиболее низкие ставки налогов должны применяться для более приоритетных, важных отраслей. на данный момент времени проделаны только первые шаги в организационном и правовом обеспечении формирования малого бизнеса в качестве особого, специального сектора экономики нашего государства. Эффективных систем стимулирования создания малых предприятий ,к сожалению, не существует, так же нет хозяйственного механизма поддержки. Не доработана государственная программа развития малого бизнеса. Основа комплекса первоочередных программ по развитию малого и среднего предпринимательства в России, должна проводиться в таких направлениях как :

Информация о работе Малый бизнес: основные тенденции развития