Механизм функционирования конкурентного рынка постиндустриального общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие совершенной конкуренции. Функции конкурентного рынка и его инфраструктура.
Спрос и предложение в механизме конкурентного рынка.
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.
Теория предельной полезности и потребительский выбор. Кривые безразличия Парето-Хикса.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Все точки (А,В,С) на кривой предложения показывают изменение цены и количества товара на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Предложение товаров- кривая S1S2

Прямая зависимость объема предложения от цены  товара устанавливается тогда, когда цена позволяет  предпринимателю возместить издержи производства и получить прибыль. Каждой точке на кривой S1S2   соответствует своя комбинация  «цена- количества товара»; начальные точки на кривой  S1S2 (в частности  точка С и точки, расположенные ниже) означают снижение  цены и сокращение предлагаемого  рынку количества товара.

Установление равновесной цены на конкурентном рынке происходит под воздействием  спроса и предложения. Н рис. 7 показаны в общем виде динамические процессы, которые происходят в сфере обращения. Рыночная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса  и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7. График рыночного равновесия спроса и предложения.

 

Точка пересечения кривых спроса (d1d2) и предложения (S1S2) –это точка Е; она  характеризует равновесие рынка единичного товара.

На рис. 7. видно, что при взаимодействии спроса и предложения возникают три состояния конъюнктуры рынка.

    • - дефицитный рынок (S2Ed2), на котором  спрос вывшее предложения; доминирует цена продавца;
    • избыточный рынок (S1Ed1), на котором предложение больше спроса; доминирует цена покупателя;
    • равновесный рынок  (точка Е), при котором спрос равен предложению;

устанавливается равновесная цена, т.е. цена спроса равна цене предложения.

Конкурентный рынок всегда стремится к равновесию, рыночная цена- к равновесной цене, количество продаваемого товара- к равновесному количеству. Такова тенденция.

Равновесие  на рынке  может  быть мгновенным, краткосрочным и длительным.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    1. дефицит товаров говорит о том, что покупателям необходимо платить за них более высокую цену, чтобы не остаться без продуктов;
    2. растущая рыночная цена побуждает фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства дефицитного товара;
    3. избыточное предложение заставляет конкурирующих изготовителей товара снижать цену на него для того, чтобы  избавиться от производства. Падающие цены «подсказывают» руководителям фирм, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство  данного продукта, или привлекать на рынок дополнительных покупателей.

 

 

3. Эластичность  спроса и предложения. Практическое  использование показателей эластичности.

Чувствительность спроса и предложения к изменению цены товара А. Маршалл назвал ценовой эластичностью.

Согласно закону спроса потребители при снижении цены будут приобретать  большее количество товара. Но степень реакции  потребителей на изменение цены может варьироваться от продукта к продукту, последовательно приобретаемых на рынке. Если небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, такой спрос называют эластичным. Если существенные изменения цены не ведут к позитивному изменению количества покупок, такой спрос считается неэластичным. Когда процентное изменение цены и последующие изменения количества продукции равны по величине, налицо случай одиночный, или единичной, эластичности.

Ценовая эластичность спроса по цене (Эс.ц.)  равна  отношению изменения объема покупок в % к изменению цены на товар в %.

             изменение объема покупок, %   

Эс.ц.  =     изменение цены на товар, %

 

Пример: цена масла увеличилась на 10%, что привело к сокращению количества продаваемого масла на 5 %; эластичность спроса в этом случае равна 0,5.

Возможны три варианта результатов расчета:

  1. неэластичный спрос (Эс.ц.  <1) возникает тогда, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция); если спрос неэластичен, снижение цены приведет к уменьшению общей выручки от продажи товара; расширение продаж будет недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка сократится;
  2. эластичный спрос (Эс.ц. >1); приобретаемое количество товара увеличивается больше чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция); если спрос эластичен, уменьшение цены ведет к увеличению общей выручки фирмы, потому что даже при меньшей цене единицы продукции прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь;
  3. единичная эластичность (Эс.ц =1); снижение цены не влияет на общую выручку фирмы; такая эластичность возникает тогда, когда количество покупаемого товара возрастает на 1% на каждый процент снижения цены, при этом увеличение объема продаж лишь компенсирует потери от снижения  цены.                                                                             

 

Спрос на продаваемый товар зависит  не только от цены этого товара, но и от цены других альтернативных товаров (например, изменение спроса на масло связано с изменением цены маргарина, и наоборот). Речь идет о перекрестной эластичности спроса по цене.

Концепция перекрестной эластичности позволяет установить, насколько потребительский спрос на один продукт (X) чувствителен  к изменению спроса на другой продукт (V):

 

                 Изменение объема продаж товара X, %

               Эпер. =            изменение цены товара V, %

Эта концепция позволяет понять явление взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене имеет положительное значение, то есть количество запрашиваемой на рынке продукцииX варьируется в прямой зависимости от изменения цены продуктаV, то продукты  X,иV являются взаимозаменяющими  товарами. Чем выше положительный коэффициент, тем выше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной  эластичности имеет отрицательное  значение, то товары X,иV являются взамиодополняющими. Нулевой или почти нулевой коэффициент  свидетельствует о том, что два данных товара не связаны между собой, то есть при продаже являются независимыми товарами.

Примеры: рост цен на бензин снижает спрос на автомобили: рост цены на стиральный порошок увеличивает спрос на хозяйственное мыло.

Маркетинговыми исследованиями определяется также эластичность спроса по доходу. Известно, что изменение спроса на товар может быть  обусловлено тем или иным изменением доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу Э с.д. равна отношению изменения объема продаж (покупок), 5 к изменению доходов потребителей, %:

 

              Изменение объема продаж(или покупок),%

Э с.д.  =          изменение доходов потребителей 

 

С ростом доходов расширяется возможность совершения покупок. Спрос на большинство товаров увеличивается. Но его эластичность для разных товаров различна. Например, для товаров первой необходимости  Э с.д  будет меньше 1, а для предметов роскоши –больше1. Существуют товары, которые при росте доходов вытесняются другими. Спрос на худшие по качеству товары падает.

Практическое значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в прогнозировании того, какие именно виды производства имеют шанс на процветание и расширение, а каких в будущем ожидают застой и сокращение. Высокая эластичность по доходу означает,  что исследуемый вид производства имеет наибольшие шансы на развитие.

Аналогично эластичности спроса рассчитывается эластичность предложения товара по цене  (Эп.ц.), которая характеризует чувствительность, реакцию предложения (объема предлагаемых к продаже товаров) на изменение цены товара. Такая эластичность характеризует реакцию фирмы производителя на изменение цены товара. Она определяется отношением изменения объема предлагаемых к продаже товаров, % к изменению цены, % :

 

                         Изменение количества предлагаемых к продаже товаров, %

          Эп.ц. =                          изменение цены товара,  %

 

 

Возможны три варианта результатов расчета:

  1.    Предложение эластично Эп.ц. > 1; при этом повышение цены, согласно закону предложения, вызовет  рост предложения и выручки; 1% увеличения цены вызывает увеличение  количества предлагаемых к продаже товаров более чем на 1%;
  2. Предложение неэластично, Эп.ц. < 1; с увеличением цены предложение растет, а объем продаж, % сокращается; увеличение цены не оказывает позитивного влияния на доходы фирмы;
  3. Единичная эластичность Эп.ц= 1;рост цены и увеличение предложения не меняют дохода фирмы; 1% увеличения  объема предлагаемых к продажи товаров; налицо равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров.

 

Степень эластичности предложения зависит от ряда факторов:

 

  1.    способности фирмы к длительному хранению товара, а также          стоимости хранения (для товара, который не может храниться длительное время, эластичность  переложения по цене будет низкой);
  2.   специфичность производственного процесса (если производитель товара может расширить производство при повышении цены либо переключиться на выпуск другого товара при понижении цены, то предложение товара является  эластичным);
  3.    временного фактора (производство  не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы либо нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уволить рабочих, рассчитаться  с банковским кредитом).

 

 

4. Теория предельной  полезности и потребительский  выбор. Кривые безразличия Парето-Хикса.

В 90-е годы XIX в.  с созданием А. Маршаллом неоклассической теории рыночной цены закончилось противостояние сторонников теории стоимости и теории предельной полезности в определении первоосновы цен. Знаменитое  сравнение А. Маршаллом полезности и стоимости (издержек производства) с двумя лезвиями ножниц имеет следующий смысл: нет основания спорить как о том, разрезается ли кусок бумаги верхним  или нижним лезвием ножниц, так и том, регулируется ли рыночная цена издержками производства или полезностью. Синтез двух классических направлений позволил представить рыночную цену как единство двух противоположностей: цены спроса, в основе которой лежит предельная полезность, и цены предложения, отражающей издержки производства, или стоимость. При такой концепции  рыночной цены теория предельной полезности, вовлеченная в неоклассический синтез с теориями стоимости, спроса и предложения и др., потеряла самостоятельное значение.

В начале XXв.  Теория предельной полезности была востребована в новой роли методологии проблемы потребительского  выбора. Эта проблема  решается исходя из следующих ее положений: 10 полезность каждой последующей единицы покупаемого товара меньше полезности предыдущей единицы; 2) потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя  свой ограниченный доход.

Первое положение находит отражение в законе убывающей предельной полезности который утверждает, что по мере того, как индивид потребляет все новые единицы одного и того же товара, растет общая полезность, получаемая им, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезности представлен в табл.1.

                                                                                                         

                                                                                                   Таблица 1

 

Закон убывающей предельной полезности

Количество потребленного товара

Общая полезность

Предельная полезность

0

0

0

1

4

4

2

7

3

3

9

2

4

10

1

5

10

0


 

Из табл. 1 видно, что хотя общая полезность с ростом количества потребляемого блага увеличивается, темпы  этого роста все время снижаются. Это связано с сокращением предельной полезности данного блага, под которой понимается не наибольшая  и не средняя полезность, а наименьшая  польза, ради которой благо еще может  быть употреблено рациональным способом.

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон убывающего спроса. Дело в том что линия спроса при графическом ее построении совпадает с кривой предельной полезности.  С увеличением предлагаемого товара цены на каждую единицу падают, В этом проявляется снижение полезности каждой дополнительной единицы товара по мере его реализации.

Информация о работе Механизм функционирования конкурентного рынка постиндустриального общества