Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития города, соответственно, развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений в деятельности Администрации города.
Цель работы – выявление роли малого предпринимательства в обществе.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предметом исследования является организационное и экономическое управление развитием малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Малое предпринимательство: сущность и роль в социально–экономическом развитии муниципального образования 4
1.2 Организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ 8
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УСТЬ–КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 23
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в г. Усть–Катав. Анализ городской целевой программы развития малого предпринимательства 23
2.2 Выявленные проблемы поддержки малого предпринимательства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в современной экономике.docx

— 350.27 Кб (Скачать файл)

На основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» можно выделить 2 главных направления содействия органов местного самоуправления развитию малого и среднего предпринимательства: прямая поддержка малого предпринимательства и оказание субъектам малого предпринимательства содействия в иных формах (косвенная поддержка).

Рассмотрим прямую поддержку органов местного самоуправления субъектов малого предпринимательства.

Поддержка малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления подразумевает реализацию непосредственно органами местного самоуправления мероприятий, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание конкретной прямой помощи со стороны органов местного самоуправления. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» различает следующие возможные формы такой поддержки  (п. 1 ст. 16):

  • финансовая;
  • имущественная;
  • информационная;
  • консультационная;
  • поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников
  • иная форма поддержки.

В условиях ограниченности ресурсов особую актуальность приобретает, естественно, финансовая поддержка – предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме субсидий, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий по их обязательствам. Однако другие виды поддержки являются не менее важными и необходимыми.

Государственная поддержка малого предпринимательства должна быть нацелена на выполнение ряда задач, к которым относятся:

  • обеспечение занятости;
  • создание новых и сохранение рабочих мест;
  • социальное демпфирование;
  • рост доходов населения;
  • инновационность;
  • обеспечение конкурентоспособности [1].

В качестве преимуществ развития поддержки малого бизнеса в субъектах Российской Федерации можно выделить следующие:

1. Малый бизнес  как сектор региональной экономики  выигрывает от потенциальной  возможности получения кредитных  ресурсов. Поручительства, предоставляемые  гарантийными фондами, способствуют  формированию положительной кредитной  истории субъектов малого предпринимательства. Последующие кредиты этим клиентам  банки могут предоставлять уже  без участия гаранта, хотя ранее  получение кредита без обеспечения  гарантийного фонда было бы  невозможным.

2. Созданная  за счет бюджетных средств  самостоятельная структура призвана  не просто реализовать на практике  четко определенные для нее  учредителем задачи, но зачастую  является и самоокупаемой организацией.

3. Деятельность  гарантийного фонда осуществляется  с использованием принципа мультипликатора  капитала, т.е. небольшие инвестиции  в капитал такой структуры  способствуют получению субъектами  малого предпринимательства кредитов  на гораздо большую сумму, чем  размер гарантийного капитала, которым  фонд располагаетhttp://www.creativeconomy.ru/articles/10061/ – _ftn3. Данный аспект особо актуален в условиях дефицитности большинства региональных бюджетов. Кроме того, объем средств гарантийного фонда представляет собой величину, которая поддается достаточно точному прогнозированию, что позволяет при выработке программных мероприятий по поддержке малого бизнеса исходить из реального объема финансовых ресурсов и включать в программу только наиболее значимые мероприятия.

4. Гарантийные  фонды способствуют расширению  клиентской базы банков. Региональный  банковский сектор имеет возможность  надежно разместить активы. Предоставляя  обеспечение, гарантийные фонды  выносят банковские риски невозврата  кредитов субъектами малого бизнеса  за пределы банка, что в условиях  низкого уровня развития банковского  сектора в регионах особо актуально. Гарантии дают банкам возможность  изменить структуру активов –  перевести денежные средства  из финансово–кредитной сферы в сектор реальной экономики конкретного региона.

 

    1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УСТЬ–КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

    1. Современное состояние малого предпринимательства в г. Усть–Катав. Анализ городской целевой программы развития малого предпринимательства

 

Основными направлениями поддержки на уровне органов местного самоуправления являются:

  1. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства.
  2. Развитие системы финансово–кредитной поддержки малого предпринимательства – обеспечение условий получения предпринимателями доступных и дешёвых финансовых ресурсов.
  3. Информационная поддержка и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в области.
  4. Укрепление системы подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса.

В 2013 году в качестве приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства определены:

    1. Оказание финансовой поддержки в виде предоставления субсидий по оплате кредитов, привлеченных с целью осуществления капитальных вложений, и лизинговых платежей.
    2. Предоставление информационно–консультационной поддержки, в том числе проведение двухнедельных обучающих семинаров для начинающих предпринимателей.
    3. Поддержка молодежного предпринимательства, в том числе проведение конкурса на лучший молодежный предпринимательский проект для участников в возрасте до 35 лет.
    4. Пропаганда среди субъектов малого и среднего предпринимательства специального режима налогообложения – УСН на основе патента, 90% поступлений которого планируется к зачислению в местный бюджет, и Сплошной переписи малого и среднего бизнеса.

По состоянию на 30.10.2013 г. в Усть–Катавском городском округе малый и средний бизнес представлен в количестве 6244 организации. Структура малого и среднего бизнеса представлена на рисунке.

Рисунок 2.2 – Структура малого и среднего бизнеса за 2013 г.

По видам деятельности малый и средний бизнес Усть–Катавского городского округа охватывает практически все отрасли экономики, но наибольшее количество их по–прежнему остается в сфере торговли.

На рисунке представлено распределение численности малых предприятий по видам деятельности.

Рисунок 2.3 – Распределение численности малых предприятий по видам деятельности за 2013 г.

Основной задачей предпринимательства Усть–Катавского городского округа является обеспечение занятости и самозанятости населения. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 21,8 тыс. человек, (что составляет 24% от численности занятых в экономике округа), увеличившись по сравнению с 2010 годом на 7,3%.

Оборот малых и средних предприятий с 2010 года увеличился на 79,9% (в действующих ценах) и составил в 2013 году 34256,41 млн. руб. Наибольший вклад в формировании оборота организаций вносят малые и средние предприятия в сфере торговли, обрабатывающем производстве, строительстве.

Можно отметить небольшое количество получателей поддержки от Администрации Усть–Катавского городского округа. Всего за 2013 год получило поддержку 13 предпринимателей, при этом часть из них нарушила порядок и условия предоставления поддержки (в том числе о нецелевом использовании средств поддержки).

В рамках реализации имущественной поддержки в Усть–Катавском городском округе:

  • был утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в собственности Усть–Катавского городского округа, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества, который предусматривает реализацию преимущественного права выкупа помещений субъектами малого и среднего предпринимательства – добросовестными арендаторами.

За 1 полугодие2013 г. Поступило 66 заявок о намерении приватизировать арендуемое имущество. Заявки на 31 объект находятся на рассмотрении; по 51 объекту приняты положительные решения о приватизации имущества, из них 20 объектов выкуплены (заключены договоры купли–продажи).

В приватизации муниципального имущества отказано по 15 объектам по следующим причинам:

  • по 12 объектам отказано в отчуждении так как это объекты социального назначения, жизненно важные для Округа;
  • по 1 объекту – доля муниципалитета в Уставном капитале составляет более 25%;
  • по 2 объектам – ненадлежащая уплата арендных платежей.

Следует отметить очень низкий уровень информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в Усть–Катавском городском округе.

В таблице представлены мероприятия информационной поддержки малого бизнеса, проводимые в 2013 году.

Таблица 2.1 – Мероприятия информационной поддержки малого бизнеса за 2013 г

Проведено мероприятий для СМСП (с указанием тематики и количества участников) всего,

1

в том числе:

съездов

 

конференций

 

совещаний

 

«круглых столов»

 

семинаров

 

выставок, ярмарок

 

конкурсов

 

телемостов

1


 

Как видно из таблицы, в городе не развита информационная форма поддержки малого бизнеса.

Количество публикаций в СМИ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в 2013 году – 11. Это довольно низкое число для такого города, как Усть–Катав.

Поддержка малого и среднего бизнеса реализуется в рамках областной целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

В ходе реализации поставленных задач по приоритетным направлениям работы правительством области приняты следующие меры:

  1. Финансовая поддержка предпринимательской деятельности в Усть–Катаве осуществляется в следующих формах:
  • В виде компенсации предпринимателю части процентной ставки (до 50%) по банковскому кредиту полученному на финансирование капитальных вложений для осуществления приоритетных направлений предпринимательской деятельности (производство, сельское хозяйство, инновационная деятельность).
  • В виде компенсации части расходов предпринимателей (до 50%) на участие в выставках за пределами области, с целью расширения рынка сбыта выпускаемой продукции.
  • Уже около 10 лет, с 2003 года, введена такая форма, как обеспечение государственной гарантии по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства.

Финансовая поддержка предпринимательства в г. Усть–Катав осуществляется при условии участия самого предпринимателя в финансировании расходов не менее 50% и использовании в качестве инвестиций банковского капитала.

На рисунке представлена динамика средств, выделяемых на оказание финансовой поддержки малому бизнесу Усть–Катава.

Рисунок 2.4 – Средства, выделяемые на оказание финансовой поддержки малому бизнесу Усть–Катава за 2013 г.

  1. Информационная поддержка предпринимательства.
  • С целью обеспечения единообразной информационной и консультационной поддержки предпринимательства на территории области, во всех муниципальных образованиях области создана компьютеризированная сеть информационно–консультационных центров (далее ИКЦ). Сотрудники ИКЦ являются муниципальными служащими и оказывают консультационные услуги (правовые, экономические и бухгалтерские консультации) субъектам малого предпринимательства на безвозмездной основе.
  • Правительством области создан сайт поддержки малого предпринимательства в сети Интернет на котором оперативно публикуется вся необходимая предпринимателю информация об изменениях законодательства, формах поддержки предпринимательства, выставочных мероприятиях и пр. Комитетом по экономике области ежемесячно выпускается и распространяется среди предпринимателей бесплатный информационный сборник «Мир делового человека».
  • Для организации взаимодействия малого и крупного бизнеса, Правительством области была создана тендерная площадка, на которой крупные предприятия размещают заявки на приобретение товарно–материальных ценностей, а субъекты малого предпринимательства вносят свои коммерческие предложения на конкурсной основе. Доступ к участию субъектов малого предпринимательства в тендере осуществляется бесплатно, в том числе и через Интернет без непосредственного участия заявителя.
  • Субъектам малого предпринимательства в области предоставлено преимущественное право для участия в исполнении областного заказа. При прочих равных условиях предпочтение на конкурсах отдаётся малым предприятиям.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике