Механизм функционирования конкурентного рынка постиндустриального общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие совершенной конкуренции. Функции конкурентного рынка и его инфраструктура.
Спрос и предложение в механизме конкурентного рынка.
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.
Теория предельной полезности и потребительский выбор. Кривые безразличия Парето-Хикса.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

На основе понятия предельной полезности можно описать поведение потребителей на конкурентном рынке. Его суть: так как каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной  полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии,  что цена будет снижаться. Это заставляет производителей переходить к более низким ценам в целях стимулирования спроса на свою продукцию.

Поведение потребителей объясняется  не только с помощью теории предельной полезности; широко используются также теория потребительского спроса необходимо дать оценку  степени полезности товара. По взглядам на эту проблему ее исследователей можно условно разделить на 2 группы. Представители первой группы используют так называемый кардинальный подход. Они пытаются ввести Различные количественные  единицы измерения полезности: денежные, специальные, например ютиль ( от англ.utility-значение). Экономисты второй группы  используют ординальный подход (от нем. Die Ordnung-порядок).Они полагают, что предельная полезность товара является чисто  субъективной величиной, а потому  ее нельзя измерить количественно,  в связи с чем вводят ординальную, то есть порядковую, величину предельной полезности, с помощью которой определяют, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности.

Попытки кардиналистов количественно измерить предельную полезность  не увенчалась успехом. В теории потребительского выбора возобладал оригинальный подход, одним из разработчиков, которого был итальянский экономист В. Парето. Он считал, что полезность обладает свойством порядковой  измеримости при потребительском выборе товара из совокупности  альтернативных. Другими словами, товары ранжируются. Выбирая товар «А», потребитель присваивает ему первый ранг (высшую степень предпочтения, полезности). Товарам «Б», «В» и др. присваивают соответственно второй, третий и другие ранги (средняя и низшая степени предпочтения, полезности).

Идеи ординализма получили широкое распространение  после появления работ английского экономиста Дж. Хикса, который также считал необходимым отказаться от бесплодных попыток количественного измерения полезности  товара и сконцентрировать  внимание  на анализе предпочтительности товаров при их выборе. В. Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у покупателей определенной шкалы предпочтений. В случае  с двумя товарами  эти предпочтения принимают форму кривых безразличия. Потребителю, по ординализму, свойственно так расходовать свои деньги, чтобы максимально  удовлетворить свои потребности. Совершая покупки, он сравнивает избранный вариант с альтернативными вариантами расходования своих денег для того, чтобы этот вариант принес не меньше полезности, чем другие. Если потребитель покупает альтернативные товары ( «А» и «Б»), то предельную полезность товара «А» ему  приходиться оценивать  количеством товара «Б», от которого он готов отказаться при покупке единицы товара «А». Возможно, ему придется определить, от скольких единиц других благ ему придется отказаться еще, приобретая товар «А». Другими словами, он выясняет, какую цену (жертву) надо заплатить  за свой выбор.

Потребитель ранжирует свое предпочтение товара «А» товару «Б», другим альтернативным товарам или выражает безразличие в связи с повышением величину полезности, чем товары «А» и «В»;  V3, V4,V5,- товаров с большей полезностью, чем у товаров «А» и «В»  (цены на них высоки, а потому потребитель не рассматривает эти товары в качестве взаимозаменяемых, делая свой выбор).

Таким образом, рассматривая поведение потребителя на рынке, экономическая теория утверждает: типичный потребитель желает так истратить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум совокупной полезности. Потребитель ведет себя рационально. Вместе с тем он испытывает бюджетные ограничения. Поэтому ему придется формировать  такую потребительскую корзину, которая соответствовала бы его бюджету и в то же время приносила бы максимум совокупной полезности.

 

 


 



Информация о работе Механизм функционирования конкурентного рынка постиндустриального общества