Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие форм стоимости;
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать характеристику классической теории стоимости;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
1.1 Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
1.2 Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
1.3 Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
1.4 Денежная форма меновой стоимости………………………………23
2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
3. Общественные формы стоимости………………………………………32
3.1 Трудовая теория стоимости…………………………………………32
3.2 Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
3.3 Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….60
Министерство транспорта и связи Украины
________________
Государственный департамент по вопросам связи и информации
Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова
______________________________
Кафедра Экономической теории
Курсовая работа
На тему:
“Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма”
Выполнил: студент 1-го курса группы МО-1.3.01
Института экономики и
Грабазей Максим Валерьевич
Одесса 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На всем протяжении истории экономических учений стоимость являлась для различных теоретических направлений экономической мысли основополагающей. Именно особенности ее осмысления предопределяли расхождения в научных позициях подавляющего большинства ученых-экономистов, в том числе тех, с чьими именами ныне связывают лучшие достижения классической политической экономии.
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения.
Поскольку стоимость товара не является его вещественным свойством, а выступает как специфически общественное, то и обнаружится она может лишь в отношении одного товара к другому, т. е. в меновой стоимости. Пока товар не вступит в меновое отношение с другим товаром, его стоимость остается скрытой. Единственно возможный способ выражения стоимости товара и измерения ее величины — приравнивание товаров друг к другу в процессе обмена. Этот способ выражения стоимости называется меновой стоимостью.
Меновая стоимость выступает как определенное отношение по крайней мере двух обмениваемых товаров, например, товара А и товара В. В этом отношении каждый из этих товаров выполняет особую роль. Например товар А, выражает свою стоимость в другом товаре, а именно в товаре В. Товар, выражающий свою стоимость через посредство другого товара, находится в относительной форме стоимости. В свою очередь другой товар, а именно товар В, выступает как средство, как материал для выражения стоимости товара А. Этот товар выступает в форме эквивалента, то есть чего-то равнозначного товару А. Выполняя эту роль, товар В становится А-подобным, иначе говоря стоимость товара А принимает вид товара В, поскольку в данном случае стоимость товара А никаким другим способом выражена быть не может.
На основе меновой формы экономисты-теоретики создали две прямо противоположные формы стоимости.
Товар, находящийся
в относительной форме
Товар выступает как средство, как материал для выражения стоимости другого товара, а именно товара, находящегося в относительной форме стоимости. Впоследствии разнообразие всеобщих эквивалентов стало препятствовать дальнейшему развитию обмена. Постепенно роль всеобщего эквивалента переходит к металлам – меди, железу, а затем и к благородным металлам – серебру и золоту. Вследствие этого возникла новая, денежная форма стоимости, которая повсеместно и надолго закрепилась за золотом. Так в процессе исторического развития обмена и формы стоимости возникли деньги.
Изначально товары, находящиеся
в относительной и
Простая форма стоимости подразумевает наличие только двух типов товара. Одним из них является товар, находящийся в поиске выражения своей стоимости, на другом — товар, который служит ему материалом для выражения своей стоимости. Затем в более сложной форме стоимости, возникшей вследствие нового этапа общественного разделения труда, то есть полной или развернутой форме стоимости. При этой форме стоимости товару, выражающему свою стоимость, противостоят в качестве эквивалентов товары не одного, а множества видов, то есть на этой стадии развития обмена предметами обмена являются уже не единичные, а многочисленные виды продуктов труда. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и обмена привело к тому, что из общей товарной массы выделяется определенный товар, потребительная стоимость которого стала выполнять функцию всеобщего эквивалента. Этой ступени развития обмена соответствует всеобщая форма стоимости. Всеобщая относительная форма стоимости придаёт исключённому из этого мира товару-эквиваленту характер всеобщего эквивалента. После всеобщей возникла денежная форма стоимости, в следствии закрепления функции эквивалента за золотом.
Денежная форма стоимости отличается от всеобщей только тем, что при ней всем товарам противостоит такой особый товар, который прочно и надолго завоевал монополию на роль всеобщего эквивалента. Такой особый товар мы называем денежным товаром, или просто деньгами.
Не менее сложным есть понятие
товарного фетишизма,
Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский характер товарного мира порождается... своеобразным общественным характером труда, производящего товары».
Помимо меновой стоимости имеет место трудовая теория стоимости
Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.
1. Разнородные
продукты рыночного обмена
2. Стоимость
товаров создается
Наиболее глубоко трудовая теория стоимости была исследована К. Марксом.
Однако, несмотря на относительно большое
количество работ по данной проблеме,
ни одна из них не предусматривала
комплексного историко-экономического
анализа взаимозависимости
Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
историческое развитие форм
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать
характеристику классической
Объектом
исследования является развитие меновой
стоимости как центральной
Предмет исследования составили общественные формы стоимости и товарный фетишизм.
1 Меновая форма стоимости
Стоимость товара не содержит в себе ни одного атома вещества природы. Осматривая, ощупывая, прослушивая и подвергая товар всяческим анализам (физическим, химическим, биологическим), мы не обнаржим его стоимость , он как стоимость безмолвен. Это объясняется тем, что стоимость не вещественное свойство товара, а общественное. Поскольку стоимость товара не является его вещественным свойством, а выступает как специфически общественное, то и обнаружится она может лишь в отношении одного товара к другому, то есть в меновой стоимости. Меновая стоимость выступает как определенное отношение по крайней мере двух обмениваемых товаров, например, товара А и товара В. В этом отношении каждый из этих товаров выполняет особую роль. Например товар А, выражает свою стоимость в другом товаре, а именно в товаре В. Товар, выражающий свою стоимость через посредство другого товара, находится в относительной форме стоимости. В свою очередь другой товар, а именно товар В, выступает как средство, как материал для выражения стоимости товара А. Этот товар выступает в форме эквивалента, то есть чего-то равнозначного товару А. Выполняя эту роль, товар В становится А-подобным, иначе говоря стоимость товара А принимает вид товара В, поскольку в данном случае стоимость товара А никаким другим способом выражена быть не может.
Таким образом, товар, находящийся в относительной форме стоимости, характеризуется тем, что он выражает свою стоимость в другом товаре, отличном от него своей потребительной стоимостью. Это отношение товара А к другому, отличному от него товару, и образует содержание относительной формы стоимости.
Товар-эквивалент обладает 4-мя свойствами:
1. первая особенность состоит в том, что потребительная стоимость товара-эквивалента становится формой выражения стоимости товара, находящегося в относительной форме стоимости. Это значит, что товар А, выражая свою стоимость в товаре В, принимает вид товара В. Если, например, 1 мешок зерна обменивается на пару сапог, то, в этом случае, стоимость зерна принимает форму потребительной стоимости сапог и, таким образом, обнаруживает себя как стоимость;
2. вторая особенность эквивалента определяется следующим образом: конкретный труд, воплощенный в товаре-эквиваленте, в нашем примере труд сапожника, является формой выражения абстрактного труда, воплощенного в товаре, находящемся в относительной форме стоимости. Иначе говоря, конкретный труд сапожника выступает как форма выражения абстрактного труда, то есть человеческого труда вообще, заключенного в зерне;
3. третья особенность заключается в том, что частный труд, овеществленный в товаре-эквиваленте, выступает непосредственно общественным трудом и вследствие этого становится формой выражения общественного труда, воплощенного в товаре, находящегося в относительной форме стоимости;
Информация о работе Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма