Малый бизнес: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется

Содержание

Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………………3
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10

Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16

2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17

Заключение………………………………………………………….24


Список использованной литературы…………………………….........26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

 

 – финансово-кредитное; 

– нормативно-правовое;

 – организационное;

- информационно-техническое;

– кадровое и консультационное обеспечение.

 – внешнеэкономическая  деятельность;

 

 Также в государственной  программе должны быть отражены  механизмы денежно-кредитной, налоговой,  бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,  системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных  стартовых условий в развитии  предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основными же направлениями  использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под кредит.

Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Именно они предоставляют  более 50% рабочих мест (в Германии более 60%, а в Японии – более 75%)[5].

В целом, представление о  рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает таблица 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Что мешает развитию бизнеса в России, % [1]

 

Налогообложение

63,64

Административные барьеры

61,69

Коррупция

51,32

Общая политическая и экономическая  нестабильность

45,19

Неразвитость судебной системы

44,86

Нехватка квалифицированных кадров

43,86

Недостаток инвестиционных ресурсов

35,62

Изношенность основных фондов предприятий

29,80

Неразвитость и изношенность инфраструктуры

33,62

Низкий платежеспособный спрос  на продукцию и услуги

24,68


 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Создание благоприятных  и действующих условий для  деятельности малого бизнеса, поддержка  среднего и малого бизнеса объявлены  Минэкономразвитием РФ приоритетным курсом, направлением развития и становления государственной экономики на период до 2013 г. в результате этого должен произойти рост доли занятых на средних и малых предприятиях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 29%, доли всего выпуска в ВВП в 1,5 раза – до одной трети валового внутреннего продукта, увеличение их количества до 12,4 компаний. Предполагается, что к 2013 году Россия может приблизиться к общемировому показателю статистики по доле граждан, которые желают начать свое дело – 11%, что превысит нынешний уровень в 4 раза. считается, что развитие кризиса внесет несколько существенных корректив в эти планы.

Официальные же лица придают  особую, значимую роль частному предпринимательству в выходе из экономического кризиса. Это  формирование новых импортозамещающих производств, решение проблемы занятости, повышение доходов населения, снижение социальной нагрузки на бюджет, повышение внутреннего потребительского спроса, инновации и технологическая модернизация и многое другое. Авторы антикризисной программы в России уверены, что мировой кризис экономики скорее всего приведет  к значительному прорыву в области развития средних и малых предприятий, созданию новых компаний, а связанное с этим увеличение безработицы помимо очевидных отрицательных последствий, имеет и позитивное – у граждан появится наимощнейший стимул начать свое дело. Это же можно доказать по опыту зарубежных странах, в условиях периодических экономических кризисов, когда начинается спад потребления и производства, особо ярко видна одна из важных особенностей малого бизнеса– возможность и способность быстрой регенерации новых рабочих мест, что в той или иной степени ослабляет социальную напряженность социума.

Такими образом, можно сделать вывод, что актуальными по сей день остаются вопросы развития малого и среднего бизнеса в России ,в её регионах, определение проблем, приходящиеся решать в повседневной деятельности, а также тех, которые начали обострятся в новой экономической ситуации. В научной литературе, к сожалению, широкого освящения пока не получило влияние мирового экономического кризиса на финансовые показатели деятельности малого бизнеса, реструктуризация и обострение проблем их функционирования. Государственные органы регионального и федерального уровней разработали антикризисные программы, направленные на поддержку данного сектора экономики , но какие меры государственного влияния окажутся по-настоящему  востребованными и действенными малым бизнесом, пока не ясно.

 

 

 

Список литературы

 

 

    1. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление»/Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.
    2. Камышев Э.Н. «Малый бизнес. Пособие начинающим предпринимателям»: Томский политехнический университет, 2007. – 116 с.
    3. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. №2. С. 75.

 

    1. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат. сб./ Росстат  2007. – 151 с.

 

    1. Шамхалов Ф. И. Предпринимательство в России : Регионально-отраслевой аспект / Ф. И. Шамхалов, В. В. Котилко: Экономика, 1997.

 

    1. Петров, М. Н. Основы экономики и предпринимательства / М. Н. Петров ; СПб. : 2001. — 307 с.

 

    1. Копылов Е. А. Проблема становления малого бизнеса в России / Е. А. Копылов // Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке", 2005, c. 158 – 162

 

    1. Карпов А. Ю. Налоги как фактор, препятствующий развитию малого бизнеса / А. Ю. Карпов //Энергия молодых - экономике России: Труды Третьей областной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 23-25 апреля 2002 г. / Томский политехнический университет. Инженерно-экономический факультет; Вольное экономическое общество России. — Томск: Изд-во ТПУ, 2002.

 

    1. Резников, Леонид Михайлович. Развитие путей и форм регулирования российского малого бизнеса / Л. М. Резников. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 2004. — 216 с.

 

    1. Интернет ресурсы: www.arto.ru/small_business.html, www.mb.tomsk.ru., www.gks.ru (федеральная служба государственной статистики).

 

    1. Цурелин А. Государственная поддержка малого предпринимательства //Экономист. 2006. №12. С. 89.
    2. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. М.: Госкомстат России. 2007. С328.

 

    1. Косолапов, Александр Ильич. Малый бизнес: налогообложение по упрощенной системе /Изд-во экономико-правовой литературы : Омега-Л, 2003. — 197 с. — Гл. 26.2 Налогового кодекса РФ .

 

    1. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития : Финансы и статистика, 2003. — 192 с.

 

    1. Резников, Леонид Михайлович. Развитие путей и форм регулирования российского малого бизнеса / Л. М. Резников. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 2004. — 216 с.

 




Информация о работе Малый бизнес: основные тенденции развития