Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития города, соответственно, развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений в деятельности Администрации города.
Цель работы – выявление роли малого предпринимательства в обществе.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предметом исследования является организационное и экономическое управление развитием малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Малое предпринимательство: сущность и роль в социально–экономическом развитии муниципального образования 4
1.2 Организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ 8
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УСТЬ–КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 23
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в г. Усть–Катав. Анализ городской целевой программы развития малого предпринимательства 23
2.2 Выявленные проблемы поддержки малого предпринимательства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в современной экономике.docx

— 350.27 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития города, соответственно, развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений в деятельности Администрации города.

Цель работы – выявление роли малого предпринимательства в обществе.

Объектом исследования является малое предпринимательство.

Предметом исследования является организационное и экономическое управление развитием малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть сущность малого предпринимательства и его роль в социально–экономическом развитии муниципального образования и проанализировать нормативно–правовое регулирование малого предпринимательства в современной РФ .
  2. Выявить организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ.
  3. Выявить проблемы поддержки малого предпринимательства.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых–экономистов и практиков в области государственного и муниципального управления, рыночной экономики и предпринимательской деятельности. Нормативно–правовой базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, отдельные решения местных органов власти Усть–Катава, регулирующие вопросы малого предпринимательства.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

    1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    1. Малое предпринимательство: сущность и роль в социально–экономическом развитии муниципального образования

 

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям1.

Малый бизнес – сектор российской экономики, который появился и начал развиваться с началом рыночных реформ. На первом этапе своего развития – в начале 1990–х гг. формирование и развитие малого бизнеса происходило бурными темпами, что объясняется тем фактом, что малые предприятия заполняли многочисленные рыночные ниши, образовавшиеся после начала либерализации и реструктуризации в экономике. Наличие высокого спроса было достаточно сильным фактором для развития малого бизнеса, и неразвитость институциональной среды не играла большой роли. К середине 90–х годов выпуск малых предприятий составлял уже более 10% ВВП, на таком же уровне была и занятость на малых предприятиях. Количество малых предприятий в 1994 году составило 896 тыс., что означало существенный рост.

Это было существенным прогрессом, поскольку малые предприятия начали создаваться только с началом рыночных реформ (а плановая советская экономика была ориентирована на крупные предприятия). В этот период малые предприятия практически не испытывали ограничений в своем развитии, связанных со спросом, конкуренцией со стороны крупных производителей, неразвитостью инфраструктуры, несовершенством институтов.

Такой процесс, как известно, свойственен не только для России. Рост малого бизнеса отмечен во всех переходных экономиках на начальной стадии либерализации и создания рыночных институтов. Это отмечено различными исследователями как в теоретических работах, так и в обзорах исследовательских организаций2.

Однако ко второй половине 1990–х годов большинство рыночных ниш уже было заполнено, ограничения на развитие стали более жесткими и развитие малого бизнеса в стране резко замедлилось. Более того, как показывают данные, после 1997 года доля малого бизнеса в ВВП стала падать.

Малый бизнес играет важную роль в (развитых) рыночных экономиках. Его роль в переходных экономиках еще более важная.

  • Малый бизнес наиболее близок к «классическим» представлениям о рынке. Сектор малого бизнеса не монополизирован, к нему в наибольшей степени относится предположение о полной информации. Таким образом, именно в секторе малого бизнеса наиболее полно реализуются все преимущества рыночной системы.
  • В переходных экономиках развитие малого бизнеса важно, поскольку в процессе трансформации изменяется структура экономики, высвобождается большое количество ресурсов. Малый бизнес способен поглотить (абсорбировать) освобождающиеся ресурсы, тем самым смягчая как проблему незанятости (в частности, проблему безработицы), так и смягчая структурный спад, заполняя образующиеся ниши.
  • Малый бизнес быстрее всего реагирует на изменения в запросах потребителей. Предприятия малого бизнеса наиболее восприимчивы к новым технологиям.
  • Развитие сектора малого бизнеса, как было отмечено выше, важно также и для развития рыночных институтов, формирования конкурентной среды.

Развитие малого бизнеса является важным для экономики РФ в силу следующих причин:

  • развитие малого бизнеса создает рабочие места и обеспечивает доход для значительной части населения (около 10% то экономически активного населения в среднем по России, по регионам этот показатель варьируется от менее 1% до 26%);
  • малые предприятия занимают свою рыночную нишу и обеспечивают производство значительного количества как промежуточных так и потребительских товаров3;
  • развитие малого бизнеса способствует формированию «среднего класса», что является важным для обеспечения стабильного спроса в экономике и поддержания высоких темпов экономического роста; сильный и многочисленный средний класс является важным фактором, противодействующим политическому экстремизму.

Доля малого бизнеса в экономике России значительно меньше, чем в развитых странах; развитие малого бизнеса в России также отстает от наиболее успешных стран с переходной экономикой (Венгрия, Чехия)4.

В России малый бизнес развит недостаточно. Об этом свидетельствует незначительная (по сравнению с переходными экономиками Восточной Европы – «успешными реформаторами» и развитыми странами) доля малого бизнеса в общем выпуске и общей занятости. Малый бизнес не имеет большого политического веса и соответственно не имеет возможности лоббировать свои интересы в органах власти. С другой стороны, он все же создает конкуренцию крупным предприятиям как на рынке труда, так и на рынках сбыта продукции. Однако, крупные предприятия способны лоббировать свои интересы в органах власти (причем эти интересы не всегда совпадают с общественным оптимумом). Таким образом, зачастую принимаются решения, которые не являются эффективными с экономической точки зрения. Эти решения также часто напрямую противодействуют процессу создания рыночной инфраструктуры. Местные органы власти заинтересованы в поддержке крупных налогоплательщиков, поэтому в регионах создается среда, благоприятная для развития крупного бизнеса и неблагоприятная для малого бизнеса.

Существует несколько факторов ограничения отнесения предприятий к малым. Данные факторы представлены на рисунке.

Рисунок 1.1 – Факторы ограничения отнесения предприятий к малым

Рассмотрим эти факторы более подробно.

  1. Ограничение по статусу.

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

  1. Ограничение по численности работников

К малому бизнесу относятся малые и микропредприятия. Число постоянных работников не должно превышать 250 человек5.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
  1. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия – 60 млн рублей;
  • малые предприятия – 400 млн рублей;
  • средние предприятия – 1000 млн. рублей6.
    1. Организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ

 

На основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» можно выделить 2 главных направления содействия органов местного самоуправления развитию малого и среднего предпринимательства:

  • прямая поддержка малого предпринимательства;
  • оказание субъектам малого предпринимательства содействия в иных формах (косвенная поддержка).

Рассмотрим прямую поддержку органов местного самоуправления субъектов малого предпринимательства.

Рисунок 1.2 – Формы муниципальной поддержки малого бизнеса

Поддержка малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления подразумевает реализацию непосредственно органами местного самоуправления мероприятий, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание конкретной прямой помощи со стороны органов местного самоуправления. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» различает следующие возможные формы такой поддержки (п. 1 ст. 16):

К иной поддержке относится:

  • поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Финансовая поддержка – предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме (ст. 17):

  • субсидий (в соответствии со ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ);
  • бюджетных инвестиций (в соответствии со ст. 79, 80 Бюджетного кодекса РФ);
  • государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам (в соответствии со 110.2, 115 – 115.2, 117 Бюджетного кодекса РФ).

Следует обратить внимание, что закон предусматривает финансовую помощь лишь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, а к последним относятся специально созданные для этих целей или привлеченные на основе муниципального заказа организации, а не любые (например, обычные коммерческие банки, реализующие программы кредитования малого бизнеса)7.

Имущественная поддержка, согласно ст. 18 закона, выражается в передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Консультационная поддержка может включать (ст. 20 закона):

  • создание организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • компенсацию затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг (в виде предоставления бюджетных субсидий; порядок должен быть определен муниципальными правовыми актами). Закон не указывает, что речь идет о консультационных услугах, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и дает возможность широкого толкования, включая оказание услуг иными субъектами (юридическими консультациями, частными специалистами на основе договоров, адвокатами и т.д.). Это может привести к негативным последствиям. Поэтому уточнение условий получения компенсаций, если таковые будут предусматриваться, необходимо производить на местном уровне, непосредственно в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства.

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по своему характеру является организационно–методической помощью и может включать, согласно ст. 21 закона:

  • разработку примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе муниципальных образовательных стандартов;
  • создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;  для этого может быть утвержден перечень целевых групп граждан, нуждающихся в подготовке, повышении квалификации и переподготовке;  создание таких условий может выражаться в организации лекций, стажировок, семинаров, курсов повышения квалификации или переподготовки в муниципальных образовательных учреждениях, а также в виде предоставления сертификатов с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;
  • учебно–методологической, научно–методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Это направление может реализовываться, в частности, путем размещения муниципального заказа на оказание образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, а также путем софинансирования (субсидирования) обучения специалистов для малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике