Методы государственного регулирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие современного государственного регулирования экономики;
2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;
3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;
4) рассмотреть Формы государственного регулирования;
5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория..docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

1.5 Противоречия госрегулирования рыночной экономики

Государственное регулирование  рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о  том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:отмеченные десятилетия были периодом почти безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;

на стабильно высоком уровне поддерживалась занятость;

относительно быстро и устойчиво  повышались доходы и уровень жизни  населения.

Но уже к концу 60-х  гг. стали обнаруживаться серьезные  проблемы, корни которых начали усматривать  в государственном регулировании  экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства.

Так, причины возникновения  инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом  деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило  средств больше, чем поступало  в его бюджет в виде налогов. Дефицит  госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.

Инфляция также связывалась  с политикой полной занятости. Эта  политика предполагала вовлечение в  производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали  за них цену более высокую, чем  за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.

Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что  в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения  в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как  слапфляция и стагфляция.

Слапфляция характеризуется сочетанием экономического спада, роста безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Периоды 1973 - 1975 гг. и 1980 - 1982 гг. характеризовались значительным спадом производства практически во всех странах с рыночной экономикой при сохранении инфляционных процессов.

Стагфляция характеризуется  сочетанием экономического застоя, высокой  безработицы и инфляции. Одностороннее  движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную  экономическую конъюнктуру и  даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.

В целом, государственное  регулирование натолкнулось на ряд  противоречий.

1 Противоречие между целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода. В результате "национальный пирог" растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения доходов беднейшей части населения.

2 Противоречие между моделями государственного регулирования. В основном это противоречие между моделями, предполагающими активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. В результате в политике государства в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.

3 Противоречие между инструментами государственного регулирования.

Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную  политику может вести к повышению  ставки процента и сдерживать чистый экспорт.

Сужает возможности экспорта и политика "дорогих денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной  политики, превращаются в кредиты, так  как банки в период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.

4 Противоречия, вызываемые наличием временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий. Экономика нередко реагирует на эти меры с запазданием, причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации[8].

Все эти противоречия предстают  как объективно неизбежные, в связи с чем возникает проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается.

 

 

 

2 Роль государства в рыночной экономике

В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами  реализацию функций государства  и является основным инструментом регулирующего  воздействия власти на экономическую  систему общества.

Стратегия бюджетной  политики и бюджетного регулирования

Новый тип бюджета проявляется и  в характере предоставления за счет бюджетных расходов общественных благ всем членам общества. Государство  взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность  удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального  обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и правопорядка, обороны). Поэтому налоги определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются  частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Расходы, необходимые для государства  и выполнения им функций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрастает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего финансового регулирования социально-экономического развития.

Механизм  финансового регулирования - это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства[9].

Данный  механизм в современной российской экономике включает в себя следующие основные «блоки»:

1 Определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Президента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации;

2 Взаимодействие с Международным валютным фондом и реализация согласованной финансовой программы (ежегодные «Заявления» Правительства и Центрального банка об экономической и финансовой политике);

3 Управление параметрами денежной и кредитной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кредитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;

4 Законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления);

5 Регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законодательством, включая практику ежегодного внесения изменений и др[10].

В механизме  финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенциал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, денежная масса и ставка процента). Важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне микроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответственности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.

Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное  направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкретно формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны.

В Бюджетном  послании Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году», которое Владимир Путин  направил председателю Совета Федерации  Сергею Миронову и председателю Государственной  думы Геннадию Селезневу. Говоря об итогах исполнения бюджета в 2001 и 2002 годах, Владимир Путин акцентировал внимание Государственной думы и Совета Федерации  на тех же обстоятельствах, что и  в послании Федеральному собранию: сделано много, но предстоит еще  больше. Так, президент отмечает, что  бюджет за прошлый год исполнен, а на этот и вовсе запланирован с профицитом. Кроме того, создан финансовый резерв, текущие платежи  по обслуживанию и погашению долга  осуществляются своевременно и в  полном объеме, приняты ключевые главы  Налогового кодекса, направленные на снижение номинального налогового бремени, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой  системы. «Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению  социальной стабильности. Должно повыситься качество среднесрочного бюджетного планирования», - именно такие задачи Путин ставит в Бюджетном послании. Что касается политики в области расходов и  доходов, то Федеральное собрание должно обратить внимание на необходимость сделать налоговый учет максимально удобным и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, в целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога[11].

2.1 Бюджет России на 2007 год

Бюджет  на 2007 год принят с профицитом, как  и в предыдущие несколько лет. Превышение доходов над расходами  запланировано в размере 1,5 трлн. рублей. Как показывает практика, реальные расходы федерального бюджета оказывается  значительно больше запланированных, в связи с чем в закон  о бюджете вносятся соответствующие  изменения. Так было и в 2006 году.

По  словам министра финансов А. Кудрина, расходы  федерального бюджета в 2007 году станут самыми большими за последнее время. Произойдет это из-за высокого роста  экономики. Министр финансов назвал бюджет на 2007 год бюджетом инвестирования в человека, образование и здравоохранение. Было отмечено, что в следующих  бюджетах расходы такими темпами  расти не будут.

Федеральный бюджет на 2007 год обеспечивает создание предпосылок для дальнейшего  увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для  ее устойчивого роста и повышения  конкурентоспособности. Первая стратегическая задача бюджета - поддержания общей  макроэкономической сбалансированности, создание благоприятных условий  для развития реального сектора  экономики. Наша первостепенная задача – модернизация российской экономики, снижение инфляции, снижение ставки кредитования. Нам нужно существенно увеличить  инвестиционный потенциал российской экономики и сделать кредитный  ресурс основным инструментом для модернизации экономики.

Депутаты  Госдумы РФ в постановлении о  принятии бюджета в четвертом  чтении включали три рекомендации Правительству  РФ. В случае, если в 2007 году будут  получены дополнительные доходы, Правительство  РФ в первую очередь должно рассмотреть  вопросы:

- о выделении дополнительных средств на финансирование Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 гг. и на период до 2015г.;

- о выделении субсидий региональным бюджетам на дизельное топливо;

- о выделении дополнительных средств на увеличение финансирования Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 года и до 2010 года»[12].

Что касается уровня инфляции, то на практике он также оказался выше запланированного. В 2006 году он составил 9 % (предполагался  на уровне 7 – 8,5 %). На 2007 год – предполагается на уровне 6,5 – 8 %.

Если  говорить об экономике, то за четыре года (с учетом прогноза на следующий  год) ВВП возрастет на 28,9 %, в том  числе в этом году – на 6,6 %, в  следующем – на 6 %. В среднем  за четыре года ежегодный экономический  рост составит 6,5 %. Объем годовых  инвестиций в основные фонды экономики  за эти четыре года увеличится в  два раза.

Информация о работе Методы государственного регулирования в экономике