Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является углубление и систематизация знаний в области налогообложения. Мы дадим четкое представление о теории налогов, раскроем такие понятия как экономическая сущность и функции налогов в рыночной экономике. Отразим вопросы налоговой политики и конечно изложим конкретные виды налогов и сборов, действующих в налоговой системе Российской Федерации.
Введение 3-4
1. Экономическая теория налогов и налогообложения 5-18
1.1. Экономическое содержание налога 5-12
§1. Понятие налога и его сущность 5-7
§2. Экономические принципы и функции налогов 8-12
1.2. Налоговая политика 13-18
2. Структура действующей налоговой системы РФ 19-31
2.1. Основные виды налогов, их установление, 19-24
взимание и применение.
2.2. Специальные налоговые режимы 24-31
Заключение 32-33
Литература 34
Рецензия 35
План:
Введение
§1. Понятие налога и его сущность
§2. Экономические принципы и функции налогов 8-12
взимание и применение.
Заключение
Литература
Рецензия
Ведение.
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики всегда были и продолжают оставаться налоги. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Налоги являются необходимым звеном в рыночной экономике любой страны, поскольку являются важнейшим элементом распределительно – денежных отношений, организуемых государством. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования рыночной экономики.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов как на федеральном, так и местных уровнях. Это достигается, в основном, за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.
Проблемы налогов, сборов, пошлин и их налогообложение всегда актуальны. Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, но далеко не все глубоко разбираются в их экономическом содержании, правовой природе и социальном назначении. Проблемы правильного понимания природы налога обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес только лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. Но в настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. Именно поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
В связи с постоянно возрастающей социальной значимостью налогового права, когда проблемы правового регулирования взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов охватывают все большее количество граждан России, знание основных положений и принципов формирования системы налогообложения и порядка исчисления основных видов налогов является необходимым для всех, кто имеет отношение к сфере налогообложения.
Целью нашей курсовой работы является углубление и систематизация знаний в области налогообложения. Мы дадим четкое представление о теории налогов, раскроем такие понятия как экономическая сущность и функции налогов в рыночной экономике. Отразим вопросы налоговой политики и конечно изложим конкретные виды налогов и сборов, действующих в налоговой системе Российской Федерации.
§1. Понятие налога и его сущность.
Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия «налог», независимо от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.
На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально – вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, государственные доходы и расходы выражаются в денежной форме. В условиях становления рыночных отношений актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги. По мере социально-экономического развития общества налоги становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов.
Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей. Четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов.
Взгляды на сущность налогов менялись с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является У. Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII-XVIII веках согласно теории Ш.Монтескье, Вольтера, В.Р. Мирабо и др. экономистами налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. В период с XVIII по XIXв., на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалась окончательно только к началу XIXв. Н.И. Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей.
Исходя из подобных многочисленных теорий налогообложения, на протяжении столетий строилось и определение самого понятия «налог». Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили определение налога.
Наиболее полное определение налога дано в первой части налогового кодекса РФ. Статья 8 Кодекса определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Налоги следует отличать от сборов, особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношения плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. Под сбором Налоговый кодекс понимает обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сбор в отличие от налога не носит индивидуально безвозмездный характер и не используется в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов.
§2. Экономические принципы и функции налогов.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Но для всех стран существуют общие принципы налогообложения, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные А.Смитом и дополненные А.Вагнером.
Разработанные ими и уточненными в XXв. С учетом реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения можно разделить на 3 группы: экономические, организационные и юридические.
Экономические принципы включают в себя:
- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или это влияние должно быть минимальным.
- максимальная эффективность
каждого конкретного налога, выражаемая
в низких издержках
3. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков.
4. Принцип множественности налогов включает в себя ряд аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Другой важный аспект - недопустимость «бюджета одного налога», т.к. при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может не состояться.
5. Принцип всеобщности. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя, таким образом, в финансировании общегосударственных расходов.
Организационные принципы включают в себя:
- налоговая система
должна предъявлять одинаковые
требования к эффективности
- должен быть обеспечен
2. Принцип удобства и времени взимания. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.
3. Принцип разделения налогов по уровням власти. Он устанавливает, что каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области ведения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и др. элементов налогообложения.
4. Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа, не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
5. Принцип эффективности. Его суть заключается в том, что административные издержки на формирование и регулирование национальной системы налоговых отношений и обеспечение контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.
6. Принцип гласности означает требование официального опубликования налоговых законов и других нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщиков.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике