Методика воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ - экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся средних классов, обоснованную преимущественным использованием эстафет.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
3. Экспериментально обосновать эффективность данной методики;
4. Дать практические рекомендации по совершенствованию развития скоростно-силовых способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3

ГЛАВА I.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………….....

5

Определение скоростно-силовых способностей…………………
5
Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
7
Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
8
Методика развития скоростно-силовых способностей…………..
10
Классификация эстафет и использование их на уроках физической культуры………………………………………………
12

ГЛАВА II.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….....
14

2.1. Методы исследования………………………………………………..
14
2.1.1. Анализ научно-методической литературы…………………
14
2.1.2. Контрольные испытания…………………………………….
14
2.1.3. Педагогический эксперимент……………………………….
16
2.1.4. Методы математической статистики…………….................
18
2.2. Организация исследования…………………………………………..
19

ГЛАВА III.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...
21

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
26

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Вавера курсач!!!!!!!!.docx

— 140.03 Кб (Скачать файл)

Наиболее значительные темпы  развития силовых способностей (по показателям прироста абсолютной величины внешне проявленной силы) отмечается у подростков и юношей 13-14 и 16-18-ти лет (у девочек и девушек несколько  раньше), причём самыми высокими темпами  увеличиваются показатели силы крупных  мышц разгибателей туловища и ног. Относительные  же показатели силы (в расчете на 1 кг веса собственного тела) особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11-ти лет, а для некоторых мышечных групп и ещё раньше.

В целом же морфофунк1щональные  предпосылки максимальных проявлений силовых способностей метательного характера созревают позже, как  правило, после 13-18-ти лет, хотя есть отдельные  случаи демонстрации мировых рекордов в тяжелой атлетике спортсменами 15-16-ти лет [22].

При осуществлении силовой  подготовки следует учитывать, что  наибольший естественный прирост абсолютной силы происходит у мальчиков в 16-17 лет. Избирательно направленная силовая  подготовка в эти периоды будет  способствовать высоким темпам совершенствования  силовой подготовленности.

Биологическое созревание организма  школьников обуславливает интенсивное  развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10-ти до 11 -ти лет и с 14-ти до 16-ти лет, а у девочек — с 9-ти до 10-ти лет и с 13-ти до 14-ти лет Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно особенно с 10-ти лет у мальчиков и с 9-ти лет у девочек повышаются показатели разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. Сопоставление скоростно-силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет судить о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величины взрослого человека.

 Наиболее интенсивный рост скоростно-силовых качеств наблюдается в период с 8 до 12 лет. Установлено повышение уровня развития скоростно-силовых качеств с 13 до 14-15-ти лет. У девочек наивысшая величина прироста наблюдается в 10 лет.

 Наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств по результатам прыжка в длину с места у мальчиков является 9-10, 12-13, 14-15 лет, у девочек — в 9, 10-12-13 лет; прыжка в высоту с места у мальчиков - 8-10 лет, у девочек 8-10,12-14 лет.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что развитие скоростно-силовых  качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте. Возрастная динамика развития скоростно-силовых  качеств у учащихся 6-17 лет характеризуется  периодами повышенной и сниженной активности и имеет свои специфические особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания [8].

 

 

1.4. Методика развития  скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовыепроявления необходимо понимать не как производное от быстроты и силы, а как самостоятельное качество, которое должно стоять в одном ряду с силой, быстротой, выносливостью и развитие, которого требует присущих только ему средств и методов развития.

По мнению многих авторов,  значительное место впроцессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этого качества во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания  в упражнениях скоростных и силовых  характеристик движений. Трудности  её решения вытекают из того, что  скорость движений и степень преодолеваемого  отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между  скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования  их таким образом, чтобы достигалось,возможно, больше мощность внешне проявляемой силы с приростом быстроты действия.

Из биомеханики известно, что наибольшая механическая мощность при мышечных сокращениях, достигается, если скорость сокращений и величина преодолеваемых отягощений составляет примерно 1 /3 от предельных. Однако многие двигательные действия по условиям их эффективности использования в физическом воспитании и в жизни необходимо выполнять с большей скоростью и с различным отягощением [11].

В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и прикоторой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость). Внешнее же отягощение лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуального максимума. Особенно строгое нормирование внешнего отягощения необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям, в скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, других лёгких предметов, прыжки в длину и т.д.). Дополнительные отягощения здесь жёстко лимитируются так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действия[5,14].

Другой методический период основан на использовании тонизирующего  следового эффекта, который создаётся  преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия  подъёмов штанги большого веса перед  прыжками или метаниями может  способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или  в метаниях. Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяжённые циклы занятий, при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается, как: минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при задании отягощений). Исходя из этого, нормируют суммарный объём скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличивать интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно   лимитирует   объём   нагрузки. Отсюда   вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу (в смысле ограничения объёма нагрузки в рамках отдельного занятия) [5].

Практически на большинстве  этапов базового физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2 в неделю различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотябы по несколько повторений), нормируя связанный с ним объём нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся.

На целесообразность развития скоростно-силовых качеств, в школьном возрасте, указывает в своих исследованиях Ф.Г.Казарян, при этом он считает, что наиболее эффективным средством развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения. В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовой, так и силовой спектр упражнений, первыми проводятся, как правило, скоростно-силовые упражнения после соответствующей разминки в первой половине основной части, а силовые, если они применяются в значительном объёме, - во второй половине этой части не считая отдельных симулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта.

Установлено, что использование  комплекса специальных силовых  упражнений с отягощениями весом 30% от максимального способствует значительному  повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70-80% от максимального даёт наибольший прирост  силовых и скоростно-силовых способностей. Причём использование этой программы  обеспечивает устойчивое сохранение достигнутых  результатов скоростно-силовой подготовки[15].

Для развития скоростно-силовых  способностей используются упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, с гантелями, с сопротивлением партнёра). Условно выделяют упражнения, преимущественно развивающие силовой или скоростной компонент, и первых упражнениях скорость сокращения мышц близка к максимальной (свыше   90%)   при   отягощении   в   20-30%   от максимальной величины силы действия.

Продолжительность  выполнения упражнений колеблется от 5-10 до 30-40 секунд. Во втором типе упражнений величина отягощения составляет 60-80% от максимально  возможной. Продолжительность упражнений в  зависимости от возраста, пола и  подготовленности  составляет от 2 до 5-6 минут. Наиболее распространенным методом развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.

Рассматривая различные  методики скоростно-силовой подготовки учащихся среднего школьного возраста, мы обнаружим, что анализируемая  нами литература не содержит подробных  рекомендаций относительно использования  эстафет для развития этих способностей [4].

 

 

1.5. Классификация эстафет и  использование их

на уроках физической культуры

 

Эстафеты  классифицируют по различным  признакам, позволяющимсистематизировать ихи облегчить подбор игровых заданий.

Эстафеты  подразделяются:

— по количеству включаемых заданий — на простые и сложные. Если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.) — это простые эстафеты, если два и более — сложные. В качестве последних можно использовать полосу препятствий;

— по требованиям  к выполняемым заданиям — на строго регламентированные и произвольные. Первые требуют выполнения задания  заранее оговоренным способом, вторые — любым  наиболее рациональным или удобным для игрока;

— по характеру  перемещений — на линейные, круговые, встречные. В линейных эстафетах  участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых- игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя На месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных  — половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается  на противоположной стороне площадки, и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;

— по способу  действий участников — на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных эстафетах все участники по очереди  выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и  дополнительными заданиями. В коллективных совместных эстафетах участники  передвигаются группами, и успех  обеспечивается согласованностью действий всей команды[24].

Для детей  начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического  плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники  выявляют преимущество в единоличной  борьбе. Они могут протекать в  различных по сложности действиях  и взаимоотношениях играющих, сочетаниях 6 активным единоборством, связанным  с непосредственным контактом, а  также без соприкосновения с  соперником. Предлагаемые сценарии и  игровые комплексы рассчитаны на участников разного возраста и разные условия проведения эстафет. Они  составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и  двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а  также общих педагогических требований, способствующих большому воспитательному  эффекту на уроках физической культуры [24].

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Цель  и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых научных методов исследования: анализа  и обобщения научно-методической литературы; контрольных испытаний; педагогического эксперимента; методов  математической статистики. Использованные в исследовании методы отвечали основным требованиям, предъявляемым к методам научного исследования и обеспечивающим его успех [17].

Подбор  методов определили цель, задачи, проблема и логика исследования, а их использование  обеспечивало высокую объективность  полученных результатов.

 

2.1.1. Анализ  научно-методической литературы

 Применялся  на всех этапах проведения  исследования. Он использовался  с целью изучения анатомо-физиологических  особенностей детей среднего  школьного возраста,  выявления  эффективных методов, направленных  наразвитие скоростно-силовых способностей, применением их на уроках физической культуры. При подборе интересующей литературы учитывался год издания и общая направленность работы. Особенно важным и полезным этот метод был на ранних этапах написания курсовой работы для определения ее темы, актуальности, гипотезы, цели и задач [3,17].

 

2.1.2. Контрольные испытания

В основе выбора тестов для оценки физической подготовленности средних  школьников исходили из того, что применяемые  с этой целью контрольные испытания  должны быть компактными, включать в  себя простые двигательные задания, известные занимающимся, не требующие  предварительного изучения техники  их выполнения, позволяющие в комплексе  разносторонне оценить физическую подготовленность. Тесты так же должны быть легко выполнимы в условиях спортивного зала или небольшой  спортивной площадки. Учитывая все  эти требования, мы остановились на тестах, апробированных в массовом исследовании в Республике Беларусь и рекомендованных к использованию  в физическом воспитании школьников [13,14].

 

 

Прыжок в длину с места

Задание выполнялось на твердом покрытии в зале. Исходное положение —  ступни параллельно на ширине плеч. Прыжок выполнялся одновременным толчком  двумя ногами. Измерения проводилось  сантиметровой лентой от носков ног  при отталкивании, до пяток при  приземлении. Результат фиксировался с точностью до 0,01м. В ходе теста  ребенок выполнял три прыжка. В  протокол заносился лучший результат

Информация о работе Методика воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста