Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
Введение
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес
- достаточно сложное и неоднородное
образование, каждый сегмент которого
имеет свои проблемы и нуждается
в специфических моделях
Рациональное соотношение
между крупным и малым
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
Многие предприниматели
считают, что в современных условиях
малый бизнес развивать достаточно
сложно. Мировой финансовый кризис
отразился в той или иной степени
на всех сферах экономики, у людей
снизились доходы и, как следствие,
уменьшился спрос на товары и предлагаемые
услуги. Малым предприятиям приходится
прилагать большие усилия, чтобы
"остаться на плаву" и получать
доходы от своей деятельности. Правительство
Российской Федерации объявило о
том, что намерено всячески поддерживать
малый бизнес с помощью новых
законов, кредитных программ, субсидий
и льгот. Но ощущают ли эту поддержку
сами предприниматели? Как они намерены
строить свой бизнес в непростых
условиях, и какими видят перспективы
малого бизнеса? Согласно высказываниям
экспертов, представители малого предпринимательства
оценивают сложившуюся в
Программа кредитования малого
и среднего бизнеса Внешэкономбанком
вызвала большой интерес у
других кредитных организаций. Сейчас
уже 75 банков подали заявки на участие
в этой программе, а общий объём
заявок составил более 12 млрд. руб. Банки
будут получать средства на кредитование
малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели
будут платить за пользование
кредитными ресурсами несколько
больше (предполагается, что 13-14%). В
июле также вступил в силу новый
Федеральный Закон, отменяющий использование
контрольно-кассовых аппаратов для
представителей малого бизнеса, уплачивающих
единый налог на вменённый доход,
что будет способствовать снижению
издержек для предпринимателей. В
этом году были подписаны и иные
законодательные, и нормативные
акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок
малого бизнеса, и другие. Все эти
действия со стороны государства
показывают, что Программа поддержки
малого предпринимательства действует,
и государство прилагает
Становление,
Из опыта стран с
развитой рыночной экономикой известно,
как влияет на положение малого бизнеса
общее состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
-
политическая обстановка в
- состояние экономики страны;
-
политика государства в
- меры поддержки малого бизнеса;
- правовое обеспечение малого бизнеса;
- налоговая политика;
- финансово-кредитная политика;
- уровень жизни населения;
-
цивилизованность
Малый бизнес может стать
той важной основой, с помощью
которой буден осуществлен
Поддержка малого
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает
создание действенных финансово-
Если индивидуальные предприятия
в основном развиваются за счет собственных
средств, то для более крупных
предприятий малого бизнеса необходимо
финансирование, за счет привлечения
внешних источников средств. В этом
случае возникают определенные проблемы.
На получение полноценного банковского
кредита могут рассчитывать далеко
не все малые предприятия. Для
положительного решения чаще всего
требуется успешное ведение бизнеса
не менее полугода, а чаще всего 9
месяцев или год. Вложенный собственный
капитал, прозрачность бизнеса, поставленный
учет, перспективы развития, реальные
источники погашения кредита. Если
предприниматель может
В настоящее время наблюдается
положительная тенденция в
Кредитование малого
бизнеса предполагает
Большую роль в государственной
поддержке малого бизнеса должны
сыграть государственные и
Динамичное развитие малого
бизнеса обусловлено рядом
Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить,
что для организации малого бизнеса,
как правило, не требуется крупных
вложений в основные средства. Это
преимущество привлекает многих начинающих
предпринимателей и положительно сказывается
на себестоимости выпускаемой
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и Зарубежом
2.1 Основные тенденции,
проблемы и перспективы
В реформировании российской
экономики еще со времен перестройки
и перехода отечественной экономики
в рыночные условия малые предприниматели
взяли на себя роль создателя почвы
для новой системы
Информация о работе Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы развития