Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития города, соответственно, развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений в деятельности Администрации города.
Цель работы – выявление роли малого предпринимательства в обществе.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предметом исследования является организационное и экономическое управление развитием малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Малое предпринимательство: сущность и роль в социально–экономическом развитии муниципального образования 4
1.2 Организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ 8
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УСТЬ–КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 23
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в г. Усть–Катав. Анализ городской целевой программы развития малого предпринимательства 23
2.2 Выявленные проблемы поддержки малого предпринимательства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в современной экономике.docx

— 350.27 Кб (Скачать файл)

Поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22 закона) подразумевает мероприятия различного (организационного, имущественного и другого) характера, облегчающие субъектам малого и среднего предпринимательства деятельность именно в этих сферах.

Оказание поддержки в области ремесленной деятельности (ст. 23 закона) может осуществляться в финансовых, имущественных, консультационных и прочих формах. В организационном плане такая поддержка может включать создание специализированных организаций, таких, как палаты ремесел, центры ремесел.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24 закона), подразумевает помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на рынки иностранных государств. Это может выражаться, например, в: создании благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности; создании специализированных организаций по поддержке таких субъектов малого и среднего предпринимательства8.

Такая помощь может быть сопряжена с сотрудничеством с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. с заключением взаимовыгодных для всех сторон договоров.

Помощь может выражаться как в организационных, методических мероприятиях, так и в субсидиарном финансировании расходов, связанных с организацией экспорта, – по кредитам, по оформлению документов (лицензий, справок, сертификатов), по арендной плате, по перевозке продукции и т.п.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в заявительном порядке. Право на предоставление поддержки связано с подтверждением статуса субъектов малого и среднего предпринимательства (по критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») и с соответствием критериям, указанным в муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства для соответствующих форм поддержки.

Закон устанавливает принцип открытости процедур оказания поддержки и равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к поддержке. Поэтому непосредственно в законе закреплен исчерпывающий перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может оказываться поддержка:

  1. кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
  2. участники соглашений о разделе продукции;
  3. осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  4. нерезиденты РФ.

Субъекты малого предпринимательства, по которым принято положительное решение о получении муниципальной поддержки, должны быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки, который ведется органами местного самоуправления.

Далее рассмотрим оказание органами местного самоуправления содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в иных формах (косвенная поддержка).

Содействие, оказываемое органами местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть не связано с мерами прямой поддержки их деятельности, а носить более общий характер и выражаться, например, в:

  • создании координационных и совещательных органов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
  • содействие созданию и взаимодействие со специализированными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • размещение муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • организация и проведение выставочно–ярмарочных мероприятий;

Организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства – коммерческие и некоммерческие организации, в совокупности образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • центры и агентства по развитию предпринимательства;
  • муниципальные фонды поддержки предпринимательства;
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • технопарки;
  • научные парки;
  • инновационно–технологические центры;
  • бизнес–инкубаторы;
  • палаты и центры ремесел;
  • центры поддержки субподряда;
  • маркетинговые и учебно–деловые центры;
  • агентства по поддержке экспорта товаров;
  • лизинговые компании;
  • консультационные центры;
  • другие подобные организации9.

Одним из наиболее действенных форм косвенной помощи органов местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства является помощь в преодолении «административных барьеров» – в первую очередь, ускорение, облегчение и придание большей прозрачности процедурам принятия административных решений.

Эта проблема связана с тем, что органы местного самоуправления осуществляют властное воздействие насубъектов малого и среднего предпринимательства в различных формах:

  • нормативно–правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов;
  • принятие индивидуально–властных правоприменительных решений в отношении хозяйствующих субъектов;
  • контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Конкретное содержание такого воздействия, полномочия органов местного самоуправления в отношении субъектом малого и среднего предпринимательства всецело связаны с их полномочиями в рамках решения тех или иных вопросов местного значения и регулируется различными отраслевыми законами и иными нормативными правовыми актами. Каких–либо специальных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства или вообще хозяйствующих субъектов у органов местного самоуправления нет. Поэтому составить сколько–нибудь полный перечень административных полномочий органов местного самоуправления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не представляет возможным. Это зависит от сферы, в которой действует субъект малого и среднего предпринимательства (транспортное обслуживание, бытовое обслуживание, общественное питание, торговля, строительство, услуги в сфере недвижимости, здравоохранение, жилищно–коммунальное хозяйство и т.д.).

По данным исследований, именно затягивание решения вопроса, коррупция при принятии решений, множество инстанций и требуемых документов и т.п. обстоятельства, возникающие при принятии административных решений со стороны органов власти, и в значительной мере именно органов местного самоуправления, представляют наибольшую сложность для субъектов малого и среднего предпринимательства. Дело в том, что именно органы местного самоуправления уполномочены принимать такие властные решения, как:

  • установление тарифов на жилищно–коммунальные услуги;
  • установление правил торговли;
  • выделение мест под торговые площади, для размещения объектов мелкорозничной торговой сети;
  • лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (в случае передачи этого полномочия субъектами РФ);
  • предоставление земельных участков для строительства, в аренду и т.д. (как по муниципальным земельным участкам, так и по государственным, поскольку до разграничения государственной собственности на землю управление землями по общему правилу возложено на органы местного самоуправления);
  • предоставление нежилых помещений из муниципального фонда;
  • решение вопросов о переводе жилых помещений в нежилые независимо от формы собственности;
  • выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию;
  • выдача разрешений на размещение объектов наружной рекламы;
  • согласование графиков движения маршрутных транспортных средств;
  • контроль и надзор в различных сферах (пожарная безопасность, землепользование, архитектура и строительство и пр.).

Главными направлениями работы в этом направлении могут стать, в частности:

  1. упорядочение административных процедур:
  • разработка административных регламентов, стандартов оказания муниципальных услуг (с использованием опыта разработки аналогичных документов на федеральном и региональном уровнях);
  • установление четких сроков и алгоритма принятия решения;
  • опубликование и общедоступность сведений о порядке принятия решений;
  1. внедрение системы «одного окна», при которой лицо подает все документы на принятие решений один раз и прохождение промежуточных стадий осуществляется без его участия, в порядке межведомственного взаимодействия;
  1. создание центров сбора информации о допущенных нарушениях («горячих линий», межведомственных комиссий, проводящих расследования по фактам жалоб и т.п.);
  2. введение дистанционных способов обращения и отслеживания прохождения обращения.

Актуальным современным направлением является формирование «антирейдерских комиссий» – межведомственных комиссий с участием общественных структур, целью которых является содействие предпринимателям в борьбе с незаконными требованиями и действиями прежде всего муниципальных контрольных органов, поскольку коррупция, вымогательство взяток и взяточничество, использование контрольных полномочий как инструмента давления на предпринимателей и устранения конкуренции при проведении законных по форме проверок являются одним из самых труднопреодолимых и распространенных «административных барьеров», которые отмечают и сами предприниматели, по данным различных исследований. В состав комиссии целеесобразно включать представителей МВД, прокуратуры, налоговой службы, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, Федеральной регистрационной службы, службы по финансовым рынкам, органов местного самоуправления, организаций по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории.

Совокупность форм, методов и направлений поддержки малого предпринимательства представляет собой единый комплекс поддержки.

Рисунок 1.3 – Комплекс мероприятий поддержки малого предпринимательства

Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления подразумевает реализацию непосредственно органами местного самоуправления мероприятий, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание конкретной прямой помощи со стороны органов местного самоуправления. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» различает следующие возможные формы такой поддержки  финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная поддержка; консультационная поддержка и другие виды поддержки.

В условиях ограниченности ресурсов особую актуальность приобретает, естественно, финансовая поддержка – предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме субсидий, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий по их обязательствам10.

 

Вывод по главе первой

 

Первая глава работы представляет собой анализ теоретических и нормативно–правовых основ деятельности субъектов малого предпринимательства.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Малый бизнес играет важную роль в (развитых) рыночных экономиках. Его роль в переходных экономиках еще более важная.

В России малый бизнес развит недостаточно. Об этом свидетельствует незначительная (по сравнению с переходными экономиками Восточной Европы – «успешными реформаторами» и развитыми странами) доля малого бизнеса в общем выпуске и общей занятости. Малый бизнес не имеет большого политического веса и соответственно не имеет возможности лоббировать свои интересы в органах власти. С другой стороны, он все же создает конкуренцию крупным предприятиям как на рынке труда, так и на рынках сбыта продукции. Однако, крупные предприятия способны лоббировать свои интересы в органах власти (причем эти интересы не всегда совпадают с общественным оптимумом). Таким образом, зачастую принимаются решения, которые не являются эффективными с экономической точки зрения. Эти решения также часто напрямую противодействуют процессу создания рыночной инфраструктуры. Местные органы власти заинтересованы в поддержке крупных налогоплательщиков, поэтому в регионах создается среда, благоприятная для развития крупного бизнеса и неблагоприятная для малого бизнеса.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормативное регулирование развития малого предпринимательства призвано формировать в общественном сознании понимание созидательной роли предпринимательства как источника материальных благ общества и его граждан, в котором стратегия налогообложения должна быть направлена на легализацию доходов, а не на фискальный контроль.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике