Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа
Актуальность исследования вопросов преодоления неплатежей предприятий в современных условиях объясняется огромными масштабами неплатежей во многих отраслях и сферах экономики и тяжелыми, негативными последствиями неплатежей для населения страны и всего общества. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс предполагает сбалансированность потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.
В ходе рыночных преобразований российской экономики произошли крупномасштабные нарушения товарно-денежной сбалансированности. В результате серьезных ошибок, допущенных в процессе осуществления экономических реформ в России, сложилась крайне нерациональная, деформированная в своих основах система обмена, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика неплатежей в РФ……………………………....6
1.1. Понятие неплатежей и их источники………………………………….....6
1.2. Причины неплатежей в РФ…………………………………………….....9
Глава 2 Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской
Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей…………...16
2.2. Совершенствование системы расчетов………………………………....17
2.3. Изменение монетарной и фискальной политики государства………...20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………...25
Глава 3 Задачи практической части…………………………
Между
тем искусственный "голод" на деньги,
столь резко сокративший
Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится в настоящее время не более 10 – 15 % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей. По некоторым оценкам, один рубль, вовремя невыплаченный бюджетом по своим обязательствам, сегодня порождает 6 – 7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений. Бюджет, таким образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 из всех неплатежей в стране.4
Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ (неважно, что это - подводная лодка или вагон с зерном) порождает на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных расходов, кредитов. Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет. Затем начинается новый виток в спирали неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение производства, новые неплатежи в бюджет и т.д.
Образовывается, таким образом, своего
рода порочный замкнутый круг,
разорвать который на уровне
отдельных предприятий
Одной их причин неплатежей
в России, как было упомянуто
выше, является налоговая политика.
Имевшая хоть какое-то
Сегодня от налогов уклоняются до 70 % всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей5. При этом широко используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования налоговые льготы, искусственное сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой системы - прямой уход 40 %6 и более реальной российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу, расчеты "черным полом", рост организованной преступности, массовое укрывательство личных доходов и имущества от налогообложения, наличие на
руках (вне банковской сферы) у населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в иностранной валюте, массированный отток российских капиталов за границу, превысивший уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд. долл., и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на современный кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с бюджетом.
Третьей, довольно важной
Существенным фактором
В условиях платежного кризиса,
Поставленный
в трудное экономическое
В результате подобных
Особое место среди факторов,
влияющих на существование и
развитие платежного кризиса,
занимает проводимая в РФ в
течение ряда лет денежно-
Кроме всего, выше сказанного,
привлекает внимание то, что немалая
часть неплатежей возникает в
связи с недостаточностью
При анализе экономической ситуации появления
неплатежей можно сказать следующее: фактически,
существует всего один механизм возникновения
неплатежей, который используют все перечисленные
выше субъекты их генерации (федеральный
бюджет, местные бюджеты, предприятия,
финансовые учреждения) - это выпуск денежных
суррогатов под будущие доходы (более
или менее реальные для "честных"
участников рынка, фиктивные - для криминальных).
Бюджеты разных уровней дают гарантии
по банковским векселям, предприятия выпускают
товарные векселя, обеспеченные произведенным,
по непроданным или неоплаченным товаром,
финансовые структуры выпускают векселя,
обеспеченные дебиторской задолженностью
и т.п.
Если денежные суррогаты используются
экономически "корректно" (точное
определение дать сложно, имеется в виду
направление использование, дисконт, обеспеченность
бумаги), то после их погашения и участники
расчетов, и экономика в целом не несут
серьезных убытков (хотя при этом доля
экономики, обслуживаемая рублем и, тем
самым, прозрачная для налоговых служб
государства, сокращается). Однако, в случае
некорректного использования в денежно-кредитном
секторе начинаются серьезные перебои,
которые быстро переходят на всю экономику
в целом.
Глава 2. Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации
Не существует какой-либо
Если анализировать
позицию нашего Правительства,
то можно сказать, что
В 2001 году Правительство
выступило с инициативой
Правительство Российской
Федерации на современном
В 2001 году по
инициативе Правительства
Для преодоления платежного
Вместе с тем самостоятельной
задачей являются
Трудности и недостатки, присущие
расчетам с помощью зачета, бартера,
векселя, и ограниченные
Одной из мер в этом
Между клиентами расчетных и
клиринговых учреждений
Общий объем платежей, прошедших через клиринговые организации, сравнительно невелик, но, тем не менее, подобные операции способствовали некоторому уменьшению объема неплатежей.10 Дальнейшее же расширение операций маловероятно как потому, что клиентура не всегда располагает свободными средствами для депонирования в клиринговом центре, так и потому, что при ограниченном контингенте клиентов таких центров возможности зачета невелики. Эти меры могут рассматриваться как временные, приемлемые лишь до кардинального решения проблемы устранения неплатежей.
Возможности уменьшения неплатежей существуют и в области расчетов между предприятиями, выступающими клиентами различных банков. Дело в том, что в новых условиях в расчетах между клиентами появились дополнительные звенья в лице РКЦ (расчетно-кассовых центров), что привело к некоторому замедлению расчетов. С 1998 года РКЦ начали удалять из сферы расчетов между организациями.
Информация о работе Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации