Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие форм стоимости;
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать характеристику классической теории стоимости;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
1.1 Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
1.2 Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
1.3 Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
1.4 Денежная форма меновой стоимости………………………………23
2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
3. Общественные формы стоимости………………………………………32
3.1 Трудовая теория стоимости…………………………………………32
3.2 Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
3.3 Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….60
1.3 Всеобщая форма стоимости
Дальнейшее развитие общественного разделения труда и обмена привело к тому, что из общей товарной массы выделяется определенный товар, потребительная стоимость которого стала выполнять функцию всеобщего эквивалента. Этой ступени развития обмена соответствует всеобщая форма стоимости. Она имеет следующий вид:
Всеобщая относительная форма стоимости придаёт исключённому из этого мира товару-эквиваленту характер всеобщего эквивалента. Его собственная натуральная форма становится образом стоимости, общим для всех товаров мира, холст приобретает способность непосредственно обмениваться на все другие товары. Его телесная форма играет роль видимого воплощения, всеобщей общественной оболочки всякого человеческого труда. Ткачество, частный труд, производящий холст, находится в то же время в форме всеобщей и общественной, и форме равенства со всеми другими видами труда. Бесчисленные уравнения, из которых состоит всеобщая форма стоимости, приравнивают труд, осуществлённый в холсте, поочерёдно ко всем видам труда, содержащимся в каждом другом товаре, и тем самым делают ткачество всеобщей формой проявления человеческого труда вообще.[1, с. 73] Следовательно, труд, овеществлённый в товарной стоимости, получает не только отрицательное выражение как труд, от которого отвлечены все конкретные формы и полезные свойства действительных видов труда, но отчётливо выступает и его собственная положительная природа.
Всеобщая форма стоимости, которая представляет продукты труда просто в виде лишённого различий человеческого труда, самим своим строением показывает, что она есть общественное выражение товарного мира. Она раскрывает, таким образом, что в пределах этого мира всеобще человеческий характер труда образует его специфический общественный характер.
Отношение
между развитием относительной
формы стоимости и
Степени развития относительной формы стоимости соответствует степень развития эквивалентной формы. Однако развитие эквивалентной формы есть лишь выражение и результат развития относительной, формы стоимости.
Простая, или единичная, относительная форма стоимости товара делает другой товар единичным эквивалентом. Развёрнутая форма относительной стоимости дает выражение стоимости товара во всех других товарах, то есть придаёт последним форму разнообразных эквивалентов. Наконец, один особенный вид товара получает форму всеобщего эквивалента потому что все другие товары делают его материалом для своей единой всеобщей формы стоимости.
В той самой степени, в какой развивается форма стоимости вообще, развивается и противоположность между двумя её полюсами — относительной формой стоимости и эквивалентной формой.
Уже первая форма — 20 кг. зерна = топору — содержит эту противоположность, но не фиксирует её. Смотря по тому, как читать это уравнение, слева направо или обратно, каждый из двух товарных полюсов, топор и зерно, окажется попеременно то в относительной форме стоимости, то в эквивалентной форме. Здесь ещё довольно трудно установить полярную противоположность.
В развернутой форме какой-нибудь вид товара всякий раз может вполне развернуть свою относительную стоимость, или сам он обладает развёрнутой относительной формой стоимости, лишь потому, что все другие товары противостоят ему в эквивалентной форме. Здесь уже нельзя переставить обе части стоимостного уравнения, например 20 кг. зерна = топору = паре сапог = 2шкурам оленя и т. д., не изменяя его общего характера, не превращая его из полной во всеобщую форму стоимости.
Всеобщая форма стоимости даёт товарному миру всеобще общественную относительную форму стоимости, потому что здесь все принадлежащие к товарному миру товары, кроме одного, исключены из всеобщей эквивалентной формы. Один товар, топор, находится в форме, дающей ему способность непосредственно обмениваться на все другие товары, или в непосредственно общественной форме, потому что все остальные товары не находятся в этой форме.
Наоборот, товар, фигурирующий как всеобщий эквивалент, лишён единой, а следовательно, и всеобщей относительной формы стоимости товарного мира. Если бы топор или вообще какой-либо товар, находящийся в форме всеобщего эквивалента, участвовал в то же время и во всеобщей относительной форме стоимости, то он должен был бы сам для себя служить эквивалентом. То есть получилось бы тогда: 20 кг. зерна = 20 кг. зерна, — тавтология, в которой не выражается ни стоимость, ни величина стоимости. Чтобы выразить относительную стоимость всеобщего эквивалента, необходимо перевернуть всеобщую форму. Всеобщий эквивалент не обладает общей всем остальным товарам относительной формой стоимости, а его стоимость выражается относительно в бесконечном ряде всех других товарах. Таким образом развёрнутая относительная форма стоимости оказывается специфической относительной формой стоимости товара-эквивалента.
Переход от всеобщей к денежной форме стоимости
Вместо ряда особых
эквивалентов появляется один
– всеобщий эквивалент, т. е.
товар, потребительная
1.4 Денежная форма стоимости. Сущность денег
Денежная форма стоимости отличается от всеобщей только тем, что при ней всем товарам противостоит такой особый товар, который прочно и надолго завоевал монополию на роль всеобщего эквивалента. Такой особый товар мы называем денежным товаром, или просто деньгами.
Наиболее универсальными деньгами являются благородные металлы. Благородные металлы обладают такими естественными свойствами, которые делают их наиболее пригодными для выполнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся:
а) однородность — два куска золота пли серебра одинакового веса ничем не отличаются друг от друга. Это свойство особенно важно. Субстанцией стоимости является, как мы уже знаем, качественно однородный, одинаковый абстрактный труд. Поэтому для выражения стоимости товаров лучше всего подходит такой товар, все экземпляры которого качественно одинаковы и различаются лишь количественно, по весу;
б) делимость — в отличие от мехов или скота благородные металлы делятся на части без потери стоимости, что весьма важно для денежного товара, который призван обслуживать обмен товаров самой различной стоимости;
в) портативность — весьма малые, легко переходящие из рук в руки весовые количества серебра (и особенно золота) имеют высокую стоимость и потому способны обслуживать обращение крупных масс сравнительно дешевых товаров;
г) сохраняемость — благородные металлы не подвержены порче и связанной с ней потере стоимости.[3]
Естественные свойства золота (и серебра) говорят нам о том, почему именно эти товары лучше других могут выполнять функции всеобщего эквивалента. Но появление денег вызвано не естественными свойствами вещей, а определенными общественными условиями производства.
Золото лишь потому противостоит другим товарам как деньги, что оно раньше уже противостояло им как товар. Подобно всем другим товарам, оно функционировало и как эквивалент — как единичный эквивалент в единичных актах обмена и как особенный эквивалент наряду с другими товарами-эквивалентами. Мало-помалу оно стало функционировать, в более или менее широких кругах, как всеобщий эквивалент. Как только оно завоевало себе монополию на это место в выражении стоимостей товарного мира, оно сделалось денежным товаром, и лишь с того момента, когда оно уже стало таким денежным товаром, форма IV начинает отличаться от формы III, другими словами — всеобщая форма стоимости превращается в денежную форму. [1, с. 76]
Особое,
привилегированное положение
Следовательно, в противоположность всем прочим товарам, каждый из которых обладает особенной потребительной стоимостью, денежный товар обладает всеобщей потребительной стоимостью.
Распадение товарного мира на товар и деньги представляет собой законченную форму внешнего проявления внутренних противоречий, заключенных в товаре. Эти противоречия приобретают новую форму существования — форму противоположности между товарами вообще и деньгами. Лишь обменявшись на деньги, каждый товар — продукт непосредственно частного труда — получает общественное признание. Лишь в этом критическом для товара процессе превращения в деньги заключенный в нем труд взвешивается и учитывается в качественном и количественном отношениях как частица общественного труда. Продукт отдельного производителя, предназначенный на чужое потребление, может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного продукта только принявши форму денег, т.е. подвергшись предварительно общественному учету как в качественном, так и в количественном отношениях. А учет этот производится за спиной производителя, посредством рыночных колебаний.
Трудность понятия денежной формы ограничивается трудностью понимания всеобщей эквивалентной формы, следовательно и развёрнутой формы стоимости, как основы всеобщей, но так как простая форма является основой развернутой формы, можно утверждать, что денежная форма произошла от простой.
При переходе от простой формы стоимости последовательно через полную ко всеобщей происходят существенные изменения. Но денежная отличается от всеобщей только тем, что теперь вместо какого-либо товара формой всеобщего эквивалента обладает золото. Прогресс состоит лишь в том, что всеобщая эквивалентная форма стоимости теперь плотно закрепилась в экономических отношениях под видом денежной.
2. Товарный фетишизм
При господстве частной собственности на средства производства связи между товаропроизводителями в самом процессе производства, обусловленные общественным разделением труда, проявляются в обмене продуктами их труда, через движение товаров. Иначе говоря, движение товаров, вещей в процессе обмена выражает производственные связи, отношения между людьми. Только в движении товаров выявляется и общественная природа частного труда, ибо его общественное признание происходит лишь в стихийном процессе обмена. Таким образом, совершенно объективно общественные отношения между товаропроизводителями принимают форму отношений между вещами и проявляются в их движении. То есть, производственные отношения овеществляются. Стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определенных вещей. Зависимость товаропроизводителей от рынка выражается как господство над ними некой сверхъестественной силы вещей (товаров и денег). Это овеществление производственных отношений, то есть проявление отношений между людьми в форме отношений между вещами, К. Маркс назвал товарным фетишизмом.
Обращение товаров на рынке есть несомненный результат человеческой деятельности. Однако никакой отдельный товаропроизводитель не может управлять этим обращением. Наоборот, оно само управляет деятельностью товаропроизводителя; не человек господствует над товарным рынком, а товарный рынок господствует над человеком. Не производитель устанавливает цену, а цена устанавливает размеры производства. Товар и его цена как бы совершенно вырываются из-под власти человека и становятся его повелителями. Это обьективирование в сознании товаропроизводителей их собственных общественных отношений в отношения вещей, товаров, называется фетишизмом товарного хозяйства.
Товарный фетишизм выступает с наибольшей ясностью в господствующем товаре товарного мира - в деньгах. Неудивительно, что первые теоретики товарного хозяйства - меркантилисты - признали золото единственной абсолютной формой богатства. Факт возможности приобрести на деньги все что угодно стоит у всех перед глазами. Отсюда вытекает ненасытная жажда денег, характеризующая психологию товаропроизводителя. Загадка денежного фетиша есть та же загадка товарного фетиша, которая лишь стала вполне видимой и ослепляет взор своим металлическим блеском.
Товарный
фетишизм коренится в самой природе
товара и потому не исчезает из сознания
товаропроизводителей даже тогда, когда
загадка товара как фетиша разгадана.
Сложные общественные отношения, выражением
которых является товарная цена, скрыты
от сознания товаровладельца. Отсюда возникает
необходимость рассматривать
Информация о работе Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма