Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования вопросов преодоления неплатежей предприятий в современных условиях объясняется огромными масштабами неплатежей во многих отраслях и сферах экономики и тяжелыми, негативными последствиями неплатежей для населения страны и всего общества. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс предполагает сбалансированность потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.
В ходе рыночных преобразований российской экономики произошли крупномасштабные нарушения товарно-денежной сбалансированности. В результате серьезных ошибок, допущенных в процессе осуществления экономических реформ в России, сложилась крайне нерациональная, деформированная в своих основах система обмена, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика неплатежей в РФ……………………………....6
1.1. Понятие неплатежей и их источники………………………………….....6
1.2. Причины неплатежей в РФ…………………………………………….....9
Глава 2 Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской
Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей…………...16
2.2. Совершенствование системы расчетов………………………………....17
2.3. Изменение монетарной и фискальной политики государства………...20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………...25
Глава 3 Задачи практической части…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория .docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

       Более полному использованию возможности смягчения платежного кризиса с помощью совершенствования условий проведения расчетов способствуют также совместные усилия банков по взаимному выполнению расчетных операций. Подобные отношения представляются предпочтительными по сравнению с корреспондентскими отношениями между отдельными банками. Здесь полезной может быть организация клирингов с участием в них групп банков по операциям их клиентуры.

      Увеличение числа банков и их клиентов, принимающих участие в организации и осуществлении межбанковского клиринга, расширяет возможность зачета взаимных требований, снижает неплатежи. В связи с этим заслуживает внимания попытка создания двенадцатью банками в Санкт-Петербурге расчетного пула Северо-Западного региона. Такая мера обладает определенными преимуществами, состоящими в снижении неплатежей.11

      Вместе с тем нельзя упускать из виду присущие ей недостатки. К их числу следует отнести, с одной стороны, то, что круг участников клиринга ограничен; соответственно ограничиваются возможности преодоления неплатежей с помощью клиринга. С другой стороны, при применении клиринга расчеты между его участниками обособляются, а поступающие в их распоряжение средства используются прежде всего для удовлетворения требований участников клиринга, но в ущерб требованиям других участников хозяйственного оборота. Например, выручка участников клиринга не может использоваться для расчетов с другими предприятиями и организациями, не участвующими в клиринге, а также для платежей бюджету, выдачи заработной платы и др.

     Расширение безналичных расчетов с применением денежного оборота вместо бартера, зачетов может способствовать повышению роли денег в народном хозяйстве, последовательному переходу к рыночным условиям взаимодействия совокупного предложения товаров и платежеспособного спроса на них.

     Необходимо отметить, что решение  задачи более полного удовлетворения  потребности оборота в платежных  средствах может опираться на  существенное увеличение кредитных  вложений банков в реальную  экономику. Такая мера тем более  обоснованна, что доля банковского  кредита в составе источников  оборотных средств предприятий незначительна, а увеличение объема предоставляемых банками ссуд улучшит обеспеченность предприятий платежными средствами, что будет способствовать смягчению платежного кризиса.

 

    1. Изменение монетарной и фискальной политики государства

     В нынешнем положении быстрый  переход России на единственно разумную формулу налогообложения: низкая ставка - широкий охват, видимо, пока еще невозможен. Невозможен прежде всего из-за отсутствия реальных источников для компенсации временного падения объемов собираемых налогов, неизбежного в ходе перестройки налоговой системы в соответствии с этим принципом.

    По-видимому, сегодня при совершенствовании  налоговой системы целесообразны и реальны следующие шаги:

-      унификация  налогов и сокращение их числа  до 25-30;

-     отмена обязательной  предоплаты НДС;

-     снижение  ставки налога на прибыль и  введение "регрессивной" его ставки: чем больше налогооблагаемая  прибыль, тем ниже ставка;

-   законодательная  и иная подготовка к такой  налоговой реформе, при которой определяющую роль будут играть налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, налог на пользование природными ресурсами (роялти) и налог на землю (земля должна быть не просто дорогой, а очень дорогой);

-  максимально возможное  сокращение всякого рода налоговых  льгот и освобождений; одна эта  мера могла бы дать поступления  в бюджет, сопоставимые

с нынешними размерами  дефицита федерального бюджета;

-     ликвидация  внутренних оффшорных зон;

В сфере наших экономических взаимоотношений  с мировой экономикой особенно необходимо провести следующие меры:

-  снижение курса рубля,  существенно обгоняющее рост  внутренних цен, по отношению к доллару как действенное средство протекционистской защиты отечественного производителя и повышения конкурентоспособности нашего экспорта;

-    развитие системы  государственного страхования российского  экспорта и других форм его  поддержки, а также государственного  страхования иностранных частных  инвестиций;

-     частичное  восстановление таможенных пошлин  на экспорт;

-     введение  обязательного обмена 100-процентной  экспортной выручки на

рубли;

-   более рациональное  использование активного сальдо  торгового баланса для решения особо острых внутренних проблем, в том числе и для выполнения государственных инвестиционных проектов;

- установление благоприятного  административного, правового и  налогового режима для иностранных  частных инвестиций и возвращающихся назад российских;

      Необходимо также предоставить  региональным российским структурам возможность с участием администрации и местного бизнеса привлекать средства с мировых рынков капитала для развития перспективных производств и реконструкции депрессивных зон (с использованием механизма залога).

     Учитывая ту роль, которую наши  партнеры из стран СНГ играют в обострении проблемы неплатежей, целесообразно:

- расширить практику  предоставления Россией странам  СНГ так называемых «связанных»  государственных кредитов, обеспечивающих российским предприятиям устойчивые платежи за продукцию, поставляемую по межгосударственным соглашениям в эти страны;

-   постепенно снижать,  а в перспективе и полностью  отменить НДС на продукцию  российского экспорта в страны  СНГ;

-  предпринять дальнейшие  политические и другие меры  для конвертации долгов стран-должников в собственность на их территории;

- ускорить заключение  двусторонних платежных соглашений, предусматривающих равноправное  участие национальных валют во  взаимных расчетах, что, в свою  очередь, потребует внесения соответствующих корректив в деятельность как российского, так и других  центробанков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Кризис неплатежей, разразившийся  в России в середине девяностых, породил массу гипотез о его происхождении и серьезные попытки вернуть ситуацию к «нулевому» варианту посредством взаимозачетов. Но эти методы не привели к желаемому результату.

      При всей множественности причин, породивших этот кризис, имеется, по моему мнению, общий механизм непрерывной его поддержки, скрытый от общества и власти, принимающей экономические решения.

     Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

      Одним из главных генераторов неплатежей является Министерство финансов, не выполняющее обязательств по расходам госбюджета. Кроме непосредственно финансового результата негативное влияние такое положение оказывает на морально-психологическую ситуацию, оправдывая практику неплатежей авторитетом государства.

     Предприятия отраслей тяжелой индустрии, отдаленных от конечного спроса (ТЭК, металлургия, химическая промышленность), используют неплатежи своим поставщикам как вынужденную меру для поддержания сложившегося уровня своих финансовых ресурсов и восполнения оборотных средств.

Важно понять, что даже при условии  реализации рассмотренных мер взаимные неплатежи предприятий не исчезнут. Торговый кредит необходим для нормального функционирования экономики. Но просроченная задолженность по платежам в бюджет и по выплате заработной плате ничем не может быть оправдана.

      Специфическая острота сегодняшнего кризиса заключается прежде всего в том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную напряженность в обществе. Сегодня речь идет уже не только о развале производственного и научно-технического потенциала России, но и о реальной опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми политическими последствиями.

      Таким образом, в неплатежах сконцентрированы и отразились практически все проблемы и сложности переходной экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бернштам, М.С. Платежный кризис: причины, следствия, пути решения/ М.С. Бернштам, А.И. Ситников. – Финанс - 2009. - №12
  2. Деньги, банки, кредит: учеб./ под редакцией проф. О.И. Лаврушина.- изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2005. - 390 с.
  3. Заявление Правительства РФ и Центрального Банка РФ «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии  на среднесрочную перспективу (одобрено на заседаниях Совета директоров ЦБ РФ 06.04.2001 г., на заседании Правительства РФ 13.04.2001 г.) //Российская газета, №79, 24.04.2001г.
  4. Иванов, В.   Варрант выходит на рынок: Новый финансовый инструмент для решения проблемы неплатежей //Экономика и жизнь- 2006. - №42 
  5. Кузнецов, П. Финансы промышленности России: новый виток неплатежей/ П. Кузнецов// РЦБ. №15 (2008) — с.  10.
  6. Мохтари, М. Эконометрический анализ неплатежей в России / М. Мохтари, С. Кейнер, В. Конторович // Экономический журнал ВШЭ.  - 2000. –№1 - С. 226.
  7. Навой, А. Российские кризисы образца 1998 и 2008годов: найди 10 отличий/ А. Навой// Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - С. 24-25
  8. Ольшевский, В. Теория инфляции в России: исторический аспект./ В. Ольшавский // Вопросы экономики.  -  2006.- № 1- С. 39 - 49.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Задачи практической части

 

Вариант №0

 

Задача  0.1. В какой-то гипотетической стране производится только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы использованы полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертить кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Отметить на графике точки М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и Н(30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

Вариант выбора

Велосипеды (шт.)

Стиральные машины (шт.)

Альтернативные издержки одного велосипеда

Альтернативные издержки одной стиральной машины

1

100

0

   

2.

90

10

   

3.

75

20

   

4.

55

30

   

5.

0

40

   

 

Решение:

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (вмененные) ИЗДЕРЖКИ (стоимость) –  количество одного блага, которым жертвуют ради увеличения другого блага на единицу:

ОС = DQ1/ DQ2,

где ОС − альтернативные издержки;

      DQ1−уменьшение количества первого блага;

      DQ2 − увеличение количества второго блага.

 

 

 

Вариант выбора

Велосипеды (шт.)

Стиральные машины (шт.)

Альтернативные издержки одного велосипеда

Альтернативные издержки одной стиральной машины

1.

100

0

0

 

2.

90

10

1

1

3.

75

20

2,5

0,4

4.

55

30

2

0,5

5.

0

40

5,5

0,9


 

 

        стиральные машины


 

  40

 


 

  30                      КВП                                      М


                                                           

  20                          Н                                              


 


 

  10


 

Информация о работе Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации