Меры по защите российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность рынка труда и миграции рабочей силы на примере России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- описать основные черты рынка труда России, выявить динамику развития регионального рынка труда, зависимость от макроэкономических и социально-экономических факторов;
- предъявить причины миграции рабочей силы и её влияние на развитие регионального рынка труда;
- оценить принятые меры по защите российского рынка труда и совершенствованию процессов трудовой миграции в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные черты рынка труда России 4
1.1 Структура и сущность рынка труда 4
1.2. Российский рынок труда. 12
Глава 2. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России. 17
2.1 Миграционные процессы в России 19
2.2 Иностранная рабочая сила в экономике России 24
2.3. Последствия трудовой миграции. 30
Глава 3. Меры по защите российского рынка труда 34
Заключение 40
Список использованной литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

     Рынок труда в российской экономике еще развит недостаточно. С переходом к рыночной экономике структура и соотношение структурных единиц  на рынке труда резко поменялись. Рассмотренные теоретические вопросы о спросе и предложении на фактор труд показывают, что именно их равновесие определяют не только то количество человек, которые будут задействованы в процессе воспроизводства, но и тот уровень благосостояния, который будет определяться установившейся равновесной ценой. Но достичь равновесия на рынке труда крайне сложно. В рыночной экономике обязательно будет присутствовать такой элемент как безработица. Ее уровень является одним из показателей стабильности экономической системы в целом. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной  поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. Если взглянуть на дальнейшие перспективы функционирования российского рынка труда, то его сравнительно небольшой возраст определяет широкий спектр направлений его развития. Но существуют и некоторые проблемы, препятствующие благоприятному пути развития. Одной из таких проблем является демографическая проблема. В настоящее время существуют неутешительные прогнозы на будущее относительно состояния и наличия трудовых ресурсов на российском рынке рабочей силы. Также существуют реальные пути решения этой проблемы, но их осуществление займет немало времени.

           При выборе путей формирования  рынка труда надо исходить  из необходимости изучения и  анализа внутренних закономерностей,  присущих  развитию занятости  и сохраняющихся в условиях  рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

           Миграционные потоки играют значительную роль в формировании российского рынка труда и оказывают сильное влияние на его функционирование. Наибольшее значение среди иммигрантов имеют переселенцы из стран СНГ. Подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

     Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций  в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

     Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества как принимающим рабочую  силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

     В заключении можно сделать вывод, о том, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

     1. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

     2. Миграционные потоки в различной  степени влияют на социальное  и экономическое положение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры.

     3. Система управления миграцией  сводится сегодня к фиксации  прибывающих мигрантов и принятию  ограничительных актов. При этом  не просчитываются последствия  различных видов миграции.

     Для нейтрализации отрицательных последствий  и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

     В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная  миграционная программа, заключены  двусторонние соглашения с рядом  стран по миграции населения и  трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

Список использованной литературы: 

  1. Рональд Дж. Эренберг, Роберт Р. Смит. Современная экономика труда.              Теория и государственная политика.
  2. Николаева И.П. Экономическая теория. М., 2000,
  3. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. М.: Деловая литература, 2007
  4. Бондырева, С. К. Миграция. Сущность и явления. – М.: МПСИ. – 2004.
  5. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М.: Изд-во РГСУ, 2007.
  6. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. М., 2001.)
  7. Труд и занятость в России 2009. Статистический сборник. М.: Росстат, 2009
  8. Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. М., 2007).
  9. Рязанцев С.В. Внутренняя миграция населения в России: региональные особенности и перспективы / Народонаселение №3, 2004.
  10. David M. Cutler, Elizabeth Brainerd. Autopsy on an Empire: Understanding Mortality in Russia and the Former Soviet Union, 2005.
  11. Труд и занятость в России.2007. Стат.сб./Росстат, М.:2007.
  12. Мичников А.А. Совершенствование иммиграционной политики в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАГС, 2007.
  13. Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Международная миграция в Российской Федерации: Доклад, 2005.
  14. Красинец Е.С. Незаконная миграция на южных рубежах России // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений. М.: МОМ, 2004.
  15. ВСЕМИРНЫЙ БАНК. Международный банк реконструкции и развития. Анализ миграции в России,2006.
  16. Доклад по миграции в России к заседанию Государственного Совета. М.: ФМС, 2007.
  17. Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития. Под ред. С.Н.Градировского. М.: Наследие Евразии, 2005.
  18. ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ. Кашепов А.В., доктор экономических наук, профессор РАГС при Президенте РФ.
  19. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, http://www.rb.ru/inform/106657.html
  20. Боярский А., Лобовикова О. Товар с лицом//Деньги 2008, № 20
  21.   Миграция без броуновского движения [Электронный ресурс] / Московская международная биржа труда «Трудовые резервы». – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.mmbt-tr.ru.
  22. Материалы Интернет-конференции заместителя руководителя Федеральной миграционной службы (ФМС) России Е.Ю. Егоровой на тему «Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования», состоявшейся 18 августа 2008 г. в Центре информационных технологий компании «Гарант» [Электронный ресурс] / Московская международная биржа труда «Трудовые резервы». – Москва, 2008.
  23. Тюрюканова Е.В. О влиянии миграции на рынок труда [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2007, № 4 (36). – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru.
  24. Время новостей. 23 июля 2008 г. [Электронный ресурс]. – http://www.vremya.ru.
  25. World Population Data Sheet, http://www.prb.org/Publications/Datasheets/2010/2010wpds.aspx
  26. О проекте законодательного акта о частных службах занятости и трудоустройства, http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175393/
  27. Официальный сайт Росстата, www.gks.ru.

Информация о работе Меры по защите российского рынка труда