Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ - экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся средних классов, обоснованную преимущественным использованием эстафет.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
3. Экспериментально обосновать эффективность данной методики;
4. Дать практические рекомендации по совершенствованию развития скоростно-силовых способностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………….....
5
Определение скоростно-силовых способностей…………………
5
Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
7
Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
8
Методика развития скоростно-силовых способностей…………..
10
Классификация эстафет и использование их на уроках физической культуры………………………………………………
12
ГЛАВА II.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….....
14
2.1. Методы исследования………………………………………………..
14
2.1.1. Анализ научно-методической литературы…………………
14
2.1.2. Контрольные испытания…………………………………….
14
2.1.3. Педагогический эксперимент……………………………….
16
2.1.4. Методы математической статистики…………….................
18
2.2. Организация исследования…………………………………………..
19
ГЛАВА III.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...
21
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
26
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Наиболее значительные темпы
развития силовых способностей (по
показателям прироста абсолютной величины
внешне проявленной силы) отмечается
у подростков и юношей 13-14 и 16-18-ти
лет (у девочек и девушек
В целом же морфофунк1щональные предпосылки максимальных проявлений силовых способностей метательного характера созревают позже, как правило, после 13-18-ти лет, хотя есть отдельные случаи демонстрации мировых рекордов в тяжелой атлетике спортсменами 15-16-ти лет [22].
При осуществлении силовой подготовки следует учитывать, что наибольший естественный прирост абсолютной силы происходит у мальчиков в 16-17 лет. Избирательно направленная силовая подготовка в эти периоды будет способствовать высоким темпам совершенствования силовой подготовленности.
Биологическое созревание организма школьников обуславливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10-ти до 11 -ти лет и с 14-ти до 16-ти лет, а у девочек — с 9-ти до 10-ти лет и с 13-ти до 14-ти лет Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно особенно с 10-ти лет у мальчиков и с 9-ти лет у девочек повышаются показатели разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. Сопоставление скоростно-силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет судить о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величины взрослого человека.
Наиболее интенсивный рост скоростно-силовых качеств наблюдается в период с 8 до 12 лет. Установлено повышение уровня развития скоростно-силовых качеств с 13 до 14-15-ти лет. У девочек наивысшая величина прироста наблюдается в 10 лет.
Наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств по результатам прыжка в длину с места у мальчиков является 9-10, 12-13, 14-15 лет, у девочек — в 9, 10-12-13 лет; прыжка в высоту с места у мальчиков - 8-10 лет, у девочек 8-10,12-14 лет.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у учащихся 6-17 лет характеризуется периодами повышенной и сниженной активности и имеет свои специфические особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания [8].
1.4. Методика развития скоростно-силовых способностей
Скоростно-силовыепроявления необходимо понимать не как производное от быстроты и силы, а как самостоятельное качество, которое должно стоять в одном ряду с силой, быстротой, выносливостью и развитие, которого требует присущих только ему средств и методов развития.
По мнению многих авторов, значительное место впроцессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этого качества во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
Центральная методическая проблема
воспитания скоростно-силовых способностей
- это проблема оптимального сочетания
в упражнениях скоростных и силовых
характеристик движений. Трудности
её решения вытекают из того, что
скорость движений и степень преодолеваемого
отягощения связаны обратно
Из биомеханики известно, что наибольшая механическая мощность при мышечных сокращениях, достигается, если скорость сокращений и величина преодолеваемых отягощений составляет примерно 1 /3 от предельных. Однако многие двигательные действия по условиям их эффективности использования в физическом воспитании и в жизни необходимо выполнять с большей скоростью и с различным отягощением [11].
В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и прикоторой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость). Внешнее же отягощение лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуального максимума. Особенно строгое нормирование внешнего отягощения необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям, в скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, других лёгких предметов, прыжки в длину и т.д.). Дополнительные отягощения здесь жёстко лимитируются так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действия[5,14].
Другой методический период
основан на использовании тонизирующего
следового эффекта, который создаётся
преодолением повышенного отягощения
непосредственно (за несколько минут)
перед выполнением скоростно-
Практически на большинстве этапов базового физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2 в неделю различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотябы по несколько повторений), нормируя связанный с ним объём нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся.
На целесообразность развития скоростно-силовых качеств, в школьном возрасте, указывает в своих исследованиях Ф.Г.Казарян, при этом он считает, что наиболее эффективным средством развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения. В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовой, так и силовой спектр упражнений, первыми проводятся, как правило, скоростно-силовые упражнения после соответствующей разминки в первой половине основной части, а силовые, если они применяются в значительном объёме, - во второй половине этой части не считая отдельных симулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта.
Установлено, что использование
комплекса специальных силовых
упражнений с отягощениями весом 30%
от максимального способствует значительному
повышению скоростных способностей
(до 18%). Применение отягощений весом 70-80%
от максимального даёт наибольший прирост
силовых и скоростно-силовых
Для развития скоростно-силовых способностей используются упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, с гантелями, с сопротивлением партнёра). Условно выделяют упражнения, преимущественно развивающие силовой или скоростной компонент, и первых упражнениях скорость сокращения мышц близка к максимальной (свыше 90%) при отягощении в 20-30% от максимальной величины силы действия.
Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-10 до 30-40 секунд. Во втором типе упражнений величина отягощения составляет 60-80% от максимально возможной. Продолжительность упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности составляет от 2 до 5-6 минут. Наиболее распространенным методом развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.
Рассматривая различные методики скоростно-силовой подготовки учащихся среднего школьного возраста, мы обнаружим, что анализируемая нами литература не содержит подробных рекомендаций относительно использования эстафет для развития этих способностей [4].
1.5. Классификация эстафет и использование их
на уроках физической культуры
Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющимсистематизировать ихи облегчить подбор игровых заданий.
Эстафеты подразделяются:
— по количеству включаемых заданий — на простые и сложные. Если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.) — это простые эстафеты, если два и более — сложные. В качестве последних можно использовать полосу препятствий;
— по требованиям к выполняемым заданиям — на строго регламентированные и произвольные. Первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые — любым наиболее рациональным или удобным для игрока;
— по характеру
перемещений — на линейные, круговые,
встречные. В линейных эстафетах
участники передвигаются
— по способу
действий участников — на индивидуальные
и коллективные. В индивидуальных
эстафетах все участники по очереди
выполняют обусловленные
Для детей
начальных классов
ГЛАВА II.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель
и задачи настоящего исследования решались
с помощью применения общепринятых
научных методов исследования: анализа
и обобщения научно-
Подбор методов определили цель, задачи, проблема и логика исследования, а их использование обеспечивало высокую объективность полученных результатов.
2.1.1. Анализ научно-методической литературы
Применялся
на всех этапах проведения
исследования. Он использовался
с целью изучения анатомо-
2.1.2. Контрольные испытания
В основе выбора тестов для оценки
физической подготовленности средних
школьников исходили из того, что применяемые
с этой целью контрольные испытания
должны быть компактными, включать в
себя простые двигательные задания,
известные занимающимся, не требующие
предварительного изучения техники
их выполнения, позволяющие в комплексе
разносторонне оценить
Прыжок в длину с места
Задание выполнялось на твердом покрытии в зале. Исходное положение — ступни параллельно на ширине плеч. Прыжок выполнялся одновременным толчком двумя ногами. Измерения проводилось сантиметровой лентой от носков ног при отталкивании, до пяток при приземлении. Результат фиксировался с точностью до 0,01м. В ходе теста ребенок выполнял три прыжка. В протокол заносился лучший результат