Меры по защите российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность рынка труда и миграции рабочей силы на примере России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- описать основные черты рынка труда России, выявить динамику развития регионального рынка труда, зависимость от макроэкономических и социально-экономических факторов;
- предъявить причины миграции рабочей силы и её влияние на развитие регионального рынка труда;
- оценить принятые меры по защите российского рынка труда и совершенствованию процессов трудовой миграции в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные черты рынка труда России 4
1.1 Структура и сущность рынка труда 4
1.2. Российский рынок труда. 12
Глава 2. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России. 17
2.1 Миграционные процессы в России 19
2.2 Иностранная рабочая сила в экономике России 24
2.3. Последствия трудовой миграции. 30
Глава 3. Меры по защите российского рынка труда 34
Заключение 40
Список использованной литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

     Согласно  официальной статистике, масштабы внутренней миграции в России с начала 1990-х  гг. сократились почти в 2,5 раза. Однако те данные, которые разрабатывает и публикует Росстат, учитывают только ту миграцию, которая сопровождается сменой постоянного места жительства и получением соответствующей регистрации. Мимо учета ежегодно проходят миллионы людей, которые меняют место жительства и получают регистрацию по месту пребывания, или не получают таковой (для россиян ее отсутствие не является большой проблемой). Временные мигранты в 1990-х занимались в основном челночеством и мелкой торговлей, позднее - чем угодно, способным принести доход в несколько раз больший, чем работа в «лежачем» колхозе или на градообразующем предприятии в небольшом городке. По оценкам ЦМИ (руководитель - Ж.А. Зайончковская), в 2001 г. масштабы временной трудовой миграции составляли 3 млн. человек, что сопоставимо с трудовой миграцией в Россию из стран СНГ. Существуют и более высокие оценки, но точных масштабов не знает никто. 

2.1 Миграционные процессы в России

     Внутренняя  миграция выполняет важную роль в процессе экономического перехода, так как благодаря ей повышается эффективность пространственного размещения ресурсов и сглаживаются региональные различия в доходе и занятости. Эти вопросы особенно актуальны для России по следующим причинам. Во-первых, необходимо существенно изменить пространственное размещение экономической деятельности. Унаследованная от Советского Союза географическая структура восходит ко времени индустриализации, когда решения о размещении производств необязательно диктовались экономическими соображениями. Даже когда структуры, ответственные за планирование, учитывали экономические аспекты, ценовые искажения приводили к весьма нерациональному размещению производства.

Во-вторых, с учетом нестабильности прав собственности  и проблем с исполнением договорных обязательств, степень развития рынков капитала остаётся недостаточной. В связи с этим сложно перераспределять капитал. Кроме того, имеются регионы, куда капитал не пошёл бы даже в отсутствие барьеров, - просто из-за низких температур и высоких транспортных издержек18.

     Советские плановики вкладывали чрезмерные средства в регионы страны, которые либо слишком холодны, либо слишком удалены для того, чтобы продолжать там производство в рыночных условиях.

     В-третьих, либерализация внешней торговли привела к значительному росту неравенства по заработной плате в разных отраслях. Поскольку для структуры промышленности в СССР была характерна концентрация, подобное неравенство также предполагало очень значительные различия в региональных доходах. Например, в отношении как реальной заработной платы, так и уровня безработицы, значения среднеквадратического отклонения во второй половине 1990-х годов составляли половину от среднего значения, а в первой половине (начиная с 1992 года) – только треть.

     В последнее время, как видно из таблицы 2, наиболее массовыми миграционными процессами в Российской Федерации являются внутренние миграции, в частности, межрегиональные перемещения людей. В ходе этих миграций происходит нерациональное сокращение населения и трудовых ресурсов в северных и восточных регионах России и избыточный приток в центральные и южные регионы, в том числе в Московский регион. При этом иммиграция в Россию из стран СНГ сокращалась до 2003-2004 годов, потом опять пошла в рост, а эмиграция из России в «дальнее зарубежье» непрерывно сокращается. 

Таблица 2. Общие итоги миграции населения в России19

  1995 г 2000 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г
Прибывшие-всего 3997139 2662329 2168168 2117434 2088639 2122071 2284859
из  них:              
в пределах России 3130282 2302999 2039024 1998277 1911409 1935691 1997980
в том  числе:              
из  зарубежных стран 866857 359330 129144 119157 177230 186380 286879
в том  числе:              
из  стран СНГ   346774 119661 110374 168598 177657 273795
из  других стран   12556 9483 8783 8632 8723 13084
Выбывшие-всего 3393941 2420574 2124284 2076159 1981207 1989752 2044992
из  них:              
в пределах России 3046603 2274854 2030266 1996364 1911409 1935691 1997980
в том  числе:              
в зарубежные страны 347338 145720 94018 79795 69798 54061 47012
в том  числе:              
в страны СНГ   82312 46081 37017 36109 35262 31328
в другие страны   63408 47937 42778 33689 18799 15684
Миграционный

прирост

603198 241755 43884 41275 107432 132319 239867
Обмен населением с

зарубежными страна-

ми

519519 213610 35126 39362 107432 132319 239867
в том  числе:              
со  странами СНГ   264462 73580 73357 132489 142395 242467
с другими  странами   -50852 -38454 -33995 -25057 -10076 -2600

 

     За 2008-2009 гг. состояние региональных рынков труда резко поменялось от относительно спокойного, хотя и небеспроблемного, до выжидательно-напряженного и напряженного.

     Реакцией  на ухудшение макроэкономических параметров стал не только рост безработицы, но также  почти полная стагнация ввода  рабочих мест, новый всплеск скрытой  безработицы и различных форм вынужденной неполной занятости, увеличение неформальной занятости20.

     В нынешний кризис Россия входила с 6,3% общей и 2,0% регистрируемой безработицы (в среднем за 2008 г., в том числе  – 5,4% - в мае; 5,8% - в августе, 7,0% - к ноябрю)21, что в сравнении с другими постсоветскими странами являлось весьма невысокими показателями22. При этом в столичных регионах, областях, возглавляемых городами-миллионерами, безработица была совершенно незначительной (1-3%). Исходя из этого можно заключить, что один из основополагающих сюжетов миграции – межрегиональная дифференциация рынков труда и возможностей занятости  - существовал и в докризисный период. Известно, однако, что уровень внутренней мобильности населения снижался все 1990-2000-е гг. и стабилизировался на относительно низком уровне в 1,8-2 млн. переселений в год. Так называемая «постоянная миграция» во многом заменилась трудовыми поездками на сезон или какой-то определенный срок.

     Таким образом, предкризисную модель внутренней мобильности в контексте рынка  труда коротко можно охарактеризовать как «низкая мобильность на фоново- «спокойном» по безработице пространстве».

     Все 1990-е и 2000-е гг. российскому рынку  труда была свойственна высокая  межфирменная мобильность рабочей  силы – несмотря на былое отсутствие рынка труда как такового и рыночного опыта поиска работы, россияне не боялись активно уходить с работы для поиска новых мест приложения труда. Р.И. Капелюшников приводит данные, что ежемесячно около 1 млн. человек приходило на предприятия и примерно столько их покидали. В результате по интенсивности движения рабочей силы Россия оставляла позади все другие постсоциалистические страны23. Можно предположить, что столь активный опыт межфирменных передвижений успешно заменял собой территориальные миграционные перемещения, и уж, по крайней мере, не стимулировал их. Административные (регистрация) и экономические (связанные, например, с недостаточным развитием рынка аренды жилья) барьеры и риски переселений также не способствовали обычным для развитых стран мира проявлениям межтерриториальной мобильности24.

     Что касается распространенности работы на выезде, то распространенность временных трудовых поездок граждан в пределах страны – важный, но малоизученный в России вопрос. Эти поездки не учитываются миграционной статистикой, т.к. выезжающие на временную работу не меняют место постоянного проживания, и далеко не всегда регистрируются по месту пребывания в месте работы.

     Оценить масштабы временной трудовой мобильности  позволяют данные немногих выборочных обследований. По оценкам, основанным на обследованиях домохозяйств в 7 городах России, проведенных в 2002 году, размеры временной трудовой миграции в России составляют примерно 3 млн. человек, что сопоставимо с трудовой иммиграцией в Россию из стран СНГ25. Однако эти оценки выше, чем по данным НОБУСа, согласно которым работающих на выезде имели только 1,3% домохозяйств. Существуют оценки, в которых численность трудовых и коммерческих мигрантов оценивалась в диапазоне 4,5-5,8 млн. человек26.

     Согласно  результатам обследования миграционных намерений жителей 10 региональных столиц27 работу на выезде (исключая маятниковую миграцию и работу вахтовым методом) имели члены 4,4% - столько опрошенных указали, что в течение последних 2-х лет они или члены их семьи выезжали с целью заработка в другие населенные пункты, в т.ч. у представителей 1,7% домохозяйств такого рода поездки совершаются постоянно. По крайней мере для 2/3 опрошенных работа на выезде являлась основным и/или единственным занятием. 

2.2 Иностранная рабочая сила в экономике России

     Миграция  в Россию из других стран становится важной предпосылкой устойчивого экономического развития страны. Самым важным фактором, определяющим её значимость, является продолжающийся демографический кризис. Население России одновременно стареет и сокращается; ожидается, что этот процесс будет сохраняться в течение десятилетий. С момента начала экономического перехода в России резко ухудшались показатели смертности, которая в основном была вызвана ростом потребления алкоголя и психологическим стрессом28. Поскольку наиболее серьёзный рост смертности пришёлся на мужчин в трудоспособном возрасте, данная ситуация приводит к серьёзным последствиям для численности и возрастного состава населения в долгосрочной перспективе.

     Проблемы  старения и депопуляции в Российской Федерации стоят острее, чем в большинстве стран Европы. Согласно Данным о населении мира, по темпам естественного прироста населения (–0,6 процента) Россия занимает предпоследнее место среди всех стран мира, (перед Украиной, –0,8 процента). Кроме того, согласно прогнозам WPDS, население России в период с 2004 по 2050 г.г. сократится на 17 процентов (с 144 до 119 млн. человек); этот показатель немного лучше, чем в странах Восточной Европы (-19 процентов), но хуже, чем в соседних с Россией странах Скандинавии (8 процентов), Западной Азии (60 процентов), странах юга Центральной Азии (89 процентов). ООН даёт ещё более низкую оценку численности населения России к 2050 году, - 112 млн. человек29. Население России постепенно сокращается, начиная с 1992 года. Для того, чтобы в полной мере компенсировать такое сокращение, требуется ежегодный приток в страну около 1 млн. мигрантов трудоспособного возраста, что в три раза превышает показатель среднего чистого притока в период между двумя Переписями населения, - 1989 и 2002 г.г. Согласно демографическому прогнозу на 2050 г., доля населения трудоспособного возраста (от 16 до 55 – для женщин и до 60 лет для мужчин) будет близка к 50 процентам, что существенно ниже по сравнению с 61 процентом по данным Переписи 2002 г.

     По  данным Федеральной миграционной службы (ФМС), количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно  растет (см. таблицу 4)

Таблица 4. Численность иностранных граждан работавших в РФ 

  Тыс. человек
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего 213,3 283,7 359,5 377,9 460,4 702,5 1014,0
в том  числе:              
из  стран дальнего зарубежья 106,9 135,1 154,9 197,4 238,5 358,7 476,1
из  них:              
Вьетнам 13,3 20,1 26,7 35,2 41,8 55,6 69,1
Китай 26,2 38,6 38,7 72,8 94,1 160,6 210,8
КНДР 8,7 9,9 12,7 13,2 14,7 20,1 27,7
США 1,8 2,0 1,5 1,8 1,9 2,9 3,7
Турция 17,8 20,9 15,4 37,9 48,0 73,7 101,4
из  стран СНГ 106,4 148,6 204,6 180,5 221,9 343,7 537,7
Азербайджан 3,3 4,4 15,0 6,0 9,8 17,3 28,3
Армения 5,5 8,5 12,6 10,0 17,0 26,2 39,8
Грузия 5,2 5,0 6,8 3,2 3,8 4,3 4,9
Казахстан 2,9 3,6 7,6 4,0 4,3 4,1 5,0
Киргизия 0,9 1,7 6,4 4,8 8,0 16,2 33,0
Республика

Молдова

11,9 13,3 40,7 21,5 22,7 30,6 51,0
Таджикистан 6,2 10,0 16,8 13,6 23,3 52,6 98,7
Туркмения 0,2 0,1 7,0 0,2 0,3 1,5 0,7
Узбекистан 6,1 10,1 15,5 14,6 24,1 49,0 105,1
Украина 64,1 91,9 61,0 102,6 108,6 141,8 171,3

Информация о работе Меры по защите российского рынка труда