Меры по защите российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность рынка труда и миграции рабочей силы на примере России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- описать основные черты рынка труда России, выявить динамику развития регионального рынка труда, зависимость от макроэкономических и социально-экономических факторов;
- предъявить причины миграции рабочей силы и её влияние на развитие регионального рынка труда;
- оценить принятые меры по защите российского рынка труда и совершенствованию процессов трудовой миграции в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные черты рынка труда России 4
1.1 Структура и сущность рынка труда 4
1.2. Российский рынок труда. 12
Глава 2. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России. 17
2.1 Миграционные процессы в России 19
2.2 Иностранная рабочая сила в экономике России 24
2.3. Последствия трудовой миграции. 30
Глава 3. Меры по защите российского рынка труда 34
Заключение 40
Список использованной литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

     Одной из проблем массовой, в том числе нелегальной, трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая (на данном этапе) на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и низкую заработную плату. Тем самым они снимают с работодателей в соответствующих секторах экономики ответственность за повышение производительности труда, техническое перевооружение рабочих мест (чтобы они стали достаточно приемлемыми для россиян) и главное – за поддержание социально приемлемого уровня заработной платы37.

     «Утечка мозгов» на Запад — проблема прошлого века. Так считают авторы доклада ООН по миграции квалифицированных кадров. В XXI веке каждая страна начинает «тянуть одеяло на себя», заманивая нужных специалистов. При этом вектор миграции «мозгов» меняется в направлении Индии, Китая, Бразилии и отчасти России.

       Но пока российские ученые  продолжают уезжать за границу.  Причем наметилась новая тенденция:  вслед за именитыми учеными  за рубеж потянулись выпускники  вузов. Месяц назад в кабинет  академика Анатолия Мирошникова,  заместителя директора Института биоорганической химии (ИБХ) РАН, вошел один из его любимых аспирантов, лишь недавно защитившийся. «Смотрю на него, — рассказывает Мирошников, — он еще рта не открыл, а я по его переступанию с ноги на ногу вижу — будет увольняться. Так и есть, рассказывает, что его пригласили в Германию. И что мне делать? Парню жить негде, я ему жилья предложить не могу. А немцы в месяц зарплату ему положили такую, какую у нас он за полгода не заработает».

       По данным РАН, до 75% молодых  ученых, связанных с биотехнологиями, уезжают из России. Почти половина из них отправляется в Китай и Индию, где биотех, особенно фармацевтическая индустрия и биоэкология питания, переживает бурный рост.

       По данным Еврокомиссии, в 2007 году  только 7% прибывающих в Европу  мигрантов можно назвать квалифицированными специалистами, в то время как в США этот показатель составляет 45%. Еврокомиссия рекомендовала парламенту ЕС переломить тенденцию и в ближайшие десятилетия повысить профессиональный уровень трудовых мигрантов до американских стандартов. В России все проще: подобная статистика даже не ведется. В условиях всемирной борьбы за квалифицированные кадры она рискует превратиться в отстойник для гастарбайтеров-разнорабочих.38 

      

Глава 3. Меры по защите российского рынка труда

     Складывающаяся в настоящее время ситуация на российском рынке труда в свете мирового финансового кризиса и его воздействие на социально-экономическое положение в стране требует принятия комплекса мер, способствующих минимизации негативных последствий кризисных явлений.

     Эти меры должны быть направлены как на защиту прав и законных интересов  российских граждан, так и на совершенствование  управления процессами трудовой миграции в Российской Федерации.

     В последние 15 лет в ходе реализации миграционной политики российское общество и бизнес имели дело, как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века — начале 2000-х годов, так и с жесткими ограничительно-административными мерами в последующие годы. Лишь начиная с 2007 года, возобладал взвешенный подход, основанный на разумно-рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции. Изменения в миграционной политике встретили позитивную оценку со стороны всех участников этих процессов. Значительно увеличилась легальная составляющая потока трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и доля официальных трудовых отношений с работодателями, появилась возможность определения реальной величины общего числа иностранных трудовых мигрантов и, как следствие, разработки современных конкретных механизмов регулирования процессов трудовой миграции.

     Проблемы  с исчерпанием квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, возникшие, начиная с мая текущего года, привели  не только к остановке на несколько  месяцев деятельности по оформлению разрешений на работу в 22-х субъектах Российской Федерации, но и к активизации деятельности недобросовестных, как правило, находящихся «в тени», посредников, занимающихся, в том числе, изготовлением и продажей мигрантам поддельных медицинских справок и разрешений на работу, ухудшению криминальной ситуации и росту коррупции в сфере трудовой миграции.

     Обобщенная  заявка по российским регионам от работодателей  на привлечение иностранных работников в 2009 году составила около 6 млн. вакансий, но на утверждение Правительству Российской Федерации предложена квота на 2009 год в размере почти 4 млн. разрешений на работу, что, по нашему убеждению, позволяет гарантированно обеспечить российскую экономику требуемым количеством иностранных трудовых ресурсов. Принятые Правительством Российской Федерации решения об увеличении резерва в составе общей квоты и дополнительной возможности, в соответствии с мониторингом рынка труда, оперативно ее  корректировать и перераспределять по профессионально-квалификационным группам позволят реагировать на негативные тенденции, возникающие на российском рынке труда, и своевременно регулировать привлечение иностранных работников.

     В результате также устраняются стимулы  для роста нелегальной миграции. Это особенно важно в условиях свободного, безвизового въезда в Российскую Федерацию граждан большинства государств-участников СНГ.

     К сожалению, по-прежнему не найдено решение  проблемы рационального распределения  привлекаемых иностранных трудовых ресурсов по территории Российской Федерации. В интересах Российской Федерации чтобы трудовые мигранты приезжали работать не только в центральные области России и крупные города, но и в те регионы, в которых ощущается дефицит рабочих рук, необходимых для реализации национальных и инвестиционных проектов, обеспечения нормального функционирования отраслей экономики.

     В настоящее время как никогда  остро стоит проблема создания банка  данных реальных вакантных рабочих  мест, использующегося для привлечения  к трудовой деятельности, как граждан  Российской Федерации, так и иностранной рабочей силы. Добиться эффективного управления миграционными потоками невозможно без внедрения современных средств информационного обеспечения в повседневную деятельность соответствующих структур39.

     К формированию и использованию такой информационной базы и непосредственной работе по содействию в трудовой миграции как российским, так и иностранным гражданам, необходимо, помимо подразделений государственной службы занятости привлекать кадровые агентства, негосударственные информационно-консультационные центры в государствах выезда трудовых мигрантов и в субъектах Российской Федерации, объединения работодателей и частных агентств занятости, другие заинтересованные органы и организации. В этой работе кадровым агентствам необходимо теснее взаимодействовать с работодателями, а объединениям кадровых агентств (МАТМ и АКПП) координировать свою деятельность с объединениями работодателей и предпринимателей.

     По  прежнему отсутствуют подходящие для  практического применения механизмы  поиска и подбора (отбора) востребованных работодателями трудовых мигрантов, а также содействия их трудоустройству у соответствующего работодателя.

     В результате подавляющая часть трудовых мигрантов приезжает «самотеком», ориентируясь на советы и информацию соотечественников, родственников и случайных знакомых либо с помощью различного рода посреднических структур, в том числе через многочисленные этнические объединения, которые нередко наживаются на трудностях неискушенного мигранта в чужой стране.

     Безусловно, неуправляемый въезд в страну трудовых мигрантов не позволяет специализированным, как частным, так и государственным кадровым структурам осуществлять их селекцию по востребованным рынком труда параметрам, проверять соответствие заявленных ими профессионально-квалификационных качеств имеющимся в действительности, отслеживать оформление трудовых отношений должным образом и осуществлять надзор за их соблюдением в дальнейшем.

     Необходимо  ввести этот стихийный процесс в  сфере трудовой миграции в русло  организованной и профессиональной работы специализированных государственных и негосударственных структур по поиску, подбору и содействию найму иностранных трудящихся мигрантов. В ряде российских регионов, в частности, в Свердловской, Воронежской, Иркутской области, Приморском и Краснодарском крае Общественно-консультативные советы при УФМС рассмотрели вопросы по регулированию деятельности посреднических структур и подготовили соответствующие предложения администрации регионов и ФМС России.

     Остро ощущается отсутствие профильного закона, придающего внешней трудовой миграции организованный характер регулирующего деятельность негосударственных структур на этом рынке услуг. Без него справиться с мошенничеством и непрофессионализмом в этой важной сфере услуг вряд ли возможно.

       Заслуживает одобрение законотворческая  деятельность некоммерческого партнерства  «Международный альянс “Трудовая  миграция” (МАТМ), силами которого  разработали модельные законы  “О деятельности частных агентств  занятости” по линии МПА СНГ  и “О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства” по линии МПА ЕврАзЭС. В ноябре текущего года эти законопроекты были одобрены на заседании соответствующих комиссии межпарламентской ассамблеи.

     В настоящее время экспертная группа МАТМ работает над проектом федерального закона «Об основах деятельности по поиску, подбору работников из числа иностранных трудящихся-мигрантов и о содействии их найму».

     Без широкого привлечения кадровой индустрии  на рынок услуг в сфере трудовой миграции невозможно обеспечить профессиональный, грамотный подбор по заявкам работодателей трудовых мигрантов, их трудоустройство и успешную трудовую деятельность в течении срока действия заключенного трудового договора.

     Решению этой проблемы могло бы способствовать, с одной стороны, введение специализированного законодательного регулирования этого вида деятельности, с другой стороны, важную роль могла бы сыграть поддержка со стороны ФМС России таких направлений деятельности с участием кадровых агентств как:

     1.       Организация временных работ для трудовых мигрантов на основе использования трехсторонних трудовых отношений, в которые вовлечены кадровые агентства (лизинг персонала). Актуальность этой работы связана с тем, что кризисные явления в экономике ограничивают использование работодателями классических форм найма и мотивации сотрудников по причинам сокращения штатов и бюджетных статей расходов, приостановления развития отдельных направлений бизнеса, высокой текучести квалифицированных кадров. В такой ситуации возникает необходимость привлекать специалистов временно, сделать трудовые ресурсы работодателя более мобильными. Лизинг персонала позволяет решить эти проблемы.

     2.       Предоставление услуг работодателям  — физическим лицам, привлекающим  трудовых мигрантов для выполнения  работ на основе гражданско-правовых договоров. Хорошо известно, что физические лица, привлекающие трудовых мигрантов, как правило, не занимаются их должным оформлением по причинам незнания миграционного законодательства, неготовностью «ходить по инстанциям» и т.д. Создание центров коллективного пользования для работодателей — физических лиц будет способствовать урегулированию ситуации в этих вопросах.

     3.       Создание локальных трудовых  бирж для трудовых мигрантов.  Эта форма кадровых услуг также  актуализируется во времена кризисов. Заказчиком услуг в данном случае становится не работодатель, а трудовой мигрант, которому за разумную оплату подбирается рабочее место.

     Эти проекты в инициативном порядке  разрабатываются и даже частично реализуются. Эффективность процессов трудовой миграции только бы выиграла от успешного их выполнения и последующего тиражирования.           Для организации трудовой миграции на цивилизованных началах первостепенную важность приобретают механизмы страхования трудовых мигрантов, в первую очередь, медицинского страхования. В соответствии с Законом Российской Федерации № 114-ФЗ от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» статья 27 « Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: (пункт 5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, — до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан40.

Информация о работе Меры по защите российского рынка труда