Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы, рассмотреть модели данной системы и выяснить, проблемы и специфику их развития. Для реализации данной цели поставим задачи нашей работы, а именно: изучить существующие модели смешанной экономики, рассмотреть, как они развивались, и что влияло на их становление.
Методы научного познания, используемые в данной работе:
Монографический; экономико-статистический; аналитический; сравнительный.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы 4
1.1.История возникновения смешанной экономической системы 4
1.2.Основные черты смешанной экономики 6
2. Модели смешанной экономики 8
2.1.Группы моделей смешанной экономики 8
3.Национальные модели смешанной экономики 11
3.1.Шведская модель 11
3.2.Американская модель 14
3.3.Германская модель 18
3.4.Японская модель 24
3.5 Смешанная экономика в России 27
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

Сегодня американская экономика  является главным стабилизатором и  локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме  того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая  развивающиеся. Следовательно, американская экономика вполне самодостаточна. Она  отличается крупномасштабной ориентацией  на НТП и передовую технику, является реальной базой для политической и военной “супердержавности” страны, с которой приходится считаться всем другим странам, включая и Россию.

3.3.Германская модель

Периодизация этапов развития этой модели не всегда совпадает с круглыми датами, и этап, продолжавшийся до начала Первой мировой войны, начался не в 1901, а в 1873 г. - после так называемого грюндерского кризиса, когда бурное создание промышленных мощностей обусловило избыточное предложение, последовавшее падение иен и замедление экономического роста. Последующие 20 лет протекали под знаком этого кризиса и преодоления его последствий. Но именно в это время происходили кардинальные структурные сдвиги, которые превратили Германию в преимущественно индустриальную державу.

После крушения нацистского  режима и окончания войны в  течение трех лет разделенная  Германия пребывала в нужде и  разрухе. Лишь удачная денежная и  экономическая реформа, проведенная  Людвигом Эрхардом при поддержке американских оккупационных властей в Западной Германии в июне 19-48 г., вновь привела конъюнктуру в движение.

Период 1952—1958 гг. характеризовался особенно сильным и повсеместным ростом (ВВП увеличился почти в 2 раза, а число безработных, напротив, более чем в 2 раза уменьшилось, причем до уровня, который можно характеризовать  как полную занятость). Одновременно росли доходы домашних хозяйств, поддерживающих высокий спрос. Возникновение общества благосостояния через два десятка  лет после полной разрухи стали  называть «германским экономическим  чудом». Основу роста составляли обрабатывающие отрасли, прежде всего машиностроение, автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность. До сих  пор эти четыре отрасли доминируют в германской экономике (в структуре  промышленности их совокупная доля в 1999 г. составила 50%).

Хозяйственный порядок, установившийся после реформ Эрхарда, уже через 15—20 лет столкнулся с новыми проблемами и потребовал проведения модификации (модернизации). Первая из них произошла в конце 60-х годов. Уже в 1963 г. обнаружились симптомы окончания эпохи экономического чуда. Положение усугублялось заметным снижением внутреннего спроса, поскольку оказались исчерпанными факторы восстановительного бума, а мировая экономика развивалась в те годы не такими высокими темпами, чтобы серьезно расширять экспорт. Несмотря на то, что уже в 1964 г. экономика вновь резко пошла вверх, ощущение надвигающегося кризиса становилось все явственнее. Л. Эрхард, ставший к тому времени канцлером, в правительственном заявлении 1965 г. признал, что экономическое положение и состояние финансов государства вызывает озабоченность (в 1965 г. расходы государства росли почти в 2 раза быстрее, чем ВВП). Однако его призывы к экономии и сдержанности не были услышаны, и во второй половине 1966 г. разразился первый в послевоенной Германии экономический кризис. Хотя кризис 1966—1967 гг. был непродолжительным и не очень глубоким (после падения ВВП на 0,3% в 1967г. уже в 1968 г. был, достигнут его реальный рост на 5,7%, а в 1969 г. — на 7,4%), он существенно повлиял на все последующее хозяйственно-политическое развитие Германии. По-новому стали оцениваться факторы и возможности экономического роста, произошел поворот в экономической политике, в частности, была создана система регулирования конъюнктуры.

В 70-е годы неустойчивость экономической конъюнктуры усилилась. Наращивание государственного потребления (его доля в ВВП увеличилась  с 13,3% в 1960 г. до 20,2% в 1980 г.) не спасала  положение, а лишь порождала новые  проблемы: бюджетные дефициты, подрывавшие  всю систему государственного конъюнктурного регулирования, рост госдолга, инфляцию. Последняя стала особенно острой проблемой: если в 60-е годы потребительские иены росли в среднем на 2,6% в год, то в 70-е - на 5,1 % (правда, следует учитывать негативное влияние на иены нефтяного кризиса 1973—1974 гг.: именно в эти два года иены росли на 7%, что стало самым высоким показателем после 1952 г.).

Только в середине 80-х  годов удалось переломить тенденцию  и вернуть среднегодовой показатель инфляции к 2,6%. «Нефтяной шок» спровоцировал в Германии в 1974—1975гг. новый структурный кризис, перешедший в двухлетнюю депрессию, в ходе которой число безработных превысило 1 млн. человек. Впервые с начала 50-х годов страна столкнулась с проблемой, казалось, давно преодоленной: массовой безработицей. Именно тогда возникли не преодоленные до сих пор трудности на рынке труда, и в 80-е годы проблемой № 1 вместо инфляции надолго стала безработица. При этом обнаружилась явная несогласованность действий профсоюзов, которые под влиянием высокой инфляции требовали все большего повышения заработной платы, и предпринимателей, которых новые хозяйственные условия понуждали к снижению издержек (и не в последнюю очередь — на труд), к рационализации и модернизации производства, а не к экстенсивному его росту. Фирмы направляли на рационализацию более 50% всех производственных инвестиций и не были заинтересованы создавать новые дорогостоящие рабочие места.

Смена в конце 1982 г. социал-либеральной коалиции Г. Шмидта, правоконсервативным кабинетом во главе с Г. Колем, совпала с началом умеренного, но устойчивого и довольно длительного (до 1992 г.) подъема. Темпы прироста ВВП в постоянных иенах в этот период колебались от 1,5% в 1987 г. до 5,7% в 1990 г. Инфляция с 1984 по 1990 г. держалась на уровне ниже 3%, но безработица оставалась высокой (хотя и снижалась). В целом 80-е годы расценивались как успех второй модификации социального рыночного хозяйства (стимулирование предложения) и возвращение к устойчивому бескризисному развитию.

Видимо, этот успех стал одним  из факторов, побудивших правительство  ФРГ в 1990 г. согласиться на быструю  интеграцию бывшей ГДР. Впрочем, решение  об объединении Германии было обосновано скорее политически, нежели экономически. Оно потребовало колоссальных расходов, не стало толчком к новому витку  экономического роста, а, напротив, совпало  с существенным замедлением развития и усугубило его. Хотя страна объединилась, конъюнктура в 90-е годы характеризовалась  как «раздвоенная», или «расколотая». Полный крах восточногерманской экономики  в 1990 г. был быстро компенсирован  ускоренным ростом ВВП в новых  федеральных землях в 1992—1995 гг. (в 1994г. он оказался даже рекордным в Европе — около 10%). При этом происходила  масштабная качественная трансформация  производственного аппарата, инфраструктуры, хозяйственных отношений, хозяйственного порядка. В то же время в западных землях рост был весьма незначительным, и бум на Востоке не компенсировал снижение темпов в - старой» ФРГ (в лучшем случае он добавлял к темпам прироста 0,1 процентного пункта).

Современная модель смешанной  экономики в Германии представляет собой социальное рыночное хозяйство, где рыночные принципы сочетаются с  функционированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики, призванной смягчить их жесткость  или элиминировать их недостатки. В связи с этим важнейшей задачей  правительства становится обеспечение  баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

В основе рыночной эффективности  лежат принципы конкурентной политики, среди них, принцип «оптимальной интенсивности» конкуренции. Он предполагает широкую олигополию с умеренной индивидуализацией продукции. Основные принципы конкурентной политики отражены в конкурентном праве, которое все в большей степени ориентируется на европейское. Особое внимание в нем уделяется защите качества конкуренции. В процессе конкурентной борьбы могут быть использованы только те средства, которые обеспечивают эффективность процесса и делового общения. В случае нарушения общепринятых этических норм предусматривается возмещение ущерба. Наряду с этим товарные знаки и марки защищены правовыми нормами и приняты ограничения во времени для патентов (20 лет).

Эффективность рынка в  Германии определяют по его соответствию интересам потребителя (т.е. суверенитета потребителя). Во избежание стать  «забытым социальным партнером» на уровне правительства постоянно принимаются  меры по элиминированию «навязчивой» рекламы и недостаточной прозрачности рынка. Однако эффективная конкуренция  предусматривает ответственность, инициативу и активность каждого  человека в обеспечении своего существования  по принципу «всё, что человек в  состоянии сделать сам, не должно выполнять за него общество» (так  называемый принцип дополнительности). В социальной политике германского  правительства предусматривается справедливость, социальная защита и социальный мир. Социальная справедливость предполагает справедливое распределение произведенных благ среди всех членов общества. Она призвана сглаживать неравномерность в первичном распределении доходов. Государство в этом случае гарантирует определенный уровень жизни каждому гражданину своей страны. Социальная защита охватывает мероприятия, которые предохраняют население от различных жизненных рисков (страхование на случай болезни, несчастных случаев, выплата пенсий и пособий по безработице и др.), т.е. государство берет на себя ответственность за условия существования каждого члена общества. Социальный мир предусматривает социальное согласие на уровне всех социальных групп.

Германская модель характеризуется  следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности  германской модели есть производные  от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых  является органическое единство рынка  и государства.

 

3.4.Японская модель

Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего  ее в разряд «экономической сверхдержавы». И хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все  же главными оказались собственные усилия нации.

Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные  города и многие промышленные предприятия  лежали в развалинах. Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни - продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Наоборот, страна, занимающая лишь 0,3% земной суши, на которой проживает всего 2,5% населения земли, производила в 1988 г. свыше 10% мирового валового продукта: 35,5 млн. долл. на каждый обитаемый квадратный (7). Япония производит больше всех в мире судов и роботов, автомобилей и мотоциклов, видеомагнитофонов и телевизоров, фотоаппаратов и часов и многих других видов продукции, обеспечивая не только собственные нужды, но и наводняя своими изделиями мировой рынок.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение  Японии во Второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и  политических препон, мешавших более  свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США  и странах Западной Европы, отпуска  короче, затраты на социальное обеспечение  ниже. Отношение японских рабочих  и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах.

Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает  отдельного рассмотрения. Сейчас же важно  подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени  самоограничения японского народа «экономическое чудо» вряд ли бы состоялось. В Японии богатство и роскошь не бросаются в глаза, как, впрочем, и нищета. Подавляющее большинство японских семейств относит себя, согласно социальным исследованиям, к «среднему классу» (90%). Японцы привыкли откладывать сбережения на «черный день», который может в результате удара стихии обрушиться на них в любое время. В японских селениях и городских кварталах имелись специальные прочные каменные строения, где жители округа хранили свои ценности и сбережения. Сегодня японцы хранят свои сбережения в сберегательных учреждениях, в банках, в ценных бумагах и страховых полисах, земельной собственности и недвижимости. Присущая японцам бережливость явилась очень важным фактором мобилизации средств для послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволила Японии избежать серьезной внешней задолженности.

Потерпевшая поражение в  войне Япония не допустила в сколь  либо значительных размерах иностранный  капитал в свою экономику. А сегодня  ее заграничные капиталовложения значительно  превосходят вклады иностранных  инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непрерывного притока личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень  военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного  послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1 % от валового национального  продукта Японии.(8)

Однако по мере того как  Япония подтягивается до уровня США  и других промышленно развитых стран  Запада и вступления ее в период «экономической зрелости», темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно  выравниваться. Впрочем, замечает С. Окита, достижение «зрелости» не всегда означает снижение жизнеспособности, особенно принимая во внимание внедрение новейших технологий, успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.

Информация о работе Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития