Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования вопросов преодоления неплатежей предприятий в современных условиях объясняется огромными масштабами неплатежей во многих отраслях и сферах экономики и тяжелыми, негативными последствиями неплатежей для населения страны и всего общества. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс предполагает сбалансированность потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.
В ходе рыночных преобразований российской экономики произошли крупномасштабные нарушения товарно-денежной сбалансированности. В результате серьезных ошибок, допущенных в процессе осуществления экономических реформ в России, сложилась крайне нерациональная, деформированная в своих основах система обмена, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика неплатежей в РФ……………………………....6
1.1. Понятие неплатежей и их источники………………………………….....6
1.2. Причины неплатежей в РФ…………………………………………….....9
Глава 2 Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской
Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей…………...16
2.2. Совершенствование системы расчетов………………………………....17
2.3. Изменение монетарной и фискальной политики государства………...20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………...25
Глава 3 Задачи практической части…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория .docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

      Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика неплатежей в РФ……………………………....6

    1.1. Понятие неплатежей и их источники………………………………….....6

    1.2. Причины неплатежей в РФ…………………………………………….....9

Глава 2 Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской

Федерации………………………………………………………………………..16

    2.1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей…………...16

    2.2. Совершенствование системы расчетов………………………………....17

    2.3. Изменение монетарной и фискальной политики государства………...20

    Заключение…………………………………………………………………….23

    Список использованной литературы………………………………………...25

Глава 3 Задачи практической части………………………………………….....26

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Проблема неплатежей известна по всей России. Она актуальна и в Тюмени, и в Ивановской области, и в Бурятии, и в Мурманской области, и во многих других регионах. Суммы долгов 2010 – 2011 во многих районах впечатляют – миллионы и сотни миллионов рублей.

      Проблема неплатежей в стране  свойственна и странам с развитой рыночной экономикой. Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым неблагополучием. Это действенный метод приспособления предприятий, подсобный хозяйств, индивидуальных субъектов экономики к конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.

      Наряду с нормально функционирующими  фирмами в любой экономике  существует нежизнеспособные, неэффективные  или просто нечестно работающие  субъекты экономической деятельности. При этом важно, чтобы неплатежи  перестали быть проблемой, затрагивающей  экономику в целом, которую  должно решать все общество. Финансовое  благополучие или неблагополучие  отдельного субъекта должно касаться,

прежде  всего, данного субъекта.

     Актуальность исследования вопросов преодоления неплатежей предприятий в современных условиях объясняется огромными масштабами неплатежей во многих отраслях и сферах экономики и тяжелыми,  негативными последствиями неплатежей для населения страны и всего общества. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс предполагает сбалансированность потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.  
В ходе рыночных преобразований российской экономики произошли крупномасштабные нарушения товарно-денежной сбалансированности. В результате серьезных ошибок, допущенных в процессе осуществления экономических реформ в России, сложилась крайне нерациональная, деформированная в своих основах система обмена, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

      Сегодня преодоление кризиса  неплатежей является одной из  самых актуальных задач. В настоящее  время необходимо усовершенствовать  меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом  успеха многих стабилизационных  программ в России.

     Неплатежи имели место и до  реформ, но в условиях дефицитной  экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов  и субсидий и не привлекали  к себе внимания. По мере отказа  от практики перекладывания проблем  отдельных предприятий на плечи  государства неплатежи стали  показателем степени их адаптации  к рыночным условиям хозяйствования.

      Проблема  неплатежей  стала одной  из центральных после либерализации  цен в 1992 году. Однако долгое время для органов государственной власти более актуальным считалось решение крупных макроэкономических проблем -либерализации экономики, подавления инфляции, стабилизации обменного курса рубля, приватизации, уменьшения бюджетного дефицита и т.д., решение  которых рассматривалось в отрыве от процесса быстрого нарастания финансовой задолженности хозяйствующих субъектов и государства. Только с конца 1994 г. - начала 1995 г. проблеме неплатежей начинает уделяться более или менее адекватное внимание.

      С 1996-1998 гг. решению проблем неплатежей  уделяется все больше внимание  многих экономистов. Это нашло  отражение в работах Л.И. Абалкина, СЮ. Глазьева, М.Г.Делягина, Е.Ф.Жукова, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова, Шмелева, Е.Я. Ясина и других. В этих работах содержится ряд предложений, рекомендаций и методов по преодолению кризиса неплатежей - денежная эмиссия, индексация оборотных средств, реструктуризация предприятий, использование вексельного обращения и др.  
Однако многие вопросы неплатежей предприятий в переходной экономике остаются недостаточно исследованными. Среди них - связь неплатежей с экономической состоятельностью предприятий, основные причины и факторы неплатежей на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях, эффективные методы преодоления неплатежей на различных уровнях хозяйствования и др.

     В данной курсовой работе рассмотрены вопросы, касающиеся некоторых сторон неплатежей в России, сделана попытка проанализировать причины неплатежей в России, а также рассмотрены определенные направления по решению этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика неплатежей в РФ

 

    1. Понятие неплатежей и их источники

      В России неплатежами считаются  все платежные поручения, не  оплаченные после доставки товаров  или оказания услуг по наступлении  срока платежа. В западных странах  поставщики дают, согласно законодательству, своим потребителям от 30 до 90 дней  для того, чтобы оплатить счета,  только по истечении этого  срока задолженность считается  просроченной. Это отражает нормальные  отношения доверия и взаимопонимания  предприятий-участников в рыночной  системе. По некоторым оценкам  специалистов МВФ, во Франции,  где коммерческие кредиты, предоставляемые  предприятиями друг другу, составляют     38 % ВВП, около половины из них  являются просроченными. В Великобритании  величина просроченного коммерческого  кредита равна 12 % ВВП (весь  коммерческий кредит – 20 % ВВП), а в  Швеции – 8 % (весь  коммерческий кредит – 21 % ВВП)1. Следует отметить, что эти цифры касаются задолженности покупателей (выданные средства), а расчеты РЦЭР при правительстве  России - задолженности поставщикам (полученные средства).

       Неплатежи,  в том числе и  в российской экономике, рассматриваются  западными специалистами как  просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов,  такой подход неправомерен, поскольку  в случае с неплатежами отсутствует  один из главных признаков  кредита – добровольность его  предоставления. В итоге довольно  значительны расхождения в статистических  оценках величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской экономике, к которому специалисты МВФ приравнивают неплатежи, составляет, по их расчетам, около 7 – 8 % ВВП (в среднем за годы реформ), по нашим же данным, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3 – 5 % ВВП (применительно ко всей экономике – 4 – 6 % ВВП)2. Оценки неплатежей завышаются из-за отсутствия адекватных стандартов учета и отчетности - неясно, начиная с какого момента, краткосрочная задолженность переходит в разряд неплатежей. В России задолженность считается просроченной после того, как предприятие-кредитор признает ее таковой. Это может произойти непосредственно по истечении срока платежа либо через определенное время. Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70% общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки 60%.   

        Существуют расхождения в трактовках  самого понятия “неплатежи”.  Во многом последующие оценки  и ход рассуждений основываются  на различных определениях неплатежей. В широком смысле слова неплатежи  в экономике включают в себя  совокупную просроченную задолженность  предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам  в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым  на потребление), банковскому сектору  (по банковским кредитам). “Классическим”  видом неплатежей в узком смысле  этого слова является просроченная  задолженность предприятий своим  поставщикам. При этом большая  часть     неплатежей     нефинансового      сектора        России приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство и транспорт.

   Для оценки источников неплатежей  необходимо рассмотреть три аспекта  проблемы: региональный, отраслевой, банковский.

    Причинами порождающими кризис платежей для регионов является необходимость финансировать ряд бюджетных и внебюджетных расходов, не зафиксированных заранее в местных бюджетах:

· заработную плату, выдаваемую за счет региональных бюджетов;

· оплату коммунальных услуг учреждениями, финансируемыми за счет региональных бюджетов (здравоохранение, образование, органы управления);

  · не возмещенные в полном  объеме дотации по ЖКХ, трансфертам;

· не оплаченные региональные инвестиционные программам;

· не компенсированные средства, необходимые  для завоза топлива в районы Крайнего Севера;

· финансирование расходов, несвойственных для субъектов Федерации (затраты  на кормление военнослужащих, отопление  воинских частей, тюрем и т.п.);

· финансирование органов федеральной  исполнительной власти на территории регионов, не финансируемых из фед.бюджета;

и многое другое.

     Отсутствие денежных средств для финансирования этих проблем приводит к необходимости производить эмиссию новых денежных суррогатов, либо самостоятельно, либо посредством дружественных финансовых институтов. Необходимо учитывать, что абсолютно аналогичная ситуация имеет место для федерального бюджета.

     Для предприятий и банков также  часто возникает необходимость  эмиссии дополнительных денежных  суррогатов. Для предприятий это  связано с необходимостью проводить  денежные платежи - платить налоги  и зарплату, для банков - необходимость  кредитовать дружественные организации  (предприятия или местные администрации)  в условиях отсутствия свободных  резервов. 

    Таким образом, можно сказать, что источники неплатежей в современной России являются характеристикой объективной экономической ситуации - в современных условиях невозможно удовлетворить все потребности в деньгах, однако как только ситуация с генерацией неплатежей появилась, она начала задавать новые "правила игры", в которых вольготно себя чувствуют криминальные структуры, которые просто повторяют все описанные выше действия по выпуску денежных суррогатов не с целью совершить социально и экономически необходимые действия, а с целью получить максимальный доход.

 

    1. Причины неплатежей в России

      В каждой стране, будь то страна  с переходной экономикой, или  страна с развитой рыночной  экономикой, существуют свои причины  кризиса неплатежей. В России  же, с ее специфическими особенностями  не только экономики, но и  политики, а также географическими  особенностями. Неплатежи вызывают  различные проблемы. Однако среди  них можно выделить наиболее  важные: искусственная нехватка  денег в стране, несовершенство  налоговой политики, преднамеренная  неоплата государственных заказов,  задержка пенсий и заработной  платы работникам бюджетной сферы,  неконкурентоспособность отечественной  продукции, монополистическое ценообразование,  «прокрутка» денег.

     Можно выделить в пять теорий появления неплатежей в РФ:

1) Теория потери оборотных средств — инфляция начала 90-х годов и финансовая политика, направленная на ограничение роста денежной массы привели к обесценению оборотных средств предприятий и недостатку средств для осуществления своевременных расчетов.

2) Теория ценовой дискриминации — получение дополнительной прибыли монополиями за счет установления различных цен потребителям с различной платежеспособностью. В условиях инфляции при формально едином тарифе естественные монополии могли осуществлять ценовую дискриминацию, получая вовремя задолженность с платежеспособных потребителей, и через какое-то время — с неплатежеспособных.

3) Теория бюджетного бумеранга — цепь неплатежей предприятий друг другу инициирована неоплатой государства и муниципалитетов по государственному и муниципальному заказу и неплатежами бюджетных организаций из-за недофинансирования.

4) Теория новой промышленной политики. Неплатежи — это способ ухода от налогов, вывода финансовых средств с предприятия в пользу недобросовестного менеджмента, способ преднамеренного банкротства предприятий для установления контроля над ним.

5) Теория виртуальной экономики. С помощью неплатежей реально убыточные и неконкурентоспособные в основной своей массе российские предприятия могут поддерживать высокие бухгалтерские показатели выручки, прибыли и рентабельности, хотя реально, в виде “живых денег” эта выручка и прибыль никогда не будут получены из-за не конкурентоспособности продукции.

      Непреложный факт современной  российской действительности –  искусственно созданная нехватка  денег в обращении, демонетизация  экономики и возвращение ее  в состояние всеобщего натурального  обмена.  Подобное положение является следствием сознательно проводившейся в 1992-1995 гг. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли примерно в     8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.3

Информация о работе Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации