Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
Введение
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Новосибирский
государственный аграрный
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
На тему: «Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы развития»
Новосибирск
2012
Содержание
Введение
1 Малый бизнес
в современной рыночной
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом
2.1 Основные тенденции,
проблемы и перспективы
2.2 Исследование развития
и оптимизации малого
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Данную тему я считаю актуальной
для России на сегодняшний день.
Как показывает опыт развитых стран,
малое и среднее
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие,
функции малого бизнеса в
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные
тенденции малого
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Возрастание роли малого бизнеса
является необходимым условием скорейшего
перехода к зрелым рыночным отношениям,
способствующим решению острых проблем
в государстве, поэтому состояние
научной разработанности
В работе использованы труды таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [18, с 109]
Малый бизнес – это бизнес,
осуществляемый в малых формах, опирающийся
на предпринимательскую
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательская
деятельность как малый бизнес —
это предпринимательская
Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [10, с 11]
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса
наиболее динамично осваивает новые
виды продукции и рыночные «ниши»,
способствует приближению производства
товаров и услуг к потребителю,
развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса. Важными особенностями
малого предпринимательства являются
широкое использование
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [6, с 7-8] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнес играет в экономике
любой страны довольно большую роль.
Он является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту
систему отношений путем
Мелкий бизнес присутствует
во всех сферах и областях экономики.
Сегодня преимущества малого бизнеса
по сравнению с другими секторами
экономики выражены намного ярче,
чем недостатки. В этом заключается
специфика малого предпринимательства
– пробуждаться в период общего
экономического спада, решая многие
экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий
демонстрирует хорошую
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
Говоря о роли малого бизнеса,
следует подчеркнуть, что малые
предприятия – это побочная сфера
экономики. Малый бизнес ограниченно
включается в хозяйственную структуру,
конкурентную среду и в общественное
разделение труда. Причем роль его в
современной динамичной жизни неуклонно
возрастает. Как показывает опыт развитых
стран, если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит
крупным и средним компаниям,
а тесно взаимодействует с
ними, участвует в ускорении
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Так, в США предприятия
малого бизнеса, производящие около 40%
валового продукта, обеспечивают занятость
почти половины трудоспособного
населения, осваивая вдвое больше нововведений,
чем крупные фирмы. Они представляют
собой основные генераторы инновационных
процессов в промышленности, динамично
реагируя на изменение структуры
потребления. Малые фирмы активизируют
структурную перестройку
Аналогичная картина
наблюдается также в Германии,
Канаде, Великобритании, где доля
малого бизнеса в производстве
составляет 60-70%. Показательным является
также участие МБ в экспорте
продукции ведущих стран. По
оценке экспертов, доля малых
и средних фирм в промышленном
экспорте ряда развитых стран
составляет: Германии и Нидерландов
– примерно 40%, Италии – 20-25%, США
и Японии – 15%. Если же учесть
их участие в комплектации
готовой продукции, вывозимой
за рубеж крупными фирмами,
то их доля в стоимости
Информация о работе Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы развития