Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие форм стоимости;
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать характеристику классической теории стоимости;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
1.1 Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
1.2 Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
1.3 Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
1.4 Денежная форма меновой стоимости………………………………23
2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
3. Общественные формы стоимости………………………………………32
3.1 Трудовая теория стоимости…………………………………………32
3.2 Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
3.3 Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

К - Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  транспорта и связи Украины

________________

Государственный департамент по вопросам связи и  информации

Одесская  национальная академия связи им. А. С. Попова

___________________________________________________________

 

Кафедра Экономической  теории

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

“Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма”

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса группы МО-1.3.01

                            Института экономики и менеджмента

                 Грабазей Максим Валерьевич 

                                                

                                                  Проверил:

 

 

 

Одесса 2009

 

       Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
    1. Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
    2. Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
    3. Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
    4. Денежная форма меновой стоимости………………………………23
  2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
  3. Общественные формы стоимости………………………………………32
    1. Трудовая теория стоимости…………………………………………32
    2. Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
    3. Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
  4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53

Заключение…………………………………………………………………..57

Список литературы………………………………………………………….60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       На всем протяжении истории экономических учений стоимость являлась для различных теоретических направлений экономической мысли основополагающей. Именно особенности ее осмысления предопределяли расхождения в научных позициях подавляющего большинства ученых-экономистов, в том числе тех, с чьими именами ныне связывают лучшие достижения классической политической экономии.

        Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения.

        Поскольку стоимость товара не является его вещественным свойством, а выступает как специфически общественное, то и обнаружится она может лишь в отношении одного товара к другому, т. е. в меновой стоимости. Пока товар не вступит в меновое отношение с другим товаром, его стоимость остается скрытой. Единственно возможный способ выражения стоимости товара и измерения ее величины — приравнивание товаров друг к другу в процессе обмена. Этот способ выражения стоимости называется меновой стоимостью.

       Меновая стоимость выступает как определенное отношение по крайней мере двух обмениваемых товаров, например, товара А и товара В. В этом отношении каждый из этих товаров выполняет особую роль. Например товар А, выражает свою стоимость в другом товаре, а именно в товаре В. Товар, выражающий свою стоимость через посредство другого товара, находится в относительной форме стоимости. В свою очередь другой товар, а именно товар В, выступает как средство, как материал для выражения стоимости товара А. Этот товар выступает в форме эквивалента, то есть чего-то равнозначного товару А. Выполняя эту роль, товар В становится А-подобным, иначе говоря стоимость товара А  принимает вид товара В, поскольку в данном случае стоимость товара А никаким другим способом выражена быть не может.

     На основе меновой формы экономисты-теоретики создали две прямо противоположные формы стоимости.

  1. Относительная форма стоимости

Товар, находящийся  в относительной форме стоимости, характеризуется тем, что он выражает свою стоимость в другом товаре, отличном от него своей потребительной стоимостью. Это отношение одного товара  к другому, отличному от него, и образует содержание относительной формы стоимости.

  1. Эквивалентная форма стоимости

           Товар выступает как средство, как материал для выражения стоимости другого товара, а именно товара, находящегося в относительной форме стоимости. Впоследствии разнообразие всеобщих эквивалентов стало препятствовать дальнейшему развитию обмена. Постепенно  роль  всеобщего  эквивалента переходит к металлам – меди,  железу, а затем и к благородным металлам – серебру и золоту. Вследствие этого возникла новая, денежная форма стоимости, которая повсеместно и надолго закрепилась за золотом. Так в процессе исторического развития обмена и формы стоимости возникли деньги.

                Изначально товары, находящиеся  в относительной и эквивалентной  форме стоимости, обменивались  в простой, единичной или случайной  форме стоимости, таившей в себе сущность всех известных форм стоимости, в том числе и самой развитой – денежной формы.

Простая форма  стоимости подразумевает  наличие  только двух типов товара. Одним из них является товар, находящийся в поиске выражения своей стоимости, на другом — товар, который служит ему материалом для выражения своей стоимости.  Затем в более сложной форме стоимости, возникшей вследствие нового этапа общественного разделения труда, то есть полной или развернутой форме стоимости. При этой  форме стоимости товару, выражающему свою стоимость, противостоят в качестве эквивалентов товары не одного, а множества видов, то есть на этой стадии развития обмена предметами обмена являются уже не единичные, а многочисленные виды продуктов труда. Дальнейшее  развитие  общественного разделения  труда и обмена привело к тому, что из общей товарной массы выделяется определенный товар, потребительная стоимость которого стала выполнять функцию всеобщего эквивалента. Этой ступени развития обмена соответствует всеобщая форма стоимости. Всеобщая относительная форма стоимости придаёт исключённому из этого мира товару-эквиваленту характер всеобщего эквивалента. После всеобщей возникла денежная форма стоимости, в следствии закрепления функции эквивалента за золотом.

           Денежная форма стоимости отличается от всеобщей только тем, что при ней всем товарам противостоит такой особый товар, который прочно и надолго завоевал монополию на роль всеобщего эквивалента. Такой особый товар мы называем денежным товаром, или просто деньгами.

