Итак, одна основа концепции цены - спрос.
Другой основой концепции цены Маршалла
являлось предложение.
Он считал, что кривая возрастающих издержек
и цен предложения определяются субъективными
переживаниями производителей.
Другим представителем английской школы
был Уильям Стэнли Джевонс: один из основоположников
теории предельной полезности, основатель
математической школы политической экономии,
профессор логики, философии и политической
экономии в Манчестере.
Основным законом потребления У.Джевонс
считал закон убывающей полезности.
Теоретически весь запас благ, которым
обладает индивид, по У.Джевонсу можно
разделить на любое число частей. Полезность
последнего добавления бесконечно малого
количества этого запаса получила название
“конечной степени полезности” (finac degrec
of utility).
Артур
Сесил Питу (1877-1959гг.) - представитель английской (кембриджской)
(см.примечания) школы, ученик и последователь
А.Маршалла. Он совершил подлинный прорыв
в неоклассическом анализе.
Его исследования: проблемы тарифной
политики, цикличность колебаний производства,
занятость, государственные финансы.
Его главная работа “Богатство и благосостояние”
(1912г.) издана в 1920 году под названием “Экономика
благосостояния”, содержит зачатки теории
государства всеобщего благоденствия.
МОНЕТАРИЗМ (60-90 гг.
XX в.)
МОНЕТАРИ́ЗМ (Monetarism), направление современной
экономической теории, сторонники которого
в отличие от кейнсианцев главным источником нестабильности экономической
системы считают денежную сферу и нарушение
ее функционирования. Основателем и лидером
этого направления является М. Фридмен
Суть
монетарной теории.
В противовес кейнсианской теории Фридмен
и его сподвижники выдвинули монетарную
теорию определения уровня национального
дохода и монетарную теорию экономического
цикла. Согласно этой теории, важнейшее
значение имеет расхождение между денежным
спросом и его предложением. Функция денежного
спроса у монетаристов носит устойчивый
характер. Это означает, что экономика
для своего нормального функционирования
нуждается в устойчивом увеличении денежного
предложения. Но денежное предложение
отличается крайней нестабильностью,
причем эта нестабильность как раз и порождается
политикой государства и центрального
банка, которые с помощью кредитно-денежного
регулирования пытаются бороться с экономическими
кризисами. Именно в расхождении между
денежным спросом и предложением, в нестабильности
денежного предложения видят монетаристы
причину неустойчивости и циклических
колебаний экономики.
Монетаризм разработал и свою теорию
инфляции. Рост денежного предложения,
согласно этой теории, вызывает частично
рост реального дохода, а частично рост
цен. Два фактора определяют распределение
эффекта возросшей денежной массы между
увеличением цен и приростом реального
дохода. Это, во-первых, соотношение между
текущим уровнем производства и уровнем,
соответствующим полной занятости. Чем
ближе экономика к состоянию полной занятости,
тем в большей степени прирост денежной
массы будет стимулировать рост цен, а
не прирост национального дохода, во-вторых,
это ожидаемое поведение цен. В условиях
развивающейся инфляции сами ожидания
дальнейшего роста цен будут превращать
рост денежной массы скорее в дальнейший
рост цен, чем способствовать росту реального
дохода.
Именно инфляцию — а не кризисы — монетаристы
считают основным злом рыночной системы.
Теория
безработицы.
Монетаристы выступили и против кейнсианской
теории безработицы. Они выдвинули теории
«естественной нормы безработицы», «новую
микроэкономическую теорию безработицы».
Эти теории связывают уровень безработицы
с негибкостью рынков труда, с недостатком
мобильности рабочей силы, с несовершенством
информации, то есть с особенностями предложения
самой рабочей силы. Во всех этих теориях
безработица выступает как «добровольная»
и сохраняется на некотором «естественном»
уровне постоянно. Причем чрезмерное разрастание
социальных выплат со стороны государства
ослабляет стимулы к трудоустройству,
способствует увеличению «добровольной»
безработицы. В этих условиях политика
полной занятости, по мнению монетаристов,
способна лишь стимулировать инфляцию
и усиливать диспропорции на рынке труда.
Теория экономики
предложения (60-90 гг. XX в.)
Теория экономики предложения — это
фундаментальная теория, которая принадлежит
наиболее активному крылу консервативных
экономистов. Она выросла из смеси американ-ского экономического романтизма,
прагматизма и политической демагогии.
Она играет важную роль в определении
экономической политики администрации
США.
У истоков теории стояли практические
деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты:
Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики
— профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические
исследования представлены профес-сорами
М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.
Представители экономики предложения являются сторонниками
идей экономического либерализма. В теоретическом
плане концепция характеризуется применением
принципов микроэкономического подхода
к анализу таких макроэкономических проблем,
как накопление капитала и государственные
финансы. При этом основное внимание уделяется
воздействию налогов и налоговой политики
на экономическую активность, корректировке
системы регулирования, смещению целей
и приоритетов экономической политики
и модификации методов достижения этих
целей. Представители экономики предложения
требуют ликвидации «вредных» форм регулирования,
уменьшения регламентирующей и регулирующей
деятельности государства, а также укрепления
рыночных основ предпринимательства.
|
|
Суть концепции сторонников экономики
предложения — в переносе усилий с управления
спросом на стимулирование совокупного
предложения, активизацию производства
и занятости. Название «экономика предложения»
происходит от основной идеи авторов концепции
— стимулировать предложение капиталов
и рабочей силы. Она содержит обоснование
системы практических рекомендаций в
области экономической политики, прежде
всего налоговой. По мнению представителей
указанной концепции, рынок представляет
собой не только наиболее эффективный
способ организации хозяйства, но и является
единственно нормальной, естественно
сложившейся системой обмена экономической
деятельностью.
Как и монетаристы, сторонники экономики
предложения выступают за либеральные
способы управления экономикой. Они критикуют
методы прямого, непосредственного регулирования
со стороны государства. И если все же
приходится прибегать к регулированию,
то это рассматривается как неизбежное
зло, снижающее эффективность и связывающее
инициативу и энергию производителей.
Взгляды представителей этой школы на
роль государства весьма схожи с позицией
австро-американского экономиста Фридриха
фон Хайека (1899—1992), настойчиво проповедовавшего
свободное рыночное ценообразование.
Рекомендации в области
налоговой политики.
Остановимся кратко на рекомендациях
школы экономики предложения в области
налоговой политики. Представители этой
школы считают, что увеличение налогов
ведет к росту издержек и цен и — в конечном
счете — перекладывается на потребителей.
Повышение налогов — толчок к «инфляции
издержек». Высокие налоги сдерживают
инвестирование, вложение средств в новую
технологию, в совершенствование производства.
В отличие от Кейнса сторонники экономики
предложения утверждают, что налоговая
политика стран Запада не сдерживает,
а усиливает инфляцию, не стабилизирует
экономику, а подрывает стимулы к росту
производства.
Экономика предложения выступает за
сокращение налогов в целях стимулирования
инвестиций. Предлагается отказаться
от системы прогрессивного налогообложения
(получатели высоких доходов являются
лидерами в обновлении производства и
повышении производительности), снизить
налоговые ставки на предпринимательство,
на заработную плату и дивиденды. Снижение
налогов увеличит доходы и сбережения
предпринимателей, понизит уровень процентной
ставки, в результате будут расти накопления
и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение
налогов увеличит привлекательность дополнительной
работы и получения дополнительных заработков,
возрастут стимулы к работе, увеличится
предложение рабочей силы.
Рекомендации представителей этой школы
по расширению предложения капиталов
и рабочих рук используются в экономических
программах США, других западных держав.
Неоклассический синтез (50-70 гг. XX в.)
Неоклассический синтез — научное направление в экономике, интегрирующее
теоретические положения неоклассической и кейнсианской школ. Микроэкономический компонент
синтеза основан на неоклассическом учении,
а в макроэкономической концепции
преобладают идеи Дж. М. Кейнса.
Теории в изолированном состоянии противоречили
друг другу: Кейнс утверждал, что нерегулируемый
рынок не может обеспечить ни оптимального
распределения ресурсов, ни полной занятости.
Однако преодоление противоречий представлялось
достаточно перспективным в виду достоинств
каждой из школ. Неоклассика представляла
собой цельную систему знаний, кейнсианство
же предлагало рецепты для ослабления
кризисных последствий.
Неоклассический синтез как
течение выделилось в 40-егг. 20в. и представляет
собой интеграцию кейнсианства с неоклассической
теорией, объединяющую явно противоречивые
позиции Дж. Кейнса и А. Маршалла. Идею
«неоклассического синтеза» выдвинул
Пол Самуэльсон. Её смысл заключается
в том, чтобы преодолеть разрыв между теориями,
согласовать достижения современной науки
и всё позитивное, что содержится в работах
предшественников. В создании теоретической
системы неоклассического синтеза кроме
П. Самуэльсона активное участие принимали
Дж Хикс, Э.Хансен и другие. П. Самуэльсон
ставил задачу – не противопоставлять
и не отвергать, а объединять подходы и
позиции; сочетать решение краткосрочных
задач с долгосрочной стратегией экономического
развития, а стимулирование спроса согласовывать
с политикой доходов и др.
Так возникла
идея великого неоклассического синтеза
(ВНС), в основе которого:
- макроэкономика - это не что-то отдельное
и самостоятельное, поскольку её функциональные
связи формируются из множества микроэкономических
процессов (согласно неоклассическим
теориям и в целом сохраняющим свою силу);
- современная экономическая система может
бороться с безработицей и инфляцией,
если в ней удастся совместить 2 начала:
- свободу поведения производителя и потребителя; -и эффективное воздействие государства на рынок.
Экономическая система современного
рыночного хозяйства в концепции неоклассического
синтеза П. Самуэльсона представлена как
2-х уровневая:
1) уровень –это рынки спроса и предложения,
где механизм ценообразования решает
3 главные вопроса рынка: Что? Как? И для
кого? производить. И для достижения равновесия
на рынках спроса и предложения нужно
соблюдать неоклассические принципы оптимума:
- цены на товары должны быть равны предельной полезности;
- зарплата должна соответствовать– предельной производительности труда;
- процент (%)- соответствовать предельной производительности капитала;
- рента – предельной производительности
земли.
2) уровень – пронизывающий все
экономические связи - это: денежно-кредитная
и финансовая система. Для развития
нормальной экономики ещё недостаточно
равновесия на товарных рынках,
а необходимо ещё достижение
равновесия на денежном рынке.
И лишь при выполнении этих 2-х условий
одновременно (т.е. равновесия на товарном
и на денежном рынках) экономика развивается
бескризисно.
П. Самуэльсон считал нежелательным вмешательство
государства в сферу ценообразования
на товарных рынках и рынках факторов
производства, т.к. оно не сможет оптимизировать
действие рыночных механизмов (т.е. применительно
к первому уровню экономики -микроуровню).
Зато считал необходимым государственное
регулирование для достижения равновесия
денежного рынка, входящего во 2-й уровень
экономики (макроэкономики).
Характерной чертой «неоклассического
синтеза» стало использование различных
способов экономического анализа, широкое
применение экономико-математических
методов. Расчеты и математические модели
помогают уточнить логические обоснования,
выявить функциональные взаимосвязи,
проверить выводы и предсказания.
Австрийская школа
(70-90 гг. XIX в.)
Австрийская школа в экономике (Austrian School of Economics), возникла
в 1870-х гг.
Основателем школы является К. Менгер,
долгие годы возглавлявший кафедру Венского
университета. У Менгера практически не
было предшественников в немецкоязычной
экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же время его
идеи практически предопределили развитие
австрийской школы. Основными представителями
старой австрийской школы, помимо Менгера,
являются его последователи Ф. Визер и Э. Бем-Баверк. Дальнейшее развитие
идеи австрийской школы получили в работах
таких видных экономистов, как Л. фон Мизес и Ф. Хайек, оказавших огромное влияние
на современную экономическую мысль.
Главными методологическими особенностями
австрийской школы являются: последовательный
и бескомпромиссный субъективизм и строгий
методологический индивидуализм.
Австрийская теория ценности подчеркивала
чисто субъективный характер этого феномена.
Представители австрийской школы считали,
что в основе меновой ценности, то есть
менового соотношения благ (основы цен)
лежит исключительно субъективная важность
или ценность, приписываемая им обменивающимися
лицами. Даже категорию издержек австрийцы
трактовали чисто субъективно: как ценность
наилучшей упущенной альтернативной возможности,
от которой пришлось отказаться в процессе
выбора. Последовательный субъективизм
проявился также в том, как австрийская
школа решала вопрос о ценности производительных
благ, которая полностью выводилась из
субъективных оценок потребительских
благ, произведенных с их помощью. В то
время как классическая школа, напротив,
«объективизировала» ценность потребительских
благ, выводя ее из издержек производства.
Австрийская школа разработала теорию предельной полезности
благ — субъективно-психологическую
теорию ценности и основанную на ней теорию
капитала и процента. Основная теория
австрийской школы — предельная полезность
— рассматривается как субъективная полезность
предельного экземпляра, удовлетворяющего
наименее настоятельную потребность в
благе данного рода. Согласно учению школы,
предельной полезностью определяется
ценность благ, которая зависит от соотношения
запаса этого блага и потребности в нём.
Сторонники школы утверждают, что вместе
с ростом запаса при данной потребности
снижается предельная полезность и, следовательно,
ценность блага, а при уменьшении запаса
они возрастают. Ценность блага якобы
зависит от степени насыщения потребности
в нём. Уровень предельной полезности
вещи зависит также и от её редкости. Из
субъективной ценности (предельной полезности)
австрийская школа выводит «объективную
меновую ценность», из неё — рыночную
цену, которая трактуется как равнодействующая
субъективных оценок благ покупателями
и продавцами. Этот переход от субъективных
оценок к реальной цене — наиболее уязвимое
место теории предельной полезности вследствие
неизмеримости субъективных ощущений
и их несопоставимости с объективными
стоимостными и денежными величинами.
Ни австрийская школа, ни другие буржуазные
школы не нашли решений этого основного
вопроса.