Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:52, контрольная работа
Понятие совершенной конкуренции. Функции конкурентного рынка и его инфраструктура.
Спрос и предложение в механизме конкурентного рынка.
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.
Теория предельной полезности и потребительский выбор. Кривые безразличия Парето-Хикса.
Контрольная работа по дисциплине
Экономическая теория
Тема: Механизм функционирования
конкурентного рынка постиндустриального общества.
План
Конкуренция-термин латинского происхождения, в буквальном переводе означающий «сталкивание». Понятие конкуренции многогранно: оно не охватывается каким либо универсальным определением. Конкуренция-это и способ (уклад) хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция –это соперничество, соревнование между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения максимально возможной прибыли или другой выгоды. Одновременно конкуренция-это и механизм саморегулирования рынка, достижения макроэкономического равновесия национальной экономики. Являясь атрибутом рыночной экономики, конкуренция естественным образом возникает из предпринимательской деятельности и одновременно служит непременным условием ее развития
Как способ (уклад) хозяйствования конкуренции на каждом этапе развития рыночной экономики специфична по форме своего бытия. Исторически и логически экономическая теория последовательно исследует генезис свободной, несовершенной и совершенной конкуренции. Эти формы служат критериями этапов развития рыночной экономики: ее «детства» (свободная конкуренция в эпоху мелкотоварного хозяйства), «юности» (несовершенная конкуренция период появления монополий и кризиса свободной конкуренции) и «зрелости» (совершенная конкуренция в постиндустриальном обществе).
В рыночной экономики развитых стран постиндустриального общества оптимально сочетаются и сознательно используются конкуренция (там, где она возможна) и монополия (особенно если речь идет о естественных монополиях.
Поставить на службу обществу и конкуренцию, и монополию( эти, казалось бы, несовместимые элементы смешанного хозяйственного уклада, получившего название «совершенная конкуренция» ) позволили изменения в условиях функционирования рыночной экономики в постиндустриальном обществе. Это проявилось, прежде всего, в снижении уровня стихийности и антагонистичности развития рыночной экономики вследствие усиления регламентирующих начал законодательных норм и правил государств в организации свободной и монополистической конкуренции, а также рыночных отношений. Активизация созидательных сил конкуренции и монополии стала возможной также благодаря маркетингу. Рыночная экономика постиндустриального общества не только регламентируется государством, но и саморегулируется. Конечно, в организации конкурентного и монопольного рынка в постиндустриальном обществе обнаруживаются «несовершенства», значительная часть которых –результат дефицита знаний о природе рыночных сил. Эти «несовершенства» устраняются законодательно.
Совершенная конкуренция «свободная» и «монополистическая»-
Конкурентный рынок российской экономики в последние годы значительно расширился. Особенно заметен его рост в связи с реформой естественных монополий. К примеру, в ходе реформы МПС доля перевозок, осуществляемых негосударственными компаниями-операторами, в 2001г. достигла 8% от всего объема грузов, перевозимых по железным дорогам. К 2008году число таких компаний увеличится настолько, что они смогут перевозить более 50% всех грузов. Расширение рыночной среды на железнодорожном транспорте имеет и социальной аспект, обусловленный традициями, уровнем культуры производства и другими факторами.
Созидательный потенциал конкурентного рынка проявляется через реализацию его функций. Среди них прежде всего выделяются следующие:
1)регулирующую функцию, функцию
самонастройки фирмы на
2) информационную функцию (конкурентный рынок «сигнализирует» об изменениях потребительского поведения населения колебанием цен и объемами продажи товаров; эти «сигналы» маркетинговые службы трансформируют в стратегию развития производства, определяя для фирмы перспективные и бесперспективные рынки тех или иных товаров);
3) функцию формирования и
4) воспроизводственную функцию (поскольку
производство в рыночной
5)стимулирующую функцию(
Изучение и сознательное исполнение данных функций способны превратить потенциальную энергию конкурента в созидательную и динамическую.
Конкурентный рынок имеет свою организационно-экономическую инфраструктуру, под которой понимается совокупность учреждений, обеспечивающих функционирование саморегулирование рынка (товарные и фондовые биржи, ярмарки, торги, аукционы, коммерческие банки и др.). В реальной рыночной экономике инфраструктура конкурентного рынка используется в сочетании с инфраструктурой государственного регулирования (центральный банк, налоговые службы антимонопольные комитеты и др.) Значение и роль этих групп учреждений в инфраструктуре в рыночной экономике меняются на разных этапах ее развития. В период циклического спада производства возрастает роль государства и его учреждений. В эпоху стабилизации и роста экономики происходит дерегулирование, или либерализация, экономики (историческими примерами этого явления могут служить «рейганомика» в США и «тетчеризм» в Англии. Однако следует заметить что в любой ситуации нельзя усиливать роль и значение учреждений госрегулирования за счет свертывания саморегулирования: это приведет к утверждению командно-административной системы хозяйствования. Нельзя также доводить дерегулирования до абсурда, утверждения рыночной стихии. Нужны оптимальный подход и здравый смысл.
Социальная направленность конкурентного рынка постиндустриального общества обеспечивается рыночной ценой на товары и услуги. Рыночная цена, по А. Маршаллу,-это цена, свободно устанавливаемая на рынке по влиянием спроса и предложения. Она складывается из цены спроса, отражающей действие факторов обращения (полезность, покупательная способность потребителей, насыщенность рынка товаром), и цены предложения, выражающей издержки факторов производства, или стоимость товара. Важно отметить: социально направленными ценами называются не любые цены, формирующиеся на рынке под влиянием спроса и предложения, а лишь те из них, которые принято называть сознательно регулируемыми, устанавливаемые в результате уравновешивания интересов производителей и потребителей. Поэтому порядок формирования и функционирования цен рынка- объект госрегулирования и саморегулирования свободной конкуренции постиндустриального общества. Экономическая теория для хозяйственной практики государственных органов, занимающихся контролем за ценообразованием, и маркетинговых служб предприятий должна показать, как формируются рыночные цены, каким образом достигается равновесие спроса и предложения на рынке единичного товара.
При формировании рыночных цен, согласно неоклассической теории А. Маршалла, доминирует спрос. По закону спроса, сформулированному в 1838 году Антуаном Курно, чем выше рыночная цена, тем ниже спрос. И наоборот. Правда, у этого правила есть исключение: товары Гриффена (картофель, хлеб и другие товары первой необходимости), спрос на которые увеличивается даже при росте цен. Эти товары названы именем ученого, проводившего наблюдение в конце XIX века в Ирландии вовремя голода. Тогда картофель остался для бедняков единственно доступным продуктом питания; и его покупали все чаще, хотя цены на него постоянно росли.
Спрос в рыночном механизме выполняет две функции. Из закона спроса следует, что в первых, чем выше цена, тем меньше количество товаров будет куплено потребителями( функция сдерживания роста производства и объема продаж); во-вторых, при снижении цены количество покупок данного товара возрастает(стимулирующая функция роста продаж). Этот закон характеризует и другую важную особенность рыночного механизма: постепенное убывание спроса у покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит вследствие не только роста цены, но и насыщения потребностей. Эта особенность спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Убывание спроса в данном случае происходит, несмотря на снижение цены.
Характерную зависимость между ценой и количеством покупаемых товаров, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис5.)
Рис. 5. График спроса- кривая d1d2
На оси абсцисс- количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, на оси ординат- цены этих товаров P).
Отметим две особенности кривой d1d2: во первых, отрицательный наклон, характерный для обратной зависимости ее переменных, цены и количества покупаемого товара; во-вторых, пологий, нисходящий вид, иллюстрирующий вышеупомянутое постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.
Проанализировать эти характерные для спроса особенности можно с помощью нескольких произвольно взятых точек на кривой d1d2 (A,B,C,D). Любой из этих точек соответствует определенное отношение двух переменных: цены и количества возможных покупок товаров по ней.
Перемещаясь по кривой d1d2 из одной точки в любую другую, можно обнаружить лишь соотношение обратной зависимости цен и возможных покупок. Точка А-это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В- несколько сниженная цена, вследствие чего количество покупок товара возросло; в точке С- и любой другой, расположенной ниже ее, наблюдается тенденция снижения цены и соответствующего возрастания количества продаваемого товара. Можно представить процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении (снизу-вверх), демонстрируя тенденцию повышения цены и снижения количества проданного товара. Но перемещение по кривой спроса к точкам С,В,А, и далее показывает неуклонное повышение цены, которому соответствует снижение количества продаж товара.
Рыночное ценообразование –многомерный процесс, при котором взаимодействуют различные факторы. Количество товаров, которое может быть куплено, зависит не только от цены, но и от доходов потребителей, наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых товаров, предпочтений и вкусов потребителей и др. Воздействие этих факторов на спрос происходит подчас при неизменяющихся ценах и независимо от их динамики.
Предложение товара в механизме конкурентного рынка играет, как и спрос, важную, но и иную роль. Закон предложения выражает его прямую зависимость от цены на товар. Повышение цены вызывает увеличение количества товара, предлагаемого к продаже. И наоборот, снижение цены ведет к сокращению производства и предложения товара на рынке.
Если изобразить прямую зависимость между ценой и объемом товара на графике (рис. 6), на вертикальной оси которого представлена цена за единицу товара (Р), а на горизонтальной –количество выпускаемого товара (Q), то получил восходящую кривую S1S2 , имеющую положительный наклон.
Информация о работе Механизм функционирования конкурентного рынка постиндустриального общества