                 Не менее сложным есть понятие  товарного фетишизма, поскольку  оно является наиболее глубинной  особенностью товарного производства.  Суть этой особенности заключается  в том, что отношения между  товаропроизводителями на поверхности  общества выступают не как  непосредственные отношения людей,  а как отношения между вещами, т. е. носят вещный характер. Это приводит к тому, что развитая  рыночная система отношений выступает  как фетишистская система. Само  же явление товарного фетишизма  – это присущее товарному производству  противоречие между частным и  общественным трудом. Товарный фетишизм  состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Товарный фетишизм  — явление историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. В товарном фетишизме необходимо различать объективную и субъективную его стороны. Товарно-денежные отношения, будучи формой выражения отношений между товаропроизводителями, субъективно отражаются в их сознании в виде представления о якобы сверхъестественных свойствах вещей. Подобно тому как религиозные люди приписывают сверхъестественную силу сделанным ими же самими изображениям бога, так и товаропроизводители в условиях частной собственности на средства производства приписывают товарам и деньгам сверхъестественные свойства. Объективные связи между товаропроизводителями, осуществляемые посредством движения вещей, создают у них иллюзию, будто отношения людей на деле представляют собой отношения между вещами.

     Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский характер товарного мира порождается... своеобразным общественным характером труда, производящего товары».

     Помимо меновой  стоимости имеет  место трудовая теория стоимости

     Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные  продукты рыночного обмена имеют  одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке  они приравниваются друг к  другу в определенной меновой  пропорции. 

2. Стоимость  товаров создается общественным  трудом производителей. Этот труд  является общественным потому, что  изготовитель рыночного продукта  создает его для других. Стало  быть, стоимость - воплощенный в  товаре общественный труд. А равенство  продуктов по их стоимости  означает, что в них заключено  одинаковое количество труда.   

Наиболее  глубоко трудовая теория стоимости  была исследована К. Марксом.

Однако, несмотря на относительно большое  количество работ по данной проблеме, ни одна из них не предусматривала  комплексного историко-экономического анализа взаимозависимости меновой  стоимости от товарного фетишизма  с точки зрения экономической  теории. Поэтому понимание зависимости  меновой стоимости  от товарного  фетишизма имеет несомненно важное значение для совершенствования  современных знаний по теоретической  экономике и истории экономической  мысли.

Цель  курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны  товарного фетишизма.

В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  историческое развитие форм стоимости;

- охарактеризовать  сущность товарного фетишизма;

- охарактеризовать  общественные формы стоимости;

- дать  характеристику классической теории  стоимости;

Объектом  исследования является развитие меновой  стоимости как центральной научной  проблемы в сочинениях лидеров основных теоретических школ и направлений  экономической мысли.

 

Предмет исследования составили общественные формы стоимости и товарный фетишизм.

 

1 Меновая форма стоимости

Стоимость товара не содержит в себе ни одного атома вещества природы. Осматривая,  ощупывая, прослушивая и подвергая товар всяческим анализам (физическим, химическим, биологическим), мы не обнаржим его стоимость , он как стоимость безмолвен. Это объясняется тем, что стоимость не вещественное свойство товара, а общественное. Поскольку стоимость товара не является его вещественным свойством, а выступает как специфически общественное, то и обнаружится она может лишь в отношении одного товара к другому, то есть в меновой стоимости. Меновая стоимость выступает как определенное отношение по крайней мере двух обмениваемых товаров, например, товара А и товара В. В этом отношении каждый из этих товаров выполняет особую роль. Например товар А, выражает свою стоимость в другом товаре, а именно в товаре В. Товар, выражающий свою стоимость через посредство другого товара, находится в относительной форме стоимости. В свою очередь другой товар, а именно товар В, выступает как средство, как материал для выражения стоимости товара А. Этот товар выступает в форме эквивалента, то есть чего-то равнозначного товару А. Выполняя эту роль, товар В становится А-подобным, иначе говоря стоимость товара А  принимает вид товара В, поскольку в данном случае стоимость товара А никаким другим способом выражена быть не может.

Таким образом, товар, находящийся в относительной  форме стоимости, характеризуется  тем, что он выражает свою стоимость  в другом товаре, отличном от него своей  потребительной стоимостью. Это отношение  товара А к другому, отличному от него товару, и образует содержание относительной формы стоимости.

Товар-эквивалент обладает 4-мя свойствами:

1. первая особенность состоит в том, что потребительная стоимость товара-эквивалента становится формой выражения стоимости товара, находящегося в относительной форме стоимости. Это значит, что товар А, выражая свою стоимость в товаре В, принимает вид товара В. Если, например, 1 мешок зерна обменивается на пару сапог, то, в этом случае, стоимость зерна принимает форму потребительной стоимости сапог и, таким образом, обнаруживает себя как стоимость;

2. вторая особенность эквивалента определяется следующим образом: конкретный труд, воплощенный в товаре-эквиваленте, в нашем примере труд сапожника, является формой выражения абстрактного труда, воплощенного в товаре, находящемся в относительной форме стоимости. Иначе говоря, конкретный труд сапожника выступает как форма выражения абстрактного труда, то есть человеческого труда вообще, заключенного в зерне;

3. третья особенность заключается в том, что частный труд, овеществленный в товаре-эквиваленте, выступает непосредственно общественным трудом и вследствие этого становится формой выражения общественного труда, воплощенного в товаре, находящегося в относительной форме стоимости;

Информация о работе Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма