Методы государственного регулирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие современного государственного регулирования экономики;
2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;
3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;
4) рассмотреть Формы государственного регулирования;
5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория..docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

Экономические методы государственного регулирования имеют не столько  предписательный, сколько воздействующий на определенные аспекты характер. Осуществляются с помощью различных мер макроэкономической политики.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения и последствий, без выбора стратегических и тактических  приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используют прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование  – предвидение будущего, которым  занимаются государственные и муниципальные  органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет  три основные функции в государственном  регулировании рыночной экономики:

- предвидение социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;

- предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического развития;

- своевременное внесение коррективов или отмены решений, если этого потребует обстановка, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы бала возможность оценить  все возможные перемены. Это важно  в условиях, переходных, кризисных  этапов в развитии экономической  системы, когда она становится неустойчивой.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно  повысила роль и значимость прогнозирования. Спрос на качественные прогнозы значительно  возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка.

Согласно федеральному закону от 20,07,95 г.№115-ФЗ, государственное  прогнозирование находит выражение  в разработке Минэкономразвития  и представлении Правительством России в Государственную думу прогнозов  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета  на этот год).

Прогнозы нужны государственным  органам прежде всего для обоснования  стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный  периоды, то есть для стратегического  планирования.

Можно выделить три функции  стратегического планирования в  рыночной экономике:

- Определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом внутренних потребностей, этапов развития и трансформации; места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике;

- Выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства;

- Выработка социально-экономического механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития. Прямое регулирование – это регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

При косвенном регулировании  создаются предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений, субъекты тяготели к тому варианту, которые соответствуют  целям экономической политики.

Отсутствие реального  стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства  на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.

Методы стратегического  планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при утверждении, а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах.

Индикативное планирование носит преимущественно тактическое  значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно  связано с государственным бюджетом. Индикативное планирование в СССР впервые  введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год.

Функции индикативного  планирования в рыночной экономики:

- Позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов, которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

- Производится увязка указанных индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализацию этих индикаторов и воздействие на них государства более реальным.

- Приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более  узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно  используется для концентрации сил  и средств на реализацию выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование выполняет такие функции, как:

- выявление приоритетов социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи;

- концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;

- взаимная увязка программ между собой и остальной экономикой[3].

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, крупных предприятий.

Таким образом прогнозирование, стратегическое планирование и социально-экономическое  программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции  в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном  регулировании ее развития.

    1. Формы государственного регулирования:

Бюджетно-налоговое регулирование. Основой финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет –  это роспись государственных  доходов на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Государственный  бюджет представляет собой крупнейший централизованный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения  национального дохода и расходуемый  государством для осуществления  своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми  странами в начале XX в.:

- Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

- Принципы полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

- Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;

- Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета  образуется в основном сбором налогов. Расходная часть бюджета включает: расходы на содержание вооруженных  сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры, выплату процентов  по государственному долгу.

Бюджетная система выполняет  три функции:

- Фискальная функция – создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

- Функция экономического регулирования -  это использование государством налогов для проведения экономической политики;

- Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции  государство не должно ослаблять  рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

Важнейшую часть доходов  государственного бюджета составляют налоги. Налоги – обязательные платежи  физических и юридических лиц, взимаемые  государством.

Налоги выполняют две  функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает, что  с их помощью образуются государственные  денежные фонды, создающие условия  для функционирования государства. Экономическая функция налогов  означает их использование для воздействия  на экономику прежде всего через  перераспределение национального  дохода.

Основными элементами налоговой  системы являются виды налогов и  принципы их начисления – налоговые  ставки и налоговая база. Налоговая  ставка – определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в  виде налога. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых  изъятий не соответствуют целям  и задачам экономической политики государства.

Главное требование к налоговой  системе в современных условиях – ее устойчивость, нейтральность  по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономикию.

Валютно-финансовое и денежно-кредитное  регулирование. Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. Государственное регулирование в этой области призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать подъему ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создавать условия для внешнеторговой интеграции в мировое хозяйство.

Вхождение России в мировую  экономику привело к развитию комплекса «валютных отношений», а значит и на формирование российского  валютного рынка и его регулирования  со стороны государства.

Валютный контроль активно  использовался абсолютным большинством государств в критические для  них периоды, применялся также в  целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации  валютных ресурсов. В соответствии с особенностями экономического развития разных стран при определении  форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные  различия. Значительные расхождения  наблюдались и в сроках действия систем контроля, в тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее  такие государства объединяло понимание  того, что валютный контроль  может  служить одним из важных элементов  экономической политики государства. Ведь он обеспечивает стабильность и  постепенность рыночных реформ, сохраняет  валютные ресурсы государства на стадии сложных процессов трансформации  экономики.

Валютные ограничения  – меры запретительного характера. Они направлены на лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения являются также составной частью валютного контроля, который включает и мероприятия государства по надзору, регистрации.

Валютное регулирование  в России претерпело существенные изменения. В СССР оно основывалось на государственной  монополии. Права на совершение операций в валюте принадлежали исключительно  государству. Валюта как собственность  государства продавалась и покупалась у советских организаций и  граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. С переходом России к рыночным отношениям изменился и характер валютного регулирования в стране – сделаны попытки отстраниться от административного регулирования.

Один из объектов валютного  регулирования – валютные операции. Они представляют собой сделки и  иные действия, предметом которых  являются валютные ценности. Валюта Российской Федерации не относится к валютным ценностям и потому попадает под  валютное регулирование только в  части операций нерезидентов с валютой  РФ. Регулирование режимов функционирования помогает государству в административном порядке воздействовать на спрос  и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке[4].

Итак, цель валютного контроля – обеспечить соблюдение валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного  давления на валютный курс; стимулирование притока иностранной валюты и  контроль за возвратом валютной выручки  экспортерами; стимулирование активности субъектов внешнеэкономической  деятельности, то есть поощрение промышленного  экспорта и создание условий для  импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.

Информация о работе Методы государственного регулирования в экономике