Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель нашей работы, рассмотреть модели данной системы и выяснить, проблемы и специфику их развития. Для реализации данной цели поставим задачи нашей работы, а именно: изучить существующие модели смешанной экономики, рассмотреть, как они развивались, и что влияло на их становление.
Методы научного познания, используемые в данной работе:
Монографический; экономико-статистический; аналитический; сравнительный.
Введение 3
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы 4
1.1.История возникновения смешанной экономической системы 4
1.2.Основные черты смешанной экономики 6
2. Модели смешанной экономики 8
2.1.Группы моделей смешанной экономики 8
3.Национальные модели смешанной экономики 11
3.1.Шведская модель 11
3.2.Американская модель 14
3.3.Германская модель 18
3.4.Японская модель 24
3.5 Смешанная экономика в России 27
Заключение 29
Список литературы 31
Министерство образования и науки
Российский Государственный Метеорологический Университет
Кафедра экономики предприятия и учетных систем
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
«Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития»
Выполнила Иванова И. С.
Студентка факультета ЭиСГ
Группа Э-205
Руководитель
Олежек Л.Ю.
Екатеринбург 2012 год
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы 4
1.1.История возникновения смешанной экономической системы 4
1.2.Основные черты смешанной экономики 6
2. Модели смешанной экономики 8
2.1.Группы моделей смешанной экономики 8
3.Национальные модели смешанной экономики 11
3.1.Шведская модель 11
3.2.Американская модель 14
3.3.Германская модель 18
3.4.Японская модель 24
3.5 Смешанная экономика в России 27
Заключение 29
Список литературы 31
С развитием экономических систем, появлялись новые модели экономики, но большинство стран посчитало, что ни одна из существующих на тот момент система, полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом, пришли к выводу, что требуется новая модель экономики, которая изменит положение дел и даст новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Так и появилась смешанная экономика, сочетающая в себе признаки двух других экономических систем, и которая лучше справляется с поставленной задачей. Поэтому нам необходимо изучать эту экономическую систему.
Цель нашей работы, рассмотреть модели данной системы и выяснить, проблемы и специфику их развития. Для реализации данной цели поставим задачи нашей работы, а именно: изучить существующие модели смешанной экономики, рассмотреть, как они развивались, и что влияло на их становление.
Методы научного познания, используемые в данной работе:
Монографический; экономико-статистический; аналитический; сравнительный.
Рыночная экономика испытывала серьезные затруднения еще в XIX в. Низкая зарплата, высокий уровень безработицы, ненормированный рабочий день - все эти факторы вызывали недовольство широких масс населения во многих странах. Из-за «Великой депрессии» их охватила всеобщая волна банкротства и массовой безработицы. Такая ситуация породила недоверие к рыночной экономике, как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. В дальнейшем интересы различных социальных групп в какой-то мере объединила смешанная экономическая система. Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.(1)
Наибольший вклад в развитие этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно- денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство.
Сторонники неокейнсианства основное внимание уделяли проблемам занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей мере изучали вопросы распределения доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие направления как монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора.
Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.
Институционалисты видели связь
между «институтами» и
Таким образом, экономика должна учитывать все это при выборе путей развития. А государство должно принимать во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимилизации прибыли, вследствие чего часть трудоспособного населения может остаться без работы.
Все эти экономические
концепции явились
Одним из главных признаков
является преобладание рыночной организации
экономики, что в первую очередь
подразумевает свободное
Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками, могут выступать, соответственно, органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Так же органы местного самоуправления, и уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов, пол учатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств».(2)
Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.
К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.(3)
Специфические черты смешанной
экономики - во-первых, новый хозяйственный
механизм органически соединяет
устойчивость государственного управления,
необходимую для удовлетворения
потребностей и гибкость рыночного
саморегулирования, что требуется
в особенности для
Каждое отдельное государство
по-разному расставляет
- насколько увеличивается
рыночный сектор, настолько (в
пределах определившейся
- насколько эффективен
финансовый потенциал
- процесс приватизации (в
том числе и земли) будет
идти в стране до тех пор
и до тех размеров, пока весь
государственный сектор не
В разных странах и регионах формируются разные модели смешанной экономики. Они различаются в «национальном коэффициенте смешения» различных форм собственности, рынке и государственном регулировании, капитале и социальности, экономической и пост экономической сторонах. Эти особенности возникают из-за различия уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, и других различий. Все эти модели можно объединить в группы по общим чертам и признакам, например:
Группы с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства. В таких моделях преимущественна сфера рынка, по сравнению с государственным сектором. Примером является модель экономической системы США. В данной модели государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции. Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать социальные выбросы» (проводить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды. Особая задача государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
Группы с максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме (при сохранении рынка). Данная модель основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственный контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии, Южной Корее и Китае. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм: разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, обеспечивает сохранность рыночных связей, улучшает положение дел на отдельных видах рынков. Далее, государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объём государственного кредита, повышается норма процента. Государство регулирует социальные отношения. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принимаются меры к развитию образования, здравоохранения.
В другой классификации можно выделить несколько моделей.
Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия.
Неолиберальный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Некоторые из его представителей: Людвиг Эрхард, Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ.
Модель централизованного
согласия являлась как бы компромиссом
между двумя другими моделями.
В этом случае существовало согласие
разных социальных сторон. В двухсторонней
системе этими сторонами
Информация о работе Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